Как и любая другая якутская сказка, волшебная история о девушке-хвощинке не только увлекательна и захватывающа, но и таит в себе мудрость своего народа. За простыми, яркими образами и незамысловатым сюжетом скрываются глубокие представления об устройстве мира и способе существования человеческой души.

А ещё в этой сказке звучат отголоски древнего эпоса о растительном мире, рассуждения о недолговечности жизни на земле и вера в единство и бессмертие народа.
 

Легенда о трёх мирах

Как и многие другие волшебные сказки, эта история тесно связана с древними мифами. Якутский народ, или народ саха, верил в загробную жизнь и в бессмертие души. Согласно древнему якутскому героическому эпосу Олонхо, весь наш мир делится на три части.

В Верхнем мире живут боги во главе с Белым Великим Господином Юрюнг Аар Тойоном. В Среднем мире живут люди и духи различных предметов (так называемые «иччи»). Нижний мир (подземный или подводный) населяют злые божества во главе с Арсан Дуолаем. Его подчинённые — злые духи абаасы — творят зло и насилие.

Если в сказочные существа из русских сказок (чудо-юдо, Кащея Бессмертного, Бабу-Ягу) верят только дети, то в существование абаасы до сих пор верят даже многие взрослые якуты. Абаасы живут рядом с людьми, они везде и повсюду. Поэтому и неудивительно их существование в якутских сказках. 

Все три мира — Верхний, Средний и Нижний — объединяет в единое целое священное древо, которое заботится о благополучии всех существ Среднего мира. Интересно, что подобный образ Мирового древа встречается в мифологии очень многих народов.

Верхний и Средний миры постоянно борются со злом Нижнего мира. Страшная демоница из сказки про девушку-хвощинку — и есть абаасы, один из злых духов Нижнего мира. Победить абаасы очень нелегко. В сказке о девушке-хвощинке лишь вмешательство другого волшебного персонажа — говорящей человеческим голосом чубарой лошади — помогает справиться с чудовищем. 

Но якуты верят не только в существование злых духов. Они считают, что зло, в отличие от добра, ничего сотворить не может, а значит победа добра над злом неизбежна. И в этом заключена суть оптимистического мироощущения якутского народа. 

Фольклорные загадки сказки

В сказке о девушке-хвощинке можно различить сразу несколько традиционных фольклорных сюжетов: чудесная жена, возрождение после смерти, продолжение рода.

Сюжет о чудесной супруге
В этой истории чувствуются отголоски древних обрядов и ритуалов, связанных с рождением, инициацией, захоронением. 

Центральный персонаж сказки — безымянная девушка, чудесным образом появившаяся в Среднем мире из Верхнего мира. В образе девушки-хвощинки переплетаются сказочные и эпические черты. К сказочным чертам можно отнести отсутствие имени, чудесное «рождение» из травы, бедность воспитавшей матери, гибель и второе «рождение».

Но девушка-хвощинка пришла в Средний мир не просто так: у неё есть божественное предназначение — стать родоначальницей якутов. Об этом, в частности, говорит, и концовка сказки: «Люди говорят, жили они долго и счастливо. А дети их детей живут и поныне».

Героиня погибает от руки представительницы Нижнего мира, а затем переживает воскрешение в прежнем образе. Девушка как бы постоянно путешествует из одного мира в другой, связывая их собой воедино. А это ведь и есть главная особенность и предназначение Мирового древа (растения) — всё связывать воедино.

Ещё один знакомый мотив: как и в некоторых других сказках, главный герой, влюблённый в девушку молодой человек, словно слепнет на какое-то время, не заметив подмены своей невесты злым чудовищем. Что ж, любовь часто бывает слепа — об этом знают все народы мира...
 

Легенды об иччи

Якутский народ всегда верил в то, что материальное и идеальное в мире существуют только в единстве. Неудивительно, что в якутском фольклоре вся природа одушевлена и одухотворена. Вероятно, образ девушки, воскресающей в виде травы-хвоща с пятью отростками, уходит в какой-то забытый древний миф о растительном царстве.

В якутской мифологии есть очень интересное понятие — иччи (дух, душа). Как считают якуты, все предметы имеют иччи. Так, иччи имеют дерево, дом, озеро, растения и т. д. В нашей сказке иччи — дух, душа, живущая в растении, в хвощинке, которая перевоплощается в прекрасную девушку.

Учёные находят интересную аналогию образа девушки-хвощинки с русской легендой о цветущем папоротнике. По этой легенде цветок папоротника указывает на сокровище. Папоротник с пятью отростками очень похож на руку человека. В народе считается, что такое растение приносит удачу. А мы снова вспомним о постоянной взаимосвязи всех трёх миров, и тогда, наверное, сможем увидеть в этом чудесном растении руку, с любовью и добротой протянутую к нам, в наш человеческий мир из мира более совершенного.

Мотив оживления героя

Оживление героя является одним из самых распространённых сюжетов в сказках народов всего мира. И якутские сказки — не исключение. Приход чудесной девушки из Верхнего мира, её смерть от руки представительницы Нижнего мира и последующее затем воскрешение приближают её к образам умирающих и воскресающих персонажей мифов многих народов мира.

Как видим, любая сказка — это не только интересная история. Часто это очень образное иносказание, заключающее в себе множество скрытых смыслов. На размышления об этом могут натолкнуть даже сама композиция сказки, яркое противопоставление в ней добра и зла, фантастические, но очень определённые в своих нравственных качествах образы.

Сочиняя и рассказывая сказку, сказочник верит в неё сам, и вместе с ним верят в неё наши дети. Погружаясь в эти порой невероятные сюжеты, они учатся самому главному — добру, красоте, любви, необходимости защищать всё это от злых сил.
 

Читать Смотреть Слушать