Главные герои

В этой волшебной сказке несколько персонажей, и каждый из них играет свою важную роль в развитии сюжета.

Образ старушки, у которой есть пять коров, довольно распространён в якутском сказочном фольклоре. В жизни этого персонажа воплощён уклад жизни обычных, «маленьких» людей, которые попадают в необычные обстоятельства.

Старушка живёт одиноко и очень радуется, когда путём чудесного превращения у неё появляется приёмная дочь, да ещё и такая прекрасная. В образе девушки-хвощинки переплетаются сказочные и эпические черты. У неё нет имени, она «родилась» из травы. Девушка гибнет из-за столкновения со злым существом, но возрождается на радость всем.

Увидев девушку, охотник Харжит-Бергень без памяти влюбляется в неё. Но, несмотря на свои чувства к ней, он не способен распознать ужасную подмену, которую устроила злая демоница, оборотившись девушкой.

Демоница страшна и на лицо, и в душе. Убившая прекрасную девушку и превратившаяся в неё, она несёт в мир сплошные несчастья и разрушения. Так бы всё и закончилось катастрофой, если бы не чудесный помощник — чубарая лошадь, которая доносит всю правду о ней людям.
 

Сюжет сказки

Сказка начинается с того, как маленькая старушка находит чудесную траву — изящный хвощ, который превращается в очень красивую девушку. В девушку влюбляется молодой охотник Харжит-Бергень. Он сватается к ней, по обычаю уплачивает за невесту большой выкуп и увозит её домой.

Харжит-Бергень — прирождённый охотник, и поэтому, когда дорогу ему перебегает лисица, не выдерживает и решает поймать её. Он оставляет свою невесту одну, давая ей наставления о продолжении пути. К сожалению, девушка-хвощинка сбивается с дороги и попадает в плен к загадочной и страшной демонице. Злая ведьма убивает дочь старушки, надевает её одежды,  превращается в её точную копию и едет к Харжит-Бергеню. Охотник принимает её за свою жену.

Погибшая девушка вновь прорастает хвощинкой-травинкой в поле, опять перерождаясь в дочку старушки. А во дворе охотника уже готовятся к неприятностям, чуя подвох со стороны странной невесты. К счастью, историю о девушке-хвощинке и демонице рассказывает герою говорящая человеческим голосом чубарая лошадь. Послушавшись её, Харжит-Бергень привозит домой свою настоящую жену, а демоницу наказывает.

Волшебные предметы
Хвощинка
Хвощинка
О предмете

Хвощинка о пяти лепестках, найденная нашей сказочной старушкой, по сути меняет всю её жизнь, делая её осмысленной. Что же это за хвощинка такая, и почему именно это растение стало чуть ли не главным героем этой сказки?

В якутском фольклоре вся природа одушевлена и одухотворена. Вероятно, образ девушки, воскресающей в виде травы-хвоща с пятью отростками, уходит в какой-то забытый древний миф о растительном царстве. 

Учёные находят интересную аналогию образа девушки-хвощинки с русской легендой о цветущем папоротнике. По этой легенде цветок папоротника указывает на сокровище. Папоротник с пятью отростками очень похож на руку человека. В народе считается, что такое растение приносит удачу.

В якутской мифологии есть понятие иччи (дух, душа). Как считают якуты, все предметы имеют иччи. Так, иччи есть у дерева, дома, озера, растения и т. д. В нашей сказке иччи — дух, душа, живущая в растении, в хвощинке, которая перевоплощается в прекрасную девушку.

Хвощинка
Хвощинка
О предмете
История сказки

История этой сказки уходит своими корнями в старинный героический эпос якутского народа Олонхо. Учёные иногда называют этот эпос «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Песни эпоса Олонхо были записаны не так давно, но они действительно напоминают мифы эллинов и других древних народов.

Именно из Олонхо вышли якутские волшебные сказки, которые отражают представление якутов об устройстве мира. История о девушке-хвощинке в этом смысле — не исключение. 

Мировое древо народа саха

Якутский народ, или народ саха, верил в загробную жизнь и в бессмертие души. Для якутов мир делится на три части. В Верхнем мире живут боги, небожители во главе с Белым Великим Господином Юрюнг Аар Тойоном. 

