Жила-была Сказка

От тридевятого царства
до нейросети

Баба-яга и Кощей Бессмертный, Иван-царевич и Серый волк, Змей Горыныч и Василиса Прекрасная – этих и многих других героев народных сказок мы любим с самого раннего детства. А до нас их любили наши бабушки. И прабабушки с прапрадедушками.

Только задумайтесь: в наш век высоких скоростей, когда любая информация устаревает со скоростью света, эти чудесные истории, пробившиеся к нам сквозь толщу веков, не теряют своей актуальности и очарования. В чем секрет? Может, есть какая-то зашитая в тексты волшебная формула?

Чтобы разгадать ее, нам придется перенестись в стародавние времена и увидеть своими глазами, как родилась Сказка, как она росла и крепла, какие испытания встречались на ее пути. И, возможно, мы даже узнаем, сможет ли искусственный интеллект когда-нибудь стать для Сказки серьезным соперником.

Лампа

Жили-были...

Помните, с каким нетерпением вы в детстве ждали того момента, когда, устав за день, нужно было укладываться в постель? К вам подсаживалась мама, включала ночник, уютно подтыкала одеяльце, раскрывала книжку и – начинала читать. Чудо начиналось уже с самых первых слов.

«Жили-были в стародавние времена...», «Некогда в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве...», «Скоро сказка сказывается...»... Эти слова обладали какой-то невероятной магической силой. Стоило их произнести, как раскрывались двери в удивительный мир, совершенно не похожий на наш!

Откуда взялась Сказка?

Сказка – создание очень древнее. Она родилась в небольших родовых поселениях, в хижинах простых пастухов, земледельцев, рыбаков. Древнее Сказки, наверное, был только ее отец – Миф, который первым пытался объяснять нашим далеким предкам, откуда они взялись, и что происходит вокруг.

Image Image

Это было чудесное и немного страшноватое время. Чудесное потому, что людей повсюду окружали боги, и все явления природы считались проявлением их божественной силы. А страшноватым – потому, что боги далеко не всегда были благосклонны к людям.

Как подружиться с богами

К тому времени человек уже успел подружиться со многими животными и растениями. Он приручил лошадей, коров, коз, собак, кошек, научился распахивать землю, выращивать на ней пшеницу, рожь, ячмень, печь хлеб. Земля стала преображаться, но люди по-прежнему полностью зависели от сил природы. Боги то баловали их, то яростно обрушивались на плоды трудов человеческих, порой полностью уничтожая их.

С богами тоже надо было как-то дружить, и находились люди, которые пытались это делать. Они внимательно наблюдали за природой, стараясь понять и объяснить ее явления. Полученные знания они демонстрировали своим соплеменникам.

Во всем мире таких людей называли жрецами, считая их посредниками между богами и людьми. Жрецы осуществляли обратную связь, донося до богов просьбы и чаяния своего народа.

eye
Как складывались мифы

Как правило, такие мудрецы были очень талантливыми людьми, обладая еще и даром художественного слова. Так начали складываться мифы – сокровищница сакральных знаний всех времен и истоки культуры всех народов мира.

С древнейших времен мифы отражали глубокую связь, слияние человека с миром природы и, в первую очередь, с животными. Даже приручив животных, человек не отделял себя от них ни физически, ни эмоционально. Он подражал их повадкам, носил их шкуры, чтобы впитать характер, стремился стать их частью. Отсюда и эта знаменитая фраза Киплинга: «Мы с тобой одной крови – ты и я!»

Люди свято верили в истинность мифов, которые рассказывали о том, кто правит миром и распоряжается их жизнями. Но мифы не могли отразить то живое, что существовало внутри каждого человека – его душу. Возможно, тогда и родилась Сказка – любимая дочка Мифа, которая сумела заглянуть в самую душу народа.

Сказка отправляется
в свое первое путешествие

Если Миф часто устрашал своей строгостью и жутковатыми сюжетами, то Сказка никого пугать не хотела. Она была доброй и хотела только радовать. Сказка иногда даже ссорилась из-за этого со своим отцом. Но Миф был очень взрослый и очень мудрый. Кое-чему он Сказку все-таки научил, а она кое-что у него все-таки взяла...

Image
По дороге с Бояном

И когда Сказка отправилась путешествовать по миру, она многим принесла утешение и радость. В этом ей помогали певцы-сказители. Помните, у Пушкина в «Руслане и Людмиле» – «Все смолкли, слушают Баяна…»? Вот этот самый загадочный вещий Баян, или Боян, поэт-певец, поэт-сказочник, и стал «лицом» русской Сказки. Причем у каждого народа были свои «Баяны».

