Каждый элемент сказки существует не просто так! Даже то, что кажется читателю лишь сюжетным ходом или декорацией, на деле имеет под собой исторические и мифологические корни, которые уходят в древние-древние времена! В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые из элементов сказки, за которыми кроется глубокий и таинственный смысл.

Золото и волшебство

Наверное, читатель замечал, как часто волшебные предметы в сказках оказываются именно золотыми: золотое перо жар-птицы, золотые яйца, а в нашем случае — золотая гармошка. Казалось бы, золотой цвет носит здесь исключительно «декоративный» характер, украшает предмет и тем самым подчёркивает его магичность. На деле же всё обстоит несколько интереснее.

Золотые предметы являются волшебными, потому что приходят к нам из мира магии, мира духов, потустороннего, загробного мира — из тридесятого царства. Это царство может называться по-разному в разных традициях (например, Солнечное, Белое, и пр.), названия может вовсе не быть (например, просто «далёкий край»). Однако роль всех этих волшебных далёких земель в сказках одинакова, это мир «не от мира сего». Там и вечно плодоносящие деревья, и золотые животные, и золотые гигантские дворцы — обратите внимание, как много золота.

Фольклористы давно пришли к выводу, что за этими «чужими землями» очень часто кроется древнее представление о загробном мире, мире теней, мире духов. А волшебство, магия, согласно представлениям наших предков, приходит именно оттуда, из потустороннего мира.

Золото означает не только то, что предмет волшебный, но и что происходит он из потустороннего мира. Удивительно ли тогда, что наша чудесная золотая гармошка оказалась в таком странном месте — между двумя скалами, которые каждую минуту врезаются друг в друга и снова расходятся?

 

Дерево и мифология

Рассмотрим другой волшебный предмет, фигурирующий в сказке — дерево, конкретно яблоню. Особенность её, как говорит колдунья, заключается в том, что «в течение одного дня на ней распускаются почки, она зацветает, отцветает, а к вечеру на ветвях вызревают красивые, вкусные яблоки». Иными словами, волшебная яблоня проходит весь цикл плодоношения всего за один день, причём приносит вкуснейшие плоды. Находится эта яблоня «за горами», там же, где живёт таинственная красавица и семь её братьев. Если вы уже заподозрили, что этот дальний край необычен и волшебен — вы попали прямо в яблочко. Но обо всём по порядку.

Мотив волшебных деревьев встречается у многих народов. В некоторых культурах дерево имеет сакральное значение.

В мифологии адыгов в центре мира находится «мировое древо» — связующее звено между всеми мирами (небесным, земным и подземным). Любопытно, что такую же функцию выполняет, например, Иггдрасиль — мировое древо в скандинавской мифологии.

Деревья вообще играют очень важную роль в языческих религиях. Так, славяне связывали деревья с богами — например, дуб считался деревом Перуна, и нередко наши предки молились именно деревьям, особенно в рощах (которые заменяли им храмы).

Такую же важную роль деревья играют и в духовной жизни адыгов. Этот народ необычайно близок к лесу: перед деревьями возносили молитвы богам, деревья сажали на могилах, жилища старались строить как можно ближе к деревьям, а вырубать деревья, особенно из священной рощи, строго-настрого запрещалось.

Связано это с тем, что в представлении адыгов деревья обладают волшебными свойствами: одни деревья защищают от сглаза, другие укрепляют здоровье, а третьи, наоборот, вредят человеку. К «положительным» деревьям относятся дуб, ясень, а также плодовые деревья, среди которых и наша яблоня.

Волшебная яблоня

Яблоня, в свою очередь, это одно из тех деревьев, что очень широко представлено и в мифологии, и в фольклоре.

Упоминается оно и в эпосе о нартах — в легендах о кавказских богатырях, божественных героях. Обратимся к сказанию «Золотое дерево нартов». Самые первые строки уже кажутся нам очень знакомыми: «В центре Нартии, в огромном лесу из диких яблок, нарт Тхагаледж, потратив много времени и сил, вырастил удивительное золотое дерево, на котором созревали однодневные яблоки — утром на дереве появлялось одно яблоко, к вечеру оно успевало созреть».

Очевидно, это тот же самый мотив, что присутствует в сказке «Чудесная гармошка», но источник его более древний, относящийся непосредственно к легендам о нартах. Таким образом, представление о волшебной (на секундочку, золотой!) яблоне, плодоносящей в очень короткие сроки, не случайный сюжетный ход одной сказки. Так откуда же этот мотив берётся?

В сказках очень многих народов имеется представление о вечном изобилии. Это, можно сказать, один из атрибутов тридесятого (или Солнечного) царства, волшебного места, где нет нужды ни в чём, где всё цветёт и даёт самые богатые урожаи.

Связано это, конечно, с объективными условиями жизни первобытных обществ, в их зависимостью от плодородия природы. Богатый урожай буквально был вопросом жизни и смерти. Поэтому очевидно, что в «потустороннем» мире, где всё должно быть лучше, чем в нашем, такой проблемы как отсутствие урожая не стоит.

Солнечное царство

Последним приключением Черима становится путешествие «за горы», чтобы исполнить желание своей сестры — привезти оттуда некую красавицу в качестве служанки и выкорчевать волшебное дерево, растущее там.

Под «далёкими землями» в сказках подразумевается тот самый потусторонний мир. В данном случае тоже можно предположить, что край, откуда Черим должен украсть волшебную яблоню, является Солнечным царством.

В пользу этого предположения говорит и образ самой красавицы. В эпосе о нартах есть такой персонаж как дочь Солнца. Это — яркая девушка, излучающая солнечный свет. По сюжету легенд, она становится супругой главного героя, нарта. Кроме того, нередко её оберегают именно семеро братьев.

Пожалуй, делать однозначный вывод сложно, но связь между красавицей из сказки «Чудесная гармошка» и дочерью Солнца всё-таки есть. И если это предположение верно, можно сделать вывод и о том, что «край за горами» это Солнечное царство, потусторонний мир, в который попадает главный герой.

Обряд и вера трансформируется в легенды и мифы; легенды и мифы — в сказки. То, во что люди верили тысячелетия назад, живёт и по сей день, в форме волшебной сказки, которую мы рассказываем нашим детям.

Читать Смотреть Слушать