Главные герои

Главная героиня сказки — красивая девочка по имени Фаруза. Её мать умерла, а новая жена отца — злая мачеха — стремится сжить со свету свою падчерицу. С утра до вечера девочка занимается работой по дому. Она хорошая хозяйка и искусная швея, а добрая молва о ней идёт даже за пределами аула. Фаруза скромная, послушная, искренняя, честная. Когда именно ей подходит золотой башмачок, потерянный на свадьбе (как хрустальная туфелька, оброненная Золушкой на балу), все очень радуются за джигита, потому что он нашёл достойную невесту.
Мачеха — новая жена, которую овдовевший отец Фарузы привёл в дом. Она, как и положено мачехе в сказках, жадная, грубая и завистливая. Никто в ауле не любит её. Фарузу она ненавидит за то, что та во всём лучше её дочери, которая под стать своей матери — ленивая, грубая и злая. Поэтому мачехе так хочется избавиться от падчерицы.
 

Сюжет сказки

В одном ауле жила красивая девочка Фаруза. Умерла у неё мать, и отец привёл в дом новую жену. У мачехи была родная дочь. Но обе они были такими грубыми и злыми, что никто не любил их в ауле. О Фарузе же наоборот шла добрая молва. Мачеха возненавидела падчерицу и решила от неё избавиться. Уезжая с дочкой в гости, она даёт Фарузе противоречивые и бессмысленные задания.

Но девочке помогают их выполнить животные-помощники: маленькая птичка подсказала, как встать, когда нельзя ни уйти из дома, ни остаться, вороны помогли отделить пшено от ячменя, а корова превратила шерсть в сукно. Каждый раз мачеха сравнивает Фарузу с собой или своей дочерью, и каждый раз падчерица оказывается умнее и лучше. От злости мачеха решает зарезать корову, помощницу девочки. Но та открывает Фарузе секрет, с помощью которого она сможет помогать девочке даже после своей смерти. И когда однажды мачеха с родной дочкой уезжают на свадьбу, Фаруза, копнув в том месте, где захоронены кости коровы, получает и золотой фаэтон, и золотое платье, и золотые башмачки. Приехав в богатой коляске, одетая в красивый наряд, девушка очаровывает всех. Дважды является Фаруза на свадьбу неузнанной. На третий раз лучшие молодцы аула пытаются остановить её, и, вскакивая в коляску, героиня теряет золотой башмачок. Именно по нему самый храбрый и красивый джигит аула находит её, и она выходит за него замуж.
 

Волшебные предметы
Золотые башмачки
Золотые башмачки
О предмете

Фаруза справляется со всеми трудностями благодаря животным-помощникам и своим личным качествам, из-за которых и птицам, и корове захотелось ей помочь.

Но мачеха убивает корову, и тогда коровьи кости приобретают волшебные свойства. Выполнив ритуал, подсказанный коровой, героиня в итоге получает всё необходимое, чтобы поехать на свадьбу, встретить там своего суженного и исправить ту несправедливость, которая постигла её после смерти матери.

Золотой башмачок также обладает волшебными свойствами. Подходит он только своей хозяйке, и больше ни на чью ногу не может быть надет.

Золотые башмачки
Золотые башмачки
О предмете
История сказки

Интерес к фольклору кавказских народов возник в конце XIX века. Главным собирателем адыгейского фольклора стал доктор филологических наук Шамсудин Хаджасфарович Хут. Но до сих пор нельзя говорить даже о полной систематизации уже собранного материала.

Среди адыгейских сказок — пшысэ — есть уникальные мотивы, но сказка «Фаруза» относится к международным сюжетам. В образе главной героини проглядывает то французская Золушка, то русская Крошечка-Хