Главные герои

Главные герои сказки — хан, его сын, Алтан-Хайша и Шажин-номон-хан. Хан — мудрый правитель, который заботится о судьбе вверенного ему ханства. Его сын, единственный наследник, очень добр, но недостаточно умён, чтобы занять отцовский престол. 

Поэтому хан решает найти ему умную жену, которая могла бы дать хороший совет, наставить на правильный путь. Выбор хана падает на Алтан-Хайшу, девушку из бедной семьи. Шажин-номон-хан же в этой сказке является антагонистом: он берёт в плен хана и требует с него выкуп.

Сюжет сказки

Мудрый хан, понимая, что его сыну не хватит ума, чтобы править после его смерти, решает найти сыну такую жену, которая могла бы помочь ему добрым советом. Он отправляет послов на поиски такой девушки. Нигде не могут найти. Наконец послы добираются до отдалённого улуса и останавливаются у самой бедной юрты, у которой нет коновязи. Из юрты выходит девушка и предлагает послам привязать коней к зиме и лету. Послы не понимают смысла её слов и, вернувшись к хану, говорят, что не нашли подходящую невесту — а ту девушку из бедной юрты и вовсе называют полоумной. Однако мудрый хан, в отличие от послов, смог разгадать эту загадку: девушка предлагала привязать коней к сломанным саням и телеге, которые лежали возле юрты. Хан решает сам отправиться к этой девушке.

Оказывается, что зовут её Алтан-Хайша — Золотые Ножницы — все хитрости она разгадывает, как нить ножницами разрезает. Решив испытать её, хан загадывает ей две загадки, с которыми Алтан-Хайша с легкостью справляется, после чего он предлагает ей стать невестой его сына. Девушка соглашается.

После свадьбы хан отправляется на охоту вместе со своим сыном. Тот не понимает загадок, которые загадывает ему отец, и за это отец его бьёт плетью. Дома Алтан-Хайша спрашивает, за что же хан так с ним обошёлся. Ханский сын пересказывает ей загадки. Девушка снова с лёгкостью их разгадывает. Этот разговор подслушивает сам хан: получается, что загадки сыну он задавал, чтобы снова испытать невестку. Теперь хан спокоен за своё ханство: будет кому править и без него.

Он решает отправиться к соседу — Шажин-номон-хану, испытать и его ум. Они устраивают своеобразный поединок на загадках: хан разгадал все загадки Шажин-номон-хана, а сам загадал такую хитрую, что его противник с ней не справился. Тогда Шажин-номон-хан решает казнить хана, но тот убеждает его этого не делать, а потребовать за него выкуп. Шажин-номон-хан соглашается, и хан пишет письмо домой. Только и само это письмо является загадкой: если понимать его буквально, то кажется, словно хан не в плену, а в гостях; не в тоске он, а счастлив; не выкупа он просит, а богатых даров для доброго соседа. Однако Алтан-Хайша снова разгадывает истинный смысл его слов и отправляет войско в соседнее ханство. Так она спасает хана, и тот делает её наследницей своего ханства.

Волшебные предметы

Фольклористы относят эту сказку не к волшебным, а к бытовым. Здесь героям помогают не волшебные предметы или помощники, но их собственные находчивость и бесстрашие. В нашей сказке эти качества демонстрирует Алтан-Хайша. Девушка разгадывает сложнейшие загадки! Так, сначала ей приходится принести хану верёвку из пепла, потом вывести тринадцать цыплят из сваренных яиц. Затем она находит ответ на загадки, заданные ханом своему сыну: как сделать деревянную посуду в лесу и что значит «тянуть за хвост коня».

И последняя, самая важная загадка, с которой сталкивается героиня — письмо хана из плена. В нём он пишет, что хорошо себя чувствует и перечисляет дары, которые нужно выслать соседу. Однако все слова в письме нужно трактовать с точностью до наоборот. Только Алтан-Хайша это понимает, и отправляет на помощь хану войско. Так, разгадывая загадки, она доказывает, что достойна быть наследницей ханства. Алтан-Хайша противопоставляется и советникам хана, и ханскому сыну: они глупы и ничего не понимают в загадках. Здесь конечно можно увидеть и социальные мотивы: девушка из бедной семьи умнее и находчивее многих богачей, но справедливость торжествует, и она занимает подобающее по её качествам место в обществе. Обязательное торжество справедливости —это ещё одна особенность именно бытовой бурятской сказки.

История сказки

Бурятский фольклор изучается в России примерно с конца XIX века. Именно на рубеже XIX — XX вв. были опубликованы несколько сборников бурятских сказок. На протяжении всего XX века неоднократно проводились экспедиции, в которых собирали произведения народного творчества. Таким образом у фольклористов сегодня в распоряжении есть достаточно материала для исследований в этой области, и они смогли выделить несколько особенностей присущих бурятскому фольклору. Так, некоторые сюжеты восходят к древнеиндийским корням, что связано с проникновением в Бурятию буддизма, другие — к древнемонгольским. Также отмечено влияние и русского фольклора.

При этом, конечно, бурятское народное творчество имеет и свои черты, связанные, в том числе, с особенностями социального устройства. Такие черты можно увидеть и в нашей сказке «Алтан-Хайша». Например, сюжет этой сказки выстроен вокруг женитьбы. Это достаточно распространённый в Бурятии сюжет. Раньше, ещё в родовом обществе, у племён, проживавших на территории Бурятии, допускались только экзогамные браки — т.е. браки с представителями другого рода. Однако роды расселялись так, чтобы поблизости других родов не было; поэтому сватовство было сопряжено с определёнными трудностями, за невестой нужно было ехать в дальние края. Это отражается и в нашей сказке, когда хан отправляет послов во все уголки ханства. При этом, в большинстве сказок о сватовстве благополучный исход достигается благодаря усилиям невесты.

Как познакомить
ребёнка со сказкой

Всегда очень интересно сравнивать фольклор разных народов — искать черты сходства и различия, замечать культурные особенности. Знакомство с бурятским народным творчеством можно начать именно с бытовой сказки «Алтан-Хайша — Золотые Ножницы». Яркие персонажи, обилие диалогов и множество загадок не дадут ребёнку заскучать.

Читать
Обсудить впечатления

После прочтения сказки с ребёнком можно многое обсудить. Например:
●    прав ли старый хан в том, что одного доброго сердца недостаточно для управления государством;
●    почему ханские послы в начале сказки считают Алтан-Хайши дерзкой;
●    оправдано ли презрение послов к беднякам?

А ещё можно найти интересные загадки и загадывать их друг другу!