Наверное, каждый знаком с русской народной сказкой «Морозко» — а может быть с её экранизацией. Но далеко не так широко известны другие варианты этого же сюжета — например, татарская сказка «Падчерица». А разве не интересно было бы узнать, как видоизменяется одна и та же история в зависимости от места, времени, народа, рассказывающего её?
Главная героиня сказки — падчерица, от которой её семья хочет избавиться. Она добра и участлива, а также честна и бескорыстна. Эти качества помогают ей не только вернуться живой и невредимой из опасного леса, но и обрести богатство. Её сводный брат, напротив, хитёр и лжив; он пытается сжить героиню со света. Его характер схож с характером его родной сестры. Та остаётся абсолютно безучастна к другим людям, не хочет никому помогать и желает лишь разбогатеть. Надо ли говорить, что ни к чему хорошему это не приводит? Наградой ей становится сундук со змеями, которые её жалят.
У одного человека были сын, дочь и падчерица. Падчерицу все они не любят и хотят от неё избавиться: оставить на съедение волкам. Названый брат заводит её обманом в лес и уходит, бросая её одну. Девушка идёт по лесу и, выйдя в поле, теряет клубок, который держала в руках.
Она отправляется его искать и встречает пастуха с табуном лошадей. Пастух предлагает девушке один день поработать у него: тогда он даст ей коня, и она сможет продолжить путь в поисках клубочка. Девушка соглашается. Потом она встречает пастуха со стадом коров, пастуха с отарой овец и козопаса. Всем она помогает и в награду получает корову, овцу и козу. Наконец девушка добирается до избушки, в которой живёт убыр-ведьма.
Девушка помогает ей: топит баню, парит ей спину веником, укладывает на кровать. Всё это она делает с большим участием, искренне старается помочь. Когда девушка расчёсывает ведьме волосы, она замечает, что в волосах старухи полным-полно драгоценных камней. Ни одного камня девушка не берёт, а только косы заплетает. Затем ведьма просит девушку станцевать. Та выполняет её просьбу. Следующее задание ведьмы — посмотреть, не подошло ли тесто в квашне. Девушка заглядывает в квашню и там тоже находит множество драгоценных камней, но не берёт ни одного. Снова старуха просит её сплясать. А потом убыр-ведьма показывает девушке дорогу домой и дарит ей зелёный сундучок. Добирается девушка до дома, открывает сундучок, а там золото, серебро, камни драгоценные.
Сестре и брату завидно становится, решают и они разбогатеть. Отправилась сестра в лес, выходит к полю. Встречает она тех же пастухов, но в помощи им отказывает — и скот в награду не получает. Добирается она до избы ведьмы. Старуха даёт ей те же самые задания, что и её названой сестре. Однако выполняет она их спустя рукава, не проявляя ни доброты, ни участия. А обнаружив драгоценные камни, она тут же их крадёт. Во время танца камни высыпаются из карманов. На прощание старуха даёт ей чёрный сундучок. Добирается девушка до дома, открывает его, а оттуда выползают змеи и жалят её насмерть.
Эту татарскую сказку можно отнести к жанру волшебных сказок. Так, здесь есть и волшебные персонажи, и волшебные предметы. К последним можно отнести, например, клубок, который теряет героиня сказки. Волшебный клубок очень часто встречается в совершенно разных сказках. Этот предмет — своеобразный «компас», который помогает сказочным персонажам добраться до какого-либо места. В нашей сказке поиски клубочка, символическое следование за ним, приводят героиню к ведьме, которая испытывает её и в конечном счёте помогает вернуться домой.
Татарский фольклор совмещает в себе несколько разных традиций. Во-первых, в нём живы особенности доисламской культуры народа. Во-вторых, он отражает черты, связанные со средневековой исламской культурой татар. Помимо этого, татарский фольклор испытывал и внешнее влияние: например, влияние русского народного творчества. К уникальным жанрам татарского фольклора может отнести баит. Кроме татарского народного творчества он встречается только в башкирском фольклоре. Баит — это лиро-эпический жанр поэзии, близкий к балладам. В баитах описываются исторические или мифологические события, зачастую очень трагические. Богата в татарском фольклоре и песенная традиция.
Татарский фольклор активно изучался на протяжении всего XX века. Уже в 1900 году выходили первые публикации татарских сказок в сборниках «Известия общества археологии, истории и этнографии». Первый сборник татарских сказок выпустил в 1924 году на русском языке фольклорист М.А. Васильев под названием «Памятники татарской народной словесности. Сказки и легенды». В 1939 году в Казани был открыт Татарский научно-исследовательский институт языка и литературы, стали организовываться фольклорные экспедиции, а 1946 и 1956 годах вышло в свет научное издание народных сказок, составителями которого стали исследователи Г. Баширов и X. Ярмухаметов. Самым полным сборником наследия татарского фольклора стал двенадцатитомный труд 1977—1988 годов, три тома которого отведены сказкам. В последующие годы организовывались экспедиции, издавались сборники, монографии. Эта работа продолжается и по сей день.
ребёнка со сказкой
В первую очередь нужно прочитать саму сказку «Падчерица». Это очень интересная и поучительная история точно не оставит вас равнодушным. Тем более всегда любопытно узнать что-то о других людях и народах. Знакомясь с другими культурами, мы учимся лучше понимать и свою собственную. Обратите внимание ребёнка на то, что похожий сюжет есть и в русских сказках, вспомните о «Морозко» (о книге или о мультфильме), сравните две эти истории.
ЧитатьПосле прочтения сказки «Падчерица» может появиться много тем для обсуждения. Например:
- у главной героини сказки много проблем: её обманывает семья, она не может найти дорогу домой, но всё равно она помогает всем встреченным пастухам. Почему она это делает, и правильно ли это;
- о каких качествах героини говорит то, что она помогает убыр-ведьме и не трогает драгоценности;
- какие качества демонстрирует названая сестра главной героини сказки, когда не только отказывается помогать пастухам, но ещё и пытается обокрасть старуху-ведьму;
- справедливо ли наказание, которое понесла в результате названая сестра героини?