Главные герои

Главный герой сказки — Иван-царевич. Верный своей семье, он смело отправляется на поиски своей матери, хотя два его старших брата ранее потерпели в этом неудачу. В пути он полагается не только на свою силу и отвагу, но и на помощников. Его главный противник — Кощей Бессмертный, смерть которого спрятана в нескольких волшебных предметах. В плену Кощея томится не только мать Ивана, но и царская дочь, которая помогает Ивану попасть во дворец Кощея, а в конце сказки становится его супругой.

Сюжет сказки

Иван-царевич, младший сын царя, с благословения отца собирается ехать на поиски матери, которую похитил Кощей Бессмертный. Иван-царевич находит богатырского коня, облачается в доспехи и отправляется в путь. Добравшись до высокой крутой горы, он встречает своих старших братьев. Вместе подъезжают они к огромному камню — его надо забросить на гору, чтобы открыть путь дальше.

Иван-царевич справляется с этим испытанием и в горе появляется лестница. Оставив своих братьев у подножья горы, он продолжает путешествие и приезжает к дому, обнесенному оградой без ворот и дверей. Но на помощь Ивану приходит царская дочь — оказывается, её в этом доме держит в плену Кощей Бессмертный. Царская дочь объясняет Ивану, как найти дверь и пробраться в здание. Герой продолжает путь и в следующем доме находит свою мать. Вскоре там появляется и сам Кощей Бессмертный, и мать Ивана выспрашивает у него, как он может умереть.

Оказывается, смерть Кощея в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ящике, что под дубом, растущем на далёком острове. Иван-царевич вновь отправляется в путь: добыть смерть Кощея. Проголодавшись по дороге, он ловит волчонка, ворону и щуку. Однако всех пойманных зверей он отпускает — и каждый помогает ему добраться до заветного острова и найти яйцо, в котором спрятана кощеева смерть.

Герой возвращается к матери, и на глазах Кощея Бессмертного разбивает яйцо. Кощей погибает, и Иван вместе со матерью и царской дочерью, с которой они договорились обвенчаться, отправляется домой, к отцу.

Однако герою приходится задержаться: нужно забрать платье, перстень и башмаки из дома царевны. За это время его братья, мать и царевна уже добираются до царства — а его братья ещё и перерезают спуск с горы, чтобы Иван не мог вернуться домой.

Однако с помощью волшебства он все-таки попадает домой, и там, разоблачив обман братьев, которые не только помешали его возвращению, но и почти расстроили свадьбу царевича, женится на спасённой им царевне и становится наследником престола.

Волшебные предметы

Первый волшебный предмет, или скорее волшебный дар, который получает Иван-царевич — это богатырский конь. Ни один обычный конь не годился Ивану; только богатырский конь, запертый где-то под землёй (то ли в погребе, то ли в подвале), подходит герою.

Фольклористы отмечают, что такой мотив обретения коня из-под земли показывает, что конь этот связан с потусторонним миром. Только конь, вернувшийся «с той стороны», может помочь Ивану-царевичу в пути. Освобождает же этого коня Иван по совету старухи-волшебной помощницы. Такую помощницу фольклористы называют ягой; образ яги связан с существовавшими в древности обрядами посвящения.

В такие обряды входила передача юноше волшебной власти над животными, и именно эта часть обряда отражается в сказках. Очень важную роль в сказке играет ещё один волшебный предмет — яйцо, в котором спрятана смерть Кощея. Так называемое мировое (или космическое) яйцо является важным мифическим символом. Когда оно разбивается, рождается вселенная, бог, человеческий род — или, наоборот, какое-нибудь воплощение зла, в том числе смерть. Поэтому, когда в сказке Иван-царевич разбивает яйцо, Кощей погибает.

История сказки

Сказка — фольклорный жанр, это не авторский роман, или повесть, или рассказ, написав который автор в конце ставит дату создания. Фольклорное произведение существует по иным законам, чем литературное авторское.

Мы не можем знать наверняка, когда «возник» текст той или иной сказки, мы не знаем, кто впервые «придумал» сюжет и облёк его в конкретные слова. Сказитель создаёт свой текст как бы из отдельных готовых блоков.

Есть блоки, которые сказитель использует, чтобы называть героев или предметы: «красна-девица», «чисто поле», «добрый молодец» — фольклористы называют их формулами. Есть блоки более крупные, которые описывают целые сюжетные ходы, такие блоки принято называть мотивами: мотив нарушения запрета, мотив узнавания невесты, мотив битвы с врагом.

Сказитель пользуется определённым набором мотивом и формул и сочетает их по правилам той или иной фольклорной традиции. Так каждый раз заново, каждый сказитель создаёт всю ту же сказку, но немного по-иному.

Фольклористы, записывая один и тот же сюжет от разных сказителей, получают разные тексты, которые называются версиями, вариантами. От мастерства сказителя, от его умения и памяти зависит, насколько длинным и красочным будет текст, поэтому и получается, что один и тот же сказочный сюжет (одна и та же сказка) может существовать в разных вариантах, в разных записях.

То же справедливо и для нашей сказки: разные рассказчики и рассказчицы множество раз вновь и вновь рассказывали её, а вот письменный её текст впервые был опубликован в 1870 году, в сборнике «Русские детские сказки» под редакцией известного фольклориста и литературоведа А.Н. Афанасьева.

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книжку
Афанасьев А.Н.
Афанасьев А.Н.

«Кощей Бессмертный» — известная сказка, существует во множестве вариантов. Можно выбрать какой-то один, и прочитать его. Так ребёнок познакомится с основными персонажами — Иваном-царевичем, Кощеем Бессмертным — которые не только встречаются в других сказках, но и играют важную роль в русской культуре.

 

Читать
Посмотреть экранизацию

Кощей Бессмертный, будучи популярным сказочным злодеем, появляется во многих фильмах и мультфильмах, как современных, так и более старых. Каждый сможет найти экранизацию по душе, однако мы можем выделить старый советский фильм «Кощей Бессмертный» 1944 года. Недавно он был отреставрирован и колоризован.

Обсудить впечатления

Сказка «Кощей Бессмертный» может стать прекрасной темой для обсуждения. Так, с ребёнком можно обсудить следующее:

  • почему царь сначала не хочет отпускать Ивана-царевича в путь (поговорить об отцовской любви, беспокойстве родителей за детей, о семейных узах);

  • можно ли было простить братьев Ивана-царевича и не отправлять их в ссылку, (справедливо ли наказание?);

  • вопросы морали — Иван отпускает, жалеет животных, и они отвечают ему добром.