В сказке о девушке-хвощинке можно различить сразу несколько традиционных фольклорных сюжетов: чудесная жена, возрождение после смерти, продолжение рода.
Сюжет о чудесной супруге
В этой истории чувствуются отголоски древних обрядов и ритуалов, связанных с рождением, инициацией, захоронением.
Центральный персонаж сказки — безымянная девушка, чудесным образом появившаяся в Среднем мире из Верхнего мира. В образе девушки-хвощинки переплетаются сказочные и эпические черты. К сказочным чертам можно отнести отсутствие имени, чудесное «рождение» из травы, бедность воспитавшей матери, гибель и второе «рождение».
Но девушка-хвощинка пришла в Средний мир не просто так: у неё есть божественное предназначение — стать родоначальницей якутов. Об этом, в частности, говорит, и концовка сказки: «Люди говорят, жили они долго и счастливо. А дети их детей живут и поныне».
Героиня погибает от руки представительницы Нижнего мира, а затем переживает воскрешение в прежнем образе. Девушка как бы постоянно путешествует из одного мира в другой, связывая их собой воедино. А это ведь и есть главная особенность и предназначение Мирового древа (растения) — всё связывать воедино.
Ещё один знакомый мотив: как и в некоторых других сказках, главный герой, влюблённый в девушку молодой человек, словно слепнет на какое-то время, не заметив подмены своей невесты злым чудовищем. Что ж, любовь часто бывает слепа — об этом знают все народы мира...