ассказывают люди, что жила на свете маленькая старушка, и было у неё пять коров. Раз утром пошла она в поле и нашла там хвощинку-травинку с пятью отростками. Вытащила старушка хвощинку из земли, не сломав при этом ни корешка, ни единого отростка, отнесла к себе в юрту и уложила на подушку. А сама вышла и стала коров доить. 

Вдруг слышит она, что в юрте словно бубенцы зазвенели. От неожиданности расплескала старушка молоко, уронила подойник и побежала обратно в юрту. Заходит, смотрит — всё на месте; на подушке, как и прежде, лежит хвощинка.

Вернулась было старушка к своим коровам, но опять зазвенели в юрте бубенцы. Прибегает она обратно и видит, что сидит на подушке девушка необычайной красоты. Глаза её сверкают ярче драгоценных камней в обрамлении чёрных соболиных бровей. Поняла старушка, что это хвощинка обернулась такой красавицей, обрадовалась и говорит девушке:
— Оставайся у меня жить, будешь мне дочерью!

Та и согласилась.

Как-то раз бродил по тайге молодой охотник по имени Харжит-Бергень. Заметил он на дереве серую белку, хотел поразить её стрелой, но промахнулся. Белка весь день с дерева на дерево прыгает, бежит охотник за ней следом, но сколько ни стреляет — никак не может попасть.
Прибежала белка к тому месту, где жила маленькая старушка, села на сосну рядом с юртой. Выстрелил Харжит-Бергень в белку, да опять промазал. Белка ускакала, а стрела попала прямо в дымовое отверстие юрты.

Кричит тогда охотник:
— Старуха, отдай мне мою стрелу!
А в ответ — тишина. 
Рассердился Харжит-Бергень, сам вошёл в юрту, а там сидит красавица, какой он раньше не видывал. 

Так поразила охотника красота неизвестной девушки, что он дар речи потерял, забыл, за чем пришёл. Вышел он обратно на улицу, сел на коня и уехал.

Вернулся Харжит-Бергень домой и говорит своим родителям:
— Видел я, что у маленькой старушки, хозяйки пяти коров, живёт очень славная девушка. Хочу просить её в жёны. 

Собрал отец Харжит-Бергеня людей и послал девять всадников на девяти конях просить девушку сыну в жёны.

Подъехали они к юрте маленькой старушки, хозяйки пяти коров, вошли внутрь и увидели девушку такой красоты, что забыли, за чем пришли. Потом спохватились и вышли все, кроме одного — самого уважаемого среди них, кто остался говорить с хозяйкой. Попросил он старушку отдать девушку в жёны молодому Харжит-Бергеню. Та не против. Спросили тогда у девушки, пойдёт ли она за охотника. Ответила девушка, что согласна.

Стали обсуждать калым — выкуп за невесту. Попросила старушка пригнать в качестве калыма столько коров и лошадей, чтобы они едва поместились на её поле. Тут же поехали и пригнали коров и лошадей столько, что за ними земли не видно и не счесть их числа.
После начали наряжать невесту. Облачили её в свадебное убранство. 

Подвели чубарую лошадь, у которой богатая сбруя вся отделана серебром, а к седлу привешена серебряная плётка. Подошёл Харжит-Бергень к невесте, взял её за руку, посадил на лошадь и повёз к себе домой.

Пока ехали, перебежала им дорогу лиса. Не выдержал охотник и говорит девушке:
— Отъеду я в тайгу и добуду лисицу. Мигом обернусь. А ты пока езжай прямо по этой дороге. Дальше увидишь, что дорога в две стороны расходится. На восход будет повешена шкурка соболя с белой отметиной, туда тебе и надо – езжай по этой дороге. А на закат будет висеть медвежья шкура с белой меткой, но ты туда не сворачивай. 

Унёс конь охотника в тайгу, а девушка отправилась дальше одна. Доехала она до места, где дорога на две разделилась, да только позабыла всё, о чём её Харжит-Бергень наставлял. 

Свернула она на дорогу, у которой подвешена была шкура медведя. Поехала она по ней и выехала к огромной железной юрте. А из юрты выходит демоница в железных одеждах. На лицо страшная: один мутный глаз посередь лба торчит, чёрный язык изо рта на грудь свешивается; на одну ногу хромая и вдобавок однорукая, да и единственная та рука скрюченная. 
Увидела демоница красавицу, сдёрнула её с седла, отобрала праздничный наряд невесты, сама в него облачилась и превратилась в её точную копию. А бедную девушку швырнула через железную юрту с глаз долой. Села демоница вместо невесты на чубарую лошадь, вернулась к развилке и поехала на восход.

