авным-давно жил мудрый хан. Был у него единственный наследник — любимый сын. Сын подрастал, а хан, глядя на него, печальные думы думал: «У моего сына доброе сердце, а вот ума ему не досталось. Как он жить будет, когда меня не станет? Жена ему нужна мудрая. Чтобы ума на двоих хватало, чтобы совет могла дать хороший, уберечь от ошибок. Но где найти такую жену?»

Созвал хан своих послов — саидов и тушемилов — и отправил их по свету искать умную невесту.
Саиды и тушемилы путешествовали много дней, устали в дороге, побывали во всех улусах ханства, а невесты мудрой не нашли. Встречались им красивые девушки, умные тоже попадались, но такой, как хан приказал привезти, не находилось. В конце концов зашли они в один отдалённый улус.

Обошли все юрты без результата. Последняя юрта осталась, бедная, дырявая. Рядом с ней ни коня нет, ни коновязи. Негде послам лошадей привязать, вот и стоят перед юртой в нерешительности. Тут выглянула из юрты девушка, посмотрела на гостей и спрашивает:
— Что не заходите? Что снаружи топчитесь?

Ханские послы отвечают:
— Не знаем, где коней привязать.

Засмеялась девушка:
— Вот перед вами зима, а вот лето, привяжите к ним своих коней!

Оглядываются послы, ничего не понимают: как коней привязать к зиме и лету?

Не любили послы чувствовать себя глупыми, рассердились на девушку, посмевшую насмехаться над ними. Сели на коней и поехали во дворец.

Во дворце держали саиды и тушемилы перед ханом ответ. Расспрашивал хан: где побывали, кого видели, нашли ли умную невесту?
— О, великий хан! — отвечают послы. — В каждую юрту мы заглядывали, с каждой девушкой говорили, но такой, как ты велел, не нашли. 
— А в бедные юрты заглядывали?


— Заглядывали, — отвечают саиды и тушемилы. — Даже в такую бедную и дырявую заглянули, что возле неё ничего нет, ни коня, ни коновязи. Но живёт там девушка, которая говорит бестолковые слова. 

— И что же она говорит?

— Пожаловались мы, что негде коней привязать. А она в ответ: «Вот перед вами зима, а вот лето, привяжите к ним своих коней!»

Усмехнулся хан и спрашивает:
— Не лежали ли возле юрты сани и телега?

Удивились тушемилы и саиды, посмотрели друг на друга и говорят:
— О, великий хан! Как ты узнал? Возле юрты лежали сломанные сани и телега.
— Вот вам и зима, и лето! — сказал хан. — Вы хоть и ханские саиды и тушемилы, а не поняли этой загадки. Говорите скорей, где живёт эта девушка, я сам поеду к ней!

Долго ехал хан, наконец, приехал к бедной юрте. Привязал коня к телеге и вошёл в юрту. Сидят в юрте старик со старухой, рядом красивая девушка что-то вяжет. Думает про себя хан: «Она не только умна, но и красива!» — а сам спрашивает:

— Как тебя зовут?
— Меня зовут Алтан-Хайша — Золотые Ножницы.
— Почему у тебя такое необычное имя?
— А я все хитрости и премудрости разгадываю, как нити ножницами разрезаю!
— Что ж, сможешь ли принести мне верёвку из пепла? — спрашивает хан.
Алтан-Хайша весело отвечает:
— Подождите, сейчас принесу!
Вышла девушка из юрты, свила верёвку из соломы, принесла, положила у ног хана и подожгла.

Сгорела солома — осталась на земле верёвка из пепла.
— Вот вам, великий хан, верёвка из пепла! — говорит девушка.

Довольный хан хвалит:
— Не долго же ты думала, нашла решение!

Затем хан приказал сварить тринадцать яиц. Дал варёные яйца Алтан-Хайше и говорит:
— Выведи из этих яиц тринадцать цыплят!
— Хорошо, великий хан! — отвечает Алтан-Хайша без смущения. —– Только ведь цыплятам нужен корм. Так что и вы делом займитесь: возьмите кашу и посейте её. Пока цыплята вылупятся из яиц, из каши вырастет просо — вот и будет им корм.

Родители Алтан-Хайши испуганно на хана смотрят: вдруг разгневается он за такую дерзость. А хан усмехается и думает про себя: «Что за чудесная девушка! Идеальная жена для моего сына!»
Обернулся хан к отцу Алтан-Хайши и говорит:
— Хочу, чтобы твоя дочь Алтан-Хайша стала моей невесткой!
Старик растерялся и говорит:
— О, великий хан! Сжалься над старыми людьми. Одна дочь у нас, больше некому за нами ухаживать, некому нас кормить. Не забирай дочку!

Хан отвечает:
— Я прикажу вам новую юрту поставить, до самой смерти вы ни в чём не будете нуждаться.
Старик говорит:
— Давайте Алтан-Хайшу спросим, пусть своё слово скажет…
Согласилась Алтан-Хайша.

Устроили во дворце пышную свадьбу, пир закатили на всю страну бурятскую: мяса наварили целую гору, вина наготовили целое озеро, гостей пригласили со всех концов земли. Лишь на десятый день разошлись гости по домам.

Отгуляли свадьбу, хан говорит сыну:
— Поедем с тобой на охоту!
На охоте меткий хан убил косулю и говорит сыну:
— Я ещё немного поохочусь, поеду дальше, а ты оставайся здесь и приготовь нам обед.

Сын спрашивает:
— Как же я приготовлю обед? У нас с собой нет ни котла, ни тагана!
— В лесу много деревьев. Приготовь в деревянной посуде!

Сказал так хан и ускакал.
Ханский сын взял топор, срубил дерево и стал делать котёл. Долго возился он, но сделал только дыру в обрубке.

Тут хан вернулся с новой добычей — вторую косулю привёз. Видит он, что сын обливается потом, сосновый обрубок долбит — деревянный котёл делает… Схватил хан плётку и стал хлестать глупого сына. Потом вскочил на коня, сыну приказал ехать следом — домой пора.

Сын еле-еле на своего коня взобрался и поехал за отцом. Долго так ехали – хан впереди, а сын далеко позади плетётся. Оглянулся хан, кричит сыну:

— Тяни своего коня за хвост!

Сын слез с коня и стал тянуть его за хвост. Конь ничего не понимает, сын ничего не понимает, но так отец велел… Увидел это хан, опять стал гневаться. Подъехал к сыну и принялся стегать плетью за неразумность, стегал, пока не устал. Вернулись они домой, оба злые и молчаливые.

Вечером ханский сын охает и стонет.
Алтан-Хайша спрашивает его:
— Что с тобой? Болит что?
— Всё тело болит.
— Не захворал ли ты?
— Нет, это отец меня на охоте два раза плетью хлестал.
— За что? — удивляется Алтан-Хайша.
— Сам не знаю. Сначала он убил косулю и говорит: «Готовь нам еду! Обойдись деревянной посудой». Срубил я дерево и принялся деревянный котёл выдалбливать, чтобы еду готовить. А он как увидел это, так давай меня хлестать…
— А за что же он бил тебя второй раз? — спрашивает Алтан-Хайша.
— Когда мы возвращались домой, отец приказал тянуть коня за хвост! Я и стал тянуть коня за хвост. Тут отец опять меня бить начал. Ополоумел совсем…

Выслушала это Алтан-Хайша и говорит супругу, поглаживая его по голове:
— У твоего отца ум светлый, это у тебя не хватило ума! Не понял ты его слов. Когда отец сказал тебе: «Обойдись деревянной посудой», тебе надо было мясо на ветку надеть и пожарить на костре.

А когда он сказал тянуть коня за хвост, это означало не отставать, коня погонять и ехать быстрее.
Старый хан подслушал их разговор и думает: «Острый ум у девушки! Никакие сайды и тушемилы с ней не сравнятся. Теперь я могу спокойно оставить своё ханство и отправиться к соседу, Шажин-номон-хану. Надо бы проверить, так ли он умён, как люди говорят?»

Собрался хан и поехал в соседнее ханство, к Шажин-номон-хану.
А у Шажин-номон-хана большой праздник, сам он важный и гордый, спрашивает гостя:
— Зачем пожаловал?
— Хочу состязаться с тобой, узнать, кто из нас острее умом.
— Согласен, — говорит Шажин-номон-хан. — Я буду тебе загадки загадывать, а ты отгадывай.
Шажин-номон-хан загадывает самые хитрые загадки, какие знает, а хан без запинки их отгадывает.

Рассердился Шажин-номон-хан и говорит:
— Моя очередь отгадывать.

Хан загадал первую загадку, Шажин-номон-хан не может отгадать. Загадал хан вторую — тот снова не может отгадать. Загадал третью — то же самое. Потерял Шажин-номон-хан от досады разум, приказал стражникам заковать хана в цепи и привязать к столбу. А через три дня отрубить ему голову!

Видит хан — плохи его дела: не на шутку разгневался Шажин-номон-хан. Стал хан просить:
— Зачем отрубать мне голову? Возьми лучше за меня выкуп!
— А чем откупишься? — спрашивает жадный Шажин-номон-хан.
— Возьмёшь за меня много овец и коров, да в придачу золото и серебро. Только позволь мне письмо написать, чтобы всё это тебе прислали.

Шажин-номон-хан говорит стражникам:
— Пускай напишет домой письмо — велит выкуп за себя доставить.

Написал хан такое письмо: «Приехал я в славное ханство Шажин-номон-хана и попал на богатый праздник. Решился остаться погостить у славного Шажин-номон-хана. Пирую, веселюсь, сплю на мягкой зелёной кровати, укрываюсь синим одеялом, расшитым золотом. Славный Шажин-номон-хан подарил мне дорогие украшения на руки и ноги, пожаловал на шею серебряную витую цепь. Для услуг приставил своих людей, они от меня ни днём, ни ночью не отходят. Как получите письмо, приготовьте славному Шажин-номон-хану богатые дары: гоните весь мой рогатый скот, вслед за ним гоните весь мой безрогий скот. Из трёх осин золотых, что выросли у нас во дворе, две срубите и на месте сожгите, а одну везите с собою до границ владений славного Шажин-номон-хана. Сивого моего коня с собой не берите — он скакун плохой, никому здесь не нужен, пусть в своей конюшне стоит. Письмо это пусть разрежет своими золотыми ножницами моя молодая невестка».

Прочёл это письмо Шажин-номон-хан, порадовался богатому выкупу, подивился глупым словам в письме. И отправил трёх послов в земли хана. Вручили они это письмо ханскому сыну. Он прочёл — ничего не понял. Ханские саиды и тушемилы прочли — ничего не поняли. Но решили ханский приказ выполнять, забегали по двору, приказывают сгонять всех коров, быков и овец. Ищут по двору золотые осины. 

Тут один из саидов и говорит:
— Требует наш хан, чтобы его письмо разрезала золотыми ножницами его молодая невестка. Отнесём ей письмо!

Принесли письмо к Алтан-Хайше. Прочла она и говорит:
— Не так вы поняли письмо хана! Попал он в большую беду, вот и пишет так, чтобы никто кроме нас не понял. «Остался я погостить у славного Шажин-номон-хана» — означает, что наш хан попал в плен! «Пирую и веселюсь» — означает, что он горюет; «мягкая зелёная кровать» — это трава, а «синее одеяло, расшитое золотом» — это звёздное небо, под которым спит хан. Дорогие украшения на руках и ногах — это оковы. Серебряная цепь на шее — верёвка. А люди, которые не отходят от нашего хана ни днём, ни ночью, — это стража.

Слушают саиды и тушемилы, слушает ханский сын, удивляются. А Алтан-Хайши дальше читает:
— «Собрать рогатый, а затем и безрогий скот» — это наш хан велит собрать своих воинов с луками, с копьями, а за ними воинов с мечами. Под тремя золотыми осинами, что выросли у нас во дворе, подразумевает хан послов Шажин-номон-хана. Хан приказывает двух послов убить, а третьего взять в провожатые.

— А что означает сивый конь? — спрашивают её.
— Так он пишет о своём сыне, — отвечает Алтан-Хайша. Ему надобно здесь остаться.

Собрались быстро ханские войска. Впереди пошли лучники, позади пошли воины с мечами, сама Алтан-Хайша их повела! Верхом на коне впереди всех скачет. А пленный посланец Шажин-номон-хана дорогу указывает.


Внезапно нагрянули войска на владения Шажин-номон-хана. Он даже опомниться не успел. Схватили Шажин-номон-хана, привели к Алтан-Хайше.
Алтан-Хайша спрашивает его:
— Доволен ли ты подарками?
А Шажин-номон-хан от страха и слова сказать не может.
Приказала Алтан-Хайша связать его и везти в своё ханство.
Старый хан, вернувшись домой, собрал своих подданных и сказал:
— На всей земле нет такой мудрой женщины, как Алтан-Хайша! Как умру, пусть она правит моей страной!

Так после смерти хана стала правительницей мудрая Алтан-Хайша — Золотые Ножницы, девушка из бедной семьи.

Словарь
Коновязь место для привязывания лошадей в виде столба с кольцами.
Плеть (плётка) верёвки или ремни, соединённые вместе. Применялись всадниками для управления лошадьми
Саиды и тушемилы прислужники хана знатного происхождения, послы, советники, чиновники
Таган железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла при приготовлении пищи на открытом огне.
Улус административно-территориальная единица у бурят, калмыков, якутов, аналог русской волости, местности, подчинённой одной власти.
Хан властитель, правитель у азиатских народов
Юрта переносное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевых народов
Познакомьтесь с героями сказки поближе
и нарисуйте их с вашим ребёнком