или в одном ауле три брата. Были они охотниками и раз вечером, как обычно, собрались отправиться в лес. Стоило им въехать в гущу леса, как впереди замелькал огонёк, какого они в этом месте никогда раньше не видели. Интересно стало братьям, кто это и что делает ночью в лесу, и решили они посмотреть поближе. Пошли на свет и вышли к большой пещере. Заглянули братья внутрь и видят, что сидят в пещере три девушки удивительной красоты: стоит посмотреть на них, глазам больно становится, будто на солнце глядишь.

Удивились братья, стали расспрашивать девушек, кто они такие и как оказались в пещере.

— Откуда вы, красавицы, и как попали в наши края? — спрашивают охотники. — Много лет мы бьём зверя в этом лесу, но ни разу не видели здесь ни огня, ни человека.
Девушки им ответили, что родом они из аула неподалёку, а в пещере оказались, потому что похитил их лесной человек. 

— Как-то пошли мы в лес, чтобы набрать цветов и орехов, тут и схватил нас лесной человек. С головы до ног зарос он волосами, а в груди у него торчит топор, — рассказали братьям красавицы. — Держал нас лесной человек в этой пещере, да вот недавно умер, а мы отвалили камень от входа и ждём, может, добрые люди выручат нас и выведут из леса?

По сердцу пришлись молодым охотникам красавицы девушки, захотели братья жениться на них. Первым, как заведено, обратился старший брат к самой старшей из девушек:

— Скажи мне, красавица, будешь ли ты моей женой!
— Клянусь, что буду тебе верной женой, — отвечает девушка. — И что каждый год буду рожать тебе по сыну и по дочери.

Второй брат захотел взять в жены среднюю из девушек, и та обещала ему, что каждый год будет рождаться у них девочка, но не простая: половина волос у неё будет цвета белого золота, а другая половина — червонного. Младшему брату досталась младшая девушка, которая пообещала, что будет каждый год рожать ему по сыну — настоящему богатырю-нарту.

Женились братья-охотники на красавицах и счастливо зажили вместе.

Минул год, и оказалось, что только жена старшего брата исполнила своё обещание. Родила она мальчика и девочку удивительной красоты. Мужья всех троих сестёр в это время были на охоте. Зависть обуяла младших сестёр, подменили они новорождённых щенками, положили детей в сплетённый из камыша сундук и бросили в реку.

Когда вернулись мужья с охоты, увидел старший брат, что его жена родила двух щенков. Разгневался он, запер её в сарае и велел никогда оттуда не выпускать.

Тем временем сундук с детьми доплыл по реке до другого аула и там зацепился за берег. А в этом ауле жили старики — муж и жена, у которых никогда не было детей. Пришла как-то старуха к реке, чтобы набрать воды, и видит, что течением к берегу прибило сплетённый из камыша сундук. Откинула она крышку, а там лежат чудесные дети — мальчик и девочка. Обрадовалась старуха и отнесла их к себе в дом. Дали они с мужем девочке имя Бабух, а мальчику — Черим.

Прошли годы, вырос Черим, стал красивым и сильным юношей, а его сестра стала первой красавицей в ауле.
Как-то раз старик подозвал к себе Черима и говорит ему:
— Время моё на исходе. На конюшне стоит добрый конь, а рядом висят доспехи. Всё это пригодится тебе, когда ты станешь настоящим джигитом. Сказал он это и умер.


Через малое время и старуха, почувствовав близость смерти, позвала Бабух. Привела она девушку в комнату, куда прежде никого не допускала, и показала большой окованный железом сундук. А в сундуке — красивые и богатые наряды, от которых у Бабух глаза разбежались. Всё это завещала старуха девушке, а вскоре после этого умерла. 

Остались брат и сестра одни на белом свете. Как дальше жить? Надумал тогда Черим добывать пропитание охотой. Как-то раз вывел он из конюшни своего коня-альпа, надел на него богатую сбрую и золотое седло, сам облачился в доспех и поехал в лес охотиться.

Не успел он до леса добраться, как видит трёх охотников, что гонят перед собой оленя, но ни догнать, ни подстрелить его никак не могут, а олень все норовит обратно в лес убежать. Погнался тогда Черим за оленем, легко настиг его, схватил за рога и перебросил через седло. Охотники опомниться не успели, а юноша уже домой умчался.