А Харжит-Бергень с охоты вернулся, ничего знает, ни о чём не догадывается. Поехал он следом за невестой и догнал, когда та уже подъезжала к юрте его отца. 

Собрались родичи Харжит-Бергеня, чтобы встретить его невесту. Ждут возле коновязи девять юношей и восемь девушек, обсуждают невесту меж собой. Девушки ждут, что заговорит невеста — рассыплются её слова красными бусинами. Приготовили нитки, чтобы нанизывать бусы. Юноши думают, что где ступит невеста — следом побегут чёрные соболи. Приготовили свои луки — бить соболей. 

Сказала невеста слово — рассыпалось оно лягушками. Шагнула на землю — бегут за ней облезлые рыжие горностаи. Удивились родичи жениха и опечалились. 

Устлали путь от коновязи до юрты свежей травой, подхватили невесту за руки и провели внутрь. Вошла она в юрту, сложила в очаге макушки трёх молодых лиственниц, развела огонь. Начался тут свадебный пир — гости едят, пьют, веселятся. Никто и не догадывается, что не девушка перед ними, а демоница. 

Прошло немного времени, и пошла маленькая старушка в очередной раз в поле — доить своих коров. Видит она, что снова растёт на том же самом месте хвощинка-травинка с пятью отростками, будто и не было ничего...

Взяла старушка хвощинку, унесла в дом, положила на подушку и вернулась коров доить. Но как услышала, что зазвенели в юрте бубенцы, вернулась и видит, что сидит на постели девушка, которая стала ещё краше прежнего. 
— Почему ты снова здесь оказалась, дочка? — спрашивает девушку старушка.

Рассказала девушка, что когда повез её Харжит-Бергень к себе домой, перебежала им дорогу лисица. Решил молодой охотник добыть зверя, а невесту отправил вперёд себя, объяснив ей, что должна она свернуть на дорогу, на которой висит шкурка соболя. Да только забыла девушка его слова и свернула на дорогу, что отмечена была медвежьей шкурой. И повстречалась ей там жуткая демоница, стащила с коня, отобрала свадебные наряды, превратилась в точную копию девушки и уехала на её лошади. 

А саму девушку швырнула демоница через железную юрту. Там разорвали её тело серые собаки и притащили на поле возле юрты маленькой старушки, где проросла она снова хвощинкой-травинкой.

Печалится девушка, что не увидеть ей больше Харжит-Бергеня. А старушка её утешает:
— Оставайся пока у меня жить, будешь, как и прежде, мне дочерью. А там глядишь и встретишь снова своего жениха. 

Узнала чубарая лошадь, на которой везли невесту Харжит-Бергеню, что ожила девушка-хвощинка и живёт опять у своей названной матери. Подошла она к отцу молодого охотника и говорит ему человеческим голосом:
— Не довёз Харжит-Бергень невесту, оставил её одну на дороге. Поэтому на развилке дорог свернула она по ошибке на ту дорогу, что отмечена медвежьей шкурой. Повстречалась ей возле железной юрты демоница, отобрала и надела её свадебный наряд, украла лицо, а бедную девушку швырнула через железную юрту. Нынче живёт эта демоница в твоём доме как жена твоего сына. Да только снова жива моя хозяйка. Пошли за ней скорее, приведи сюда и отдай сыну. А демоницу гоните прочь, не то погубит она и сына твоего, и всю вашу семью, разрушит очаг и юрту. 

Услышал отец Харжит-Бергеня эти слова и требует от сына ответа, откуда привёз тот себе жену. Тот отвечает, что взял в жёны дочь маленькой старушки, хозяйки пяти коров. Тогда рассказал отец, что поведала ему чубарая лошадь, как встретила девушка демоницу у железной юрты, а та отобрала её наряды, лицо украла и сама под видом невесты обманом к ним в дом пробралась. 

Говорит отец охотнику:
— Езжай сейчас же к маленькой старушке и упрашивай девушку к тебе вернуться. А демоницу гони из дома, привяжи её к хвосту дикого коня, и пусть он по полю её кости развеет. А не то погубит она всех нас!

Разгневался от этих слов Харжит-Бергень, кровь ему в голову ударила. Схватил демоницу, вытащил её из юрты и привязал к хвосту дикого коня. 