Средний мир – это земля, где живут люди. Также здесь существуют духи различных предметов, так называемые «иччи». В олонхо каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух «иччи».

Нижний мир (подземный или подводный) населяют злые божества во главе с Арсан Дуолаем. Его подчинённые — злые духи абаасы — творят зло и насилие.

Все эти три мира объединяет в единое целое священное древо — мыслящее существо, которое заботится о благополучии всех живых существ Среднего мира. Интересно, что подобные представления о Мировом древе есть в мифологии разных народов. 

Верхний и Средний миры постоянно борются со злом Нижнего мира, которое представлено абаасы. В сказке про девушку-хвощинку тоже есть злой дух абаасы — страшная демоница. Абаасы в сказках — часто существа безобразные, одноглазые, однорукие и одноногие. Им обычно сопутствуют железные предметы — железные одежды, железная юрта.

История о перерождении

У якутов есть несколько вариаций сюжета о девушке-хвощинке. Похожая история разворачивается в сказке «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». Имя старушки — Бэйбэрикээн — происходит от якутского слова «бэйбэрий» (ходить семенящими быстрыми шагами). Этим словом обычно описывают походку детей или полных коротконогих пожилых людей с добрым нравом.

Старуха Бэйбэрикээн — сказочный персонаж, который олицетворяет собой земную мать чудесной девушки. Главная героиня сказки — безымянная девушка, чудесным образом появившаяся в Среднем мире. Как считали сказители, в наш мир она пришла с божественным предназначением — стать родоначальницей якутов. Девушка-хвощинка пришла в Средний мир из Верхнего мира, погибла от руки представительницы Нижнего мира, а затем пережила воскрешение в прежнем образе.

От Бабы-яги к абаасы

В этой якутской сказке, как и во многих других сказках мира, можно увидеть переплетения с фольклором других народов, например, со славянским. Как считают учёные, это стало результатом заселения средней части бассейна реки Лены русскими крестьянами, устремившимися в этот богатый промыслами регион в XVII веке. Несложно угадать в говорящем якутском коне нашего Конька-горбунка, а в женщине-абаасы (демонице) — злую русскую Бабу-ягу.

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книгу

Сказку о девушке-хвощинке можно найти как в сборниках якутских сказок, так и в Интернете. Интересно сравнивать разные варианты этой истории, в каждой из которых есть своя поэтика, свои особенности, а иногда даже и другие герои. Много удивительных новых моментов можно найти в сказке «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами».

Читать
Посмотреть экранизацию

В сети интернет можно найти небольшой якутский мультфильм «Девушка-хвощинка». Он создан на якутском языке. Это интереснейшая возможность погрузиться в национальный колорит историй народа саха, уже зная основной сюжет этой сказки.

Обсудить впечатления

Как и во многих других фольклорных произведениях, в этой якутской сказке есть довольно страшноватые и жестокие моменты. Это и жуткий внешний вид демоницы абааси, и убийство человека. Конечно, все эти особенности в этой истории появились неспроста, и они стоят отдельного упоминания.

Но для начала стоит сосредоточить внимание ребёнка на красоте замысла этой истории, о постоянно происходящей в мире борьбе добра со злом, о неизменной победе добра. Расскажите ему, что добро и добрые поступки приносят больше пользы, что злу можно и нужно противостоять. Наше сердце должно быть зорким, потому что часто за красивой внешностью скрывается настоящее зло, и его нужно уметь распознавать.

Беседуя с ребенком об этой сказке, старайтесь по ходу размышлений правильно расставлять акценты. Попробуйте обсудить такие темы:

  • кто из героев сказки понравился больше всего и почему?
  • что такое красота человека? Как она раскрывается, как связана с красотой природы?
  • к чему приводят небрежность, безответственность и непослушание?
  • почему добро всегда побеждает зло?

Обратите внимание ребёнка на схожесть и различия героев сказки с хорошо ему знакомыми русскими сказочными сюжетами. Попробуйте провести с ним своё маленькое и увлекательное исследование на эту тему.