На следующий день вновь встретил Черим трёх охотников и снова перехватил у них добычу.

Интересно стало охотникам, что это за ловкий и отважный джигит и откуда он родом. На третий день, когда Черим поймал оленя и забросил его поперёк седла, охотники подъехали к нему познакомиться. Самый старший поприветствовал юношу и сказал:

— Нам по сердцу твой облик, твоя отвага и ловкость. Нет у меня сына, и хочу я, чтобы ты стал мне вместо него.
— Это честь для меня, — поблагодарил Черим охотника. — Я буду рад стать вашим сыном, и сделаю все возможное, что быть достойным этого.

Старший охотник, которому так по сердцу пришёлся молодой джигит, был на самом деле отцом Черима, а два других — его дядями. Вместе с ними поехал Черим в аул. Въехали они во двор, спешились и пошли к дому. Тут мать Черима, что все эти годы заперта была в сарае, увидела их в щёлочку и узнала своего сына в красивом и стройном юноше.

— Это же мой сын! — закричала тогда женщина. — Может быть, и сестра его, моя дочь, ещё жива!

Понял Черим, что попал в дом своих родителей. Обрадовался он, велел отвести мать в кунацкую, а сам отправился за сестрой.

Тут отец Черима наконец узнал, как жёны его братьев украли детей, подменив их щенками, и бросили в реку. За это злодейство велел он привязать невесток к необъезженным скакунам и выпустить тех в поле.

Но у жены младшего из трёх братьев-охотников осталась сестра, которая была колдуньей. Решила она отомстить Чериму и погубить его. Как-то раз, когда юноша охотился, нарядилась колдунья и явилась в гости к его сестре. А Бабух в это время сидела и плакала, оттого что было ей скучно.

— Что же ты плачешь, бедная? — спросила колдунья у Бабух, делая вид, что жалеет её. —Видно, твой брат совсем не любит тебя, раз заставляет так скучать. Если бы было иначе, он бы обязательно добыл для тебя золотую гармошку, что хранится в ущелье между двух больших скал. Сделать это не просто, поскольку скалы эти все время двигаются: каждую минуту они сталкиваются и растирают в пыль всё, что окажется между ними, а потом расходятся снова. Но будь у тебя эта гармошка, тебе никогда больше не пришлось бы скучать!

Когда вернулся Черим домой, рассказала ему сестра о чудесной гармошке и попросила её привезти.

Оседлал Черим верного коня-альпа и отправился в дорогу. Вот подъезжают они к скалам, где хранится гармошка. Тогда конь Черима, который не только понимал человеческую речь, но и сам умел говорить, обратился к юноше: 

— Когда увидим скалы, жди, пока они разойдутся. Тогда дай мне один чурек и трижды бей меня плетью. Пронесусь я между скалами, а ты на ходу хватай гармошку.

Так они и поступили. Альп быстрее ветра пронёсся между скалами, а Черим как раз успел подхватить гармошку. Только выскочили, как скалы у них за спиной сомкнулись: ещё немного и остался бы альп без хвоста.

Вернулся Черим домой, отдал гармошку любимой сестре. Гармошка эта сделана была из чистого золота, а стоило на ней заиграть, все, кто слышал её звуки разом забывали о своих бедах и заботах.

Обрадовалась Бабух подарку, целыми днями играет. Тут решила колдунья проверить, точно ли погиб Черим между двух скал, как она надеялась. Пришла она к Бабух, а у той в руках чудесная гармошка. Колдунья чуть не лопнула от злости и придумала новый способ, чтобы извести Черима.

— Хоть и хороша эта гармошка, — говорит колдунья Бабух, — есть на свете другие чудеса, и достать их куда труднее. Говорят, что за этими горами живут семеро братьев, и есть у них одна-единственная сестра, а у неё свой сад. Растёт в том саду чудесная яблоня: утром на её ветках распускаются почки, днём она зацветает и отцветает, а каждый вечер на ней созревают сочные и сладкие яблоки. Если бы твой Черим и правда любил тебя, эта яблоня росла бы в твоём саду, а та девушка была бы твоей служанкой!