Та поняла, что раскрылся её обман, вся почернела. Поскакал конь в поле, ударил демоницу копытами, и рассыпалось её тело червями и змеями. После собрали их люди и сожгли всех, чтобы и следа не осталось.

Вскочил Харжит-Бергень на коня, поскакал к юрте маленькой старушки. Та, когда увидела охотника, обрадовалась, расстелила путь от коновязи до юрты свежей травой, заколола самую тучную корову и самого крупного коня, чтобы готовить свадебный пир. 

Увидела девушка-хвощинка своего жениха и разрыдалась:
— Зачем ты пришёл? Зачем позволил демонице, дочери восьминогого дьявола, пролить мою кровь, украсть моё лицо и отдать на растерзание псам? Какой жены тебе теперь надо? Ищи себе жену среди других девушек и женщин, а я не пойду за тебя!
— Не отдавал я тебя демонице, — отвечает Харжит-Бергень. — Разве не указал я тебе верную дорогу? Разве велел ехать навстречу смерти?

Подошла тут к ним маленькая старушка, села между девушкой и охотником, смахнула слёзы и говорит:
— Почему не радуетесь вы, избегнув страшной смерти и отыскав пропажу? Любите друг друга и живите в мире. И не вздумайте меня в том ослушаться!

Согласилась девушка забыть обиду и простить Харжит-Бергеня. Тот подскочил на радостях, стал обнимать и целовать невесту. Нарядили девушку снова в праздничные одежды, подвели ей чубарую лошадь в серебряной сбруе, и отправились они в путь.

Долго они ехали. Видели, как сменяется зимний снег летним дождём, а ему на смену приходят осенние туманы.

Наконец, добрались они до юрты отца Харжит-Бергеня, а там уже ждёт их вся родня жениха. Устлали дорогу от коновязи до юрты свежей травой. Девять братьев и восемь сестёр Харжит-Бергеня готовятся встречать невесту. Юноши стрелы приготовили, чтобы бить соболей, что побегут по её следам. Так работали, что руки до крови стёрли. Девушки нитки напряли, чтобы собирать красные бусины, что посыплются, как невеста заговорит. Так старались, что все пальцы сбили.

Подъехали Харжит-Бергень с невестой. У коновязи приняли девушки у них из рук поводья, привязали лошадей. Заговорила невеста, и рассыпались её слова красными бусинами. Бросились девушки их собирать и на нити нанизывать. Ступила она на землю, и побежали по её следам чёрные соболи. Тут уж юноши из луков стали бить соболей. 

Провели невесту в юрту, сложила она в очаге три макушки молодых лиственниц, запалила огонь. Начался тут свадебный пир, и кого на нём только не было: и борцы, и плясуны и сказители!

Три дня пировали, прежде чем гости разъехались. А Харжит-Бергень с молодой женой стали вместе жить. Люди говорят, жили они долго и счастливо. А дети их детей живут и поныне. 
 

Словарь
Хвощинка здесь травинка, росток полевого хвоща, растения с очень характерной формой, получившего своё название за сходство с хвостами некоторых животных. Отличается высокой живучестью и способностью пережить даже сильный пожар благодаря развитой корневой системе
Юрта традиционное переносное жилище тюркских и монгольских кочевых народов. Состоит из деревянного каркаса, который покрывается войлоком. Юрта имеет круглую форму с куполообразной крышей, в центре которой сделано круглое отверстия, служащее как для освещения, так и для отвода дыма из очага. Самые распространённые значения общетюркского слова «jurt» — народ, пастбище, родовая земля
Подойник специальное ведро (сосуд), в которое доили молоко. Мог иметь носик для удобства переливания молока в ёмкости меньшего размера
Калым традиционный выкуп, который у многих народов выплачивался роду или родителям невесты как компенсация за потерю работницы. У некоторых народов калым (или его часть) включался в приданое невесты как вклад в общее имущество новой семьи
Чубарая (масть лошади) — достаточно редкая, как правило, светлая окраска с множеством мелких пятен рыжего, коричневого или чёрного цвета. Также может быть тёмная основная окраска с белыми пятнами
Познакомьтесь с героями сказки поближе
и нарисуйте их с вашим ребёнком
Девушка-хвощинка
Девушка-хвощинка О персонаже Раскраска
Харжит-Бергень
Харжит-Бергень О персонаже Раскраска