Интересно, что само слово «сказка» появилось на Руси не так давно – в XVII веке. А до этого в древнерусском языке существовали другие слова для обозначения этого жанра – «баснь», «байка» (от глагола «баять» – «рассказывать, говорить»). Самих сказочников называли «бахарями». В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» упоминаются люди, которые «бают» и «кощунят», то есть рассказывают сказки.

voron voron flask voron flask
Почему люди верили в Сказку

Сказка могла быть разной – то доброй и веселой, то мудрой и рассудительной, то страшной и леденящей душу. Она могла быть простой или сложной по композиции, но каждый раз она рассказывала о чем-то выдуманном, нереальном, ведь ее младшим братом был удивительный и загадочный Вымысел.

Но люди все равно верили Сказке (и в Сказку), ведь она рассказывала о том, что они на самом деле хорошо знали. Героями Сказки, в отличие от Мифа, были простые, обыкновенные люди. И даже фантастические существа – лешие, русалки, домовые – были им близки и понятны, ведь люди не просто в них верили, они буквально жили среди них. Привычные предметы в любой крестьянской душе тоже были одушевленными: в Сказке они говорили и часто вели себя, как люди!

Может быть, в этом и заключена удивительная магия Сказки, которую мы чувствуем и через века.

Магия сказочных слов

Сказки можно читать по-разному. Можно быстренько пробежаться по страницам, удивляясь лихо закрученному сюжету. А можно попробовать читать сказку неторопливо, вслушиваясь в каждое слово и обращая внимание ребенка на малозначительные, казалось бы, детали. И тогда открывается другая сторона магии Сказки – магия слов.

Сказка всегда очень любила играть словами, за которыми она укрывала какой-то тайный смысл! Вот, говорят герою: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И он идет! И ведь находит «то, не знаю что»!

Но что же все-таки спрятано в этих загадочных словах? Ведь мы же чувствуем, что это не бессмыслица! Под непонятным иносказанием всегда кроется один, а то и несколько слоёв смысла.

Как считают современные исследователи русского фольклора, фраза «Туда, не знаю, куда» – в первую очередь задает направление для духовного пути героя. А сколько у него еще впереди – разбойники какие-нибудь, нечистая сила или развилка с придорожным камнем! Помните: «Налево пойдешь – коня потеряешь...» и так далее?

Волк

Или такая сказочная «приговорка»: «не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» – о чем она вообще? Если задуматься над каждым словом, получится примерно так: выдумать или угадать – невозможно. А вот пересказать – можно, то есть можно рассказать только то, что было на самом деле!

Загадки от Сказки

Сказка не была бы сама собой, если бы не обожала загадывать загадки. Одни загадки она предлагала детям, другие, посложнее – взрослым. Даже в самой простой сказке таится множество загадок! Чтобы их разгадать, надо уметь задавать вопросы. А вопросов к каждой сказке может возникнуть великое множество!

Краса Ласточка Ласточка Ласточка Ласточка Ласточка
Сказка, у меня к тебе вопрос!

Часто главная загадка Сказки кроется не в словах (хотя и в них тоже!), а в самом сюжете. Вот, например, русская сказка о Василисе Премудрой, кстати, довольно страшная (ее лучше читать вместе с мамой, которая тут же все и объяснит!). Там девочка, которая осталась без родителей и живет у злой мачехи, должна пойти за огнем в лес, к Бабе-яге. Ей очень страшно, но у нее есть волшебная куколка-помощница, которую подарила ей мама...

Это очень интересная сказка, но насколько сильнее она раскроется, если задать всего несколько вопросов по пути ее сюжета! Вот, например: что это за куколка такая у Василисы? Кто такая Баба-яга? Почему у избушки курьи ножки? Зачем на дворе у Бабы-яги стоят черепа с горящими глазами? Кто эти три молчаливых всадника, которых встречает Василиса?

Исследователи сказок попробовали ответить на эти вопросы так.

То ли очень страшно, то ли страшно мудро

Избушка Бабы-яги стоит, как правило, на опушке, в чаще дремучего леса. Лес – это иной мир, потусторонний, или загробный.

Опушка леса – граница между двумя мирами, нашим и иным. Избушка – пограничный пост между мирами. Приходя в эту избушку и проходя ряд испытаний, Василиса соприкасается с другим миром! Такие приключения в волшебных сказках связаны с важным для древнего общества обрядом перехода из одной возрастной категории в другую. Это так называемая инициация (посвящение). Такие обряды инициации или перехода были широко распространены в Древней Руси, и сказка про Василису – классический пример такой инициации. В данном случае совершается переход из девочки к девушке. Василиса должна показать себя как истинная женщина – должна потрудиться для Бабы-яги, выполняя всю домашнюю работу. Но почему так страшно-то?!