Когда вернулся Черим домой, рассказала ему Бабух о чудесной яблоне.

Что тут поделать? Не мог Черим отказать любимой сестре. Оседлал альпа и отправился в дальнюю дорогу. Перебрался он через горы, прискакал туда, где жили семеро братьев, схватил их сестру, вырвал с корнем чудесную яблоню и умчался обратно.

Бросились братья в погоню и быстро настигли беглеца. Вернули они сестру, посадили яблоню снова в сад, а Черима заперли в темнице. Только альпа не сумели они поймать, вырвался он и вернулся домой.

Увидела Бабух альпа, отвела его в конюшню, налила ему воды, насыпала корма, но конь к еде даже не притронулся. Поняла Бабух, что что-то случилось с братом и спрашивает: — — Ответь, верный альп, где потерял ты моего любимого брата? Что случилось с ним?

— Чтобы вернуть брата, придётся тебе взять свою золотую гармошку и поехать со мной, — ответил ей альп. — Я отвезу тебя туда, где живут семеро братьев, к тропе, по которой они ходят за водой. Ты сядешь там и начнёшь играть. Играй, пока братья не выйдут, чтобы послушать твою музыку. Тогда проси их освободить Черима.

Так они и поступили. Села Бабух на тропе и стала играть на гармошке. Тут как раз сестра семи братьев собралась за водой, услышала она музыку и остановилась — забыла, куда шла, и присела рядом, заворожённая удивительно красивой игрой Бабух.

Так долго она не возвращалась, что братья её начали беспокоиться, не случилось ли чего. Пошёл один брат её искать, нашёл и услышал, как играет Бабух, и сам замер, поражённый.

Отправился следом за ним второй брат, а за ним третий, потом четвёртый. Через какое-то время все семеро братьев застыли возле Бабух, слушая её игру. Тут Бабух остановилась, и братья пришли в себя.

— Что же ты остановилась! Ради Аллаха сыграй нам ещё! Никогда раньше мы не слышали такой чудесной музыки, — хором заговорили они.
— Я сыграю вам ещё столько, сколько вы захотите, но, пожалуйста, освободите моего единственного брата! — ответила им Бабух.

Братьев так поразила чудесная музыка, им так хотелось услышать её снова, что они тут же выпустили Черима из темницы. А потом отдали ему в жёны свою сестру-красавицу и подарили волшебную яблоню.

Бабух, как и обещала, играла для семи братьев столько, сколько они хотели. А самый красивый и храбрый из них после взял её в жены.

Пусть же у того, кто услышит эту сказку, удача будет также велика, как у Бабух и Черима.

Словарь
Альп мифический богатырский конь «быстрый, как ветер и пылкий, как огонь»
Аул селение на Кавказе и в Средней Азии
Джигит в переводе с тюркских языков «молодой парень», «юноша». Исторически в Средней Азии и на Кавказе так называли наездника и воина, отличающегося отвагой, выносливостью, стойкостью, в совершенстве владевшего искусством ездить верхом и сражаться. Примерно то же, что «добрый молодец» в русских сказках
Доспех воинское облачение, предназначенное для защиты, в первую очередь, от ударов холодным оружием (мечом или саблей). У кавказских народов обычно состоял из кольчуги и лёгкого шлема с бармицей — кольчужным капюшоном
Кунацкая от слова «кунак» — «гость». В адыгейских хозяйствах это специальное отдельное строение, предназначенное для гостей, такое помещение всегда украшалось лучшими вещами, в нём устраивалась лавка для отдыха, находились молитвенные коврики, оружие, музыкальные инструменты
Нарты герои эпоса о нартах, распространенного на Северном Кавказе, мифические богатыри, иногда родственники или потомки богов, созданные, чтобы навести порядок на земле и защищать людей от злых сил
Сундук ящик с откидной или съёмной крышкой, который использовался для хранения одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук был предшественником шкафа и одним из самых распространённых и универсальных предметов мебели, его можно было использовать в качестве и стола, и стула, и кровати
Темница тюрьма, место, где держали пленных
Чуреки пресные хлебные лепёшки, распространённые у тюркских народов Кавказа и Средней Азии
Познакомьтесь с героями сказки поближе
и нарисуйте их с вашим ребёнком