В каждой сказке отражается мировосприятие народа и его культуры. На примере сказки «Алтан-Хайша — Золотые Ножницы» можно разобрать некоторые особенности бурятского фольклора, который, хоть и испытал влияние древнемонгольской, древнеиндийской и русской культур, всё же сохранил своеобразие.

Бытовая сказка

Сказки, в которых нет ни волшебных предметов, ни волшебных помощников, действие которых разворачивается во вполне реальных, пусть и художественно приукрашенных жизненных ситуациях, называют бытовыми сказками. В бурятском фольклоре такие сказки появились гораздо позже, чем волшебные или сказки о животных. Несмотря на это, именно этот жанр представлен наибольшим количеством сюжетов. Он сформировался в период, когда началось классовое расслоение бурятского общества. Поэтому бытовые сказки имеют ярко выраженный социальный характер и даже сатирическую направленность. 

Главными героями таких сказок часто становятся выходцы из бедных слоёв общества, которые благодаря исключительно своей изобретательности, уму и моральным качествам добиваются успеха, признания, высокого положения. При этом они противостоят богачам, правящему классу, который представлен в сказках далеко не в лучшем свете: это чванливые, напыщенные персонажи. В нашей сказке такой конфликт разворачивается между простой девушкой по имени Алтан-Хайша с одной стороны и самолюбивыми ханскими советниками, жадным и бесчестным Шажин-номон-ханом с другой.

Что касается ханского сына, он, пусть и добр, но всё равно уступает Алтан-Хайше в находчивости. Таким образом, в сказках победу одерживает тот, кто в той социальной реальности, когда создавалась сказка, был далеко не так успешен. Но какими же средствами эта победа одерживается и в какой форме выражается в сказках?

Диалог

Эта победа происходит чаще всего в процессе диалога. Такая особенность бурятских сказок бросается в глаза и при чтении: действительно, герои здесь постоянно разговаривают друг с другом, спорят, загадывают друг другу загадки. Не случайна именно эта форма борьбы (диалог) позволяет стереть классовые, сословные различия и вывести на первый план личные качества персонажей. В споре, таким образом, рождается истина: добиваются успеха те, кто по личным качествам (доброте, уму, честности) этого заслуживают. Справедливость торжествует, добро побеждает зло. Так в сказках воплощается мечта о счастливой и благополучной жизни.

Загадки

Выше уже упоминалось, что в бытовых сказках герои часто загадывают загадки. Загадки являются ключевым элементом и сказки «Алтан-Хайша — Золотые Ножницы». Также мы упомянули и важность диалога в раскрытии характеров положительных персонажей. А ведь загадки по своей сути и есть форма диалога, предполагающая наличие вопроса и ответа. Загадки существуют во всех культурах с древнейших времен, и в разные времена они играли разную роль в культуре. Иногда они были связаны с мифологическими верованиями и являлись частью ритуалов.

Порой в загадках отражалась культура табу. Табу — это запрет на употребление, произнесение тех или иных слов и выражений. Такие запреты возникали, потому что люди верили в существование сверхъестественных сил, которые, будучи названными, могут стать угрозой человеку. Поэтому загадка становилась способом иносказания, метафорического описания табуированного понятия. В качестве близкого примера можно привести такое всем известное слово как «медведь»: это не что иное как иносказание, означающее «ведающий (т.е. знающий), где находится мёд», в то время как истинное не табуированное название медведя, по мнению лингвистов, происходило от общего корня, близкого к латинскому ursus (медведь). Это отголосок табуирования имени тотемного животного наших предков, истинное имя которого произносить было нельзя.

Затем загадки стали испытанием для того, кто их отгадывал. Испытуемый должен был отгадать загадку, чтобы доказать, что он чего-либо достоин, или готов пройти определённый ритуал или обряд посвящения — причём иногда загадка была построена таким образом, что разгадать её невозможно, можно только заранее знать ответ, и то, что герой ответ знает свидетельствует об избранности отгадчика, подтверждает то, что он обладает тайным (волшебным) знанием. Именно в этом последнем смысле загадки встречаются в нашей сказке: на протяжении всей сказки хан испытывает Алтан-Хайшу, а она доказывает, что достойна стать женой его сына и наследницей престола. Это характерно вообще для всех бурятских бытовых сказок, в которых главной темой становится сватовство: чтобы определить, подходит ли девушка на роль невесты, мудрый хан испытывает её, загадывая загадки или задавая трудные задачи.

Истоки загадок

Мы поговорили о функции загадок, об их роли в культуре. Но что лежит в основе загадки, этой древнейшей формы словесного творчества? Загадка — метафора, перенос значения по какой-то аналогии, сходству. Метафора пронизывает всю нашу жизнь, проявляется не только в языке, но и в мышлении. Мы можем не осознавать этого, но именно метафоры помогают нам структурировать, систематизировать наше представление о мире, его восприятие. Спор же мы можем воспринимать как поединок, сражение: в споре мы проигрываем или побеждаем, придерживаемся той или иной стратегии, разбиваем аргументацию оппонента-противника.

Анализируя сказки, анализируя загадки, пытаясь разобраться в поэтике фольклора мы можем приблизиться к пониманию того, что тот или иной образ значил для людей, которые жили задолго до нас — и что эти образы говорят нам сегодня. Так мы можем увидеть, как менялась культура, как менялся язык, как менялось отношение людей к реальности: как менялось человечество. И что, напротив, осталось неизменным, сохранилось в нас на протяжении веков.

Читать Смотреть Слушать