Как считал знаменитый фольклорист Владимир Пропп, инициация предполагала символическую временную смерть и возрождение в новом качестве. Во время обряда молодого человека изолировали в какой-либо лесной хижине и заставляли проходить разные, иногда очень жестокие испытания.

Изба на курьих ножках – образ славянского погоста, дома для мертвых, куда помещали прах покойного. Сам гроб или кладбище из таких гробов представлялись окнами в другой мир. Поэтому герой и должен прийти к такой избушке, чтобы попасть в иное измерение.

На пути своего взросления девочка должна была познакомиться с душами умерших предков, то есть с душами своих отца и матери. Причем у Василисы была защита рода – магический артефакт, куколка, которую подарила ей мать. Пройдя весь этот ужас, она и получала свое второе имя – Премудрая!

Взросление Сказки

Но давайте пойдем дальше вслед за нашей Сказкой!

Первые испытания
Стрела

Не всем нравилась Сказка. Находились такие люди, которые всерьез думали, что Сказку принесла в нашу жизнь нечистая сила. И Сказке объявили настоящую войну!

Русская сказка не раз подвергалась гонениям: церковь боролась с нею, видя в ней отголоски языческих верований. Так, в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству».

Но как ни прогоняли Сказку, она все равно возвращалась! Она свободно проходила в двери бедных крестьянских изб, тихонько забиралась в окна роскошных дворянских усадеб.

Признание

Среди первых русских сказочников были скоморохи, которые умели веселить народ. Специальных людей, умеющих рассказывать сказки, держали у себя при дворе некоторые цари, например, Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович. Позднее почти каждый помещик или дворянин обязательно заводил себе такого сказочника.

Первые сборники русских сказок появились в конце XVIII века, правда, тексты в них были уже сильно изменены. А в XIX веке в России появился человек, который так сильно подружился со Сказкой, что она открыла ему множество своих секретов и загадок!

Царь
Сказки «русского Гримма»

Собирателя фольклора, исследователя, историка и литературоведа Александра Афанасьева называют «Русским Гриммом». Именно он, опираясь на обширные этнографические материалы Императорского русского географического общества, создал уникальный сборник «Народные русские сказки». Афанасьев не только систематизировал русские сказочные сюжеты, но и снабдил их обширным научным комментарием.

«Народные русские сказки» Афанасьева были опубликованы в 1855-1863 годах и до сих пор считаются наиболее полным собранием русских народных сказок. Начиная со второй половины XIX века, в России стали публиковать в детских хрестоматиях и учебниках сказки из репертуара нянь и бабушек.

Среди таких изданий была знаменитая книга «Родное слово», подготовленная великим русским педагогом К. Д. Ушинским в 1864 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только в начале XX века сказки стали целенаправленно записывать в разных регионах. Благодаря этому, мы теперь можем наслаждаться не только русскими, но и татарскими, якутскими, алтайскими, чеченскими, бурятскими и многими другими сказками народов России!

Какие бывают сказки

Устные и письменные

Сказки бывают фольклорными (устное народное творчество) и литературными (письменное искусство). Народные сказки были созданы до печати и передавалась из уст в уста, и в этом главное их отличие от сказок литературных. Одна и та же традиционная сказка могла отличаться не только в разных регионах и селениях, но и в семьях.

Жар птица

Главная особенность народной сказки в том, что она отражает не личное восприятие мира рассказчиком, а то, что объединяет его со всеми людьми. Именно эта особенность и позволила сказке сохранить отголоски древнейших верований, обычаев и обрядов.

И вообще – разные!

Чаще всего исследователи выделяют три основные группы сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.

Сказки о животных – это истории, в которых главными героями выступают звери, птицы, насекомые, рыбы, растения, предметы, природные явления, которые ведут себя при этом как люди.

Бытовые сказки – это истории, в основе которых лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, зато есть реальные герои, которые побеждают зло благодаря своему уму и смекалке. Бытовые сказки всегда опираются на историческую действительность.

Волшебные сказки – в таких историях главный герой наделяется чудодейственной силой или же использует особые магические предметы для достижения победы. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Как правило, это истории со сложной литературной композицией.

Сказки разных народов

В России много народов, и у каждого из них живут свои сказки!

Мы уже знаем, что все сказки складывались в дописьменную эпоху. Их пересказывали сказители, путешественники, которые где-то их слышали, фантазировали и передавали затем из уст в уста. Неудивительно, что в сказках так часты всевозможные переплетения, взятые из разных культур и религий.

Уже давно замечено: одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. При этом они отличаются своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами, отражающими традиции и обычаи создавшего их народа.

Так, главными героями бытовых и волшебных сказок народов Севера и Сибири часто бывают оленеводы и охотники. У жителей прибрежных территорий значительное место отводится морю и рыболовству. Именно это явление и называют национальным колоритом.

Парень Девушка
Растение Растение

Ещё одно маленькое волшебство Сказки заключалось в том, что не только сюжеты, но и многие её герои продолжили своё путешествие с ней к самым разным, таким непохожим друг на друга народам. Так, например, от славян к другим народам России проникли такие персонажи, как добрый молодец или Иван-царевич, волшебный конь и серый волк, Баба-яга, царь и многие другие.

Убырла, Сюоятар, Мяскяй, Вирява, Баба Рога, Кахард – знаете, кто это? Это — наша Баба-яга! Только под разными именами, которые ей давали сказители татарского, карельского, мордовского, башкирского, армянского народов. Узнать её несложно, ведь изображают её почти всегда одинаково. Как правило, это горбатая ворчливая колдунья с длинным носом, острыми железными зубами и седыми растрепанными волосами. Живёт она на опушке дремучего леса или на болоте, часто в избушке на курьих ножках.

В мордовских сказках хозяйка леса Вирява живёт одна в лесной чаще в избушке. У хозяйки подводного мира Йомы избушка вертится на ветру. У армянской колдуньи Кахард — целых четыре глаза! Как и русская Баба-яга, она живёт в избушке на курьих ножках и летает на метле.

Сказка в великой литературе

А что же наша Сказка? Не затерялась ли она на своих неведомых путях? Ну уж нет!

Однажды Сказка пришла в небольшое уютное поместье, в котором родился один необыкновенный мальчик. Привела Сказку за руку нянюшка этого мальчика. Мальчику так понравилась Сказка, что, когда он вырос, он начал сочинять свои собственные сказки, которые мы знаем чуть ли не наизусть. Конечно же, это был Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин так проникся магией русской народной сказки, что создал на ее основе настоящие шедевры литературного творчества, став одним из создателей замечательного жанра литературной сказки. Но он был не единственным таким «сказочником»!

Среди знаменитых авторов русской литературной сказки – Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Сергей Аксаков, Петр Ершов, Петр Бажов, Самуил Маршак.

Печь

Сказка – учитель
и воспитатель

Для детей сказка – это волшебный, чудесный мир, куда так здорово погружаться вечером перед сном. Мир, в котором даже настоящие чудеса неотделимы от реальности. Ребенок так и живет на самом деле – в несколько иной реальности, непохожей на нашу. И даже бояться страшной сказки здорово и очень увлекательно.

Конечно, рядом должна быть мама, одно лишь присутствие которой говорит: все будет хорошо! И все действительно заканчивается хорошо: малыш, затаив дыхание, прошел вместе с героями сказки по «неведомым дорожкам», по следам «невиданных зверей». А уж сколько он вынес из этого путешествия! Попробуйте немножко поговорить с ним об этом – и вы удивитесь!

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, в этом и заключается главная задача сказок.

Один из самых «сказочных» детских писателей, Корней Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».

Но сказки не только напитывают детей нравственным опытом старших и указывают на правильный выбор. Они еще и развивают язык, память, воображение и творческое мышление!

Изба
Сбор Сбор

Сказка – доктор и психотерапевт

Но Сказка не только воспитывает, но и лечит! В ней раскрываются чуть ли не все человеческие проблемы и даются способы их разрешения. Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Недаром сказкотерапия стала одним из самых интересных методов психологической коррекции. Пройдя довольно долгий путь становления, она остается замечательным методом психологической помощи, обучения и терапии.

Память любого народа заключает в себе неисчислимые богатства – простые и сложные, волшебные и мудрые истории, сказки, былины, былички и небывальщину. Все это бережно передается из поколения в поколение, а мы, родители, становимся одним из таких передаточных звеньев. Мы тоже – певцы-сказители, ведь знакомую до каждого слова сказку мы можем рассказать нашему ребенку по-своему. Особенно, если понимаем, что стоит за ее сюжетом.

И еще. Сегодня мы можем наблюдать за попытками искусственного интеллекта создавать сказки. Пока еще они очень неуклюжие, неуверенные. Нейросеть считывает сюжетные ходы, типы сказочных, но ее истории, собранные по схемам и формулам, получаются сухими, плоскими и безжизненными.

Народная мудрость – это даже не 3D. Это та глубина и величина, которые не поддаются измерению. И пока живут сказки, пока мы читаем их нашим детям, нам, современным людям, открыт доступ к ДНК народа, к его культурному коду. А в нем сокрыты все ответы, веками занимавшие человеческий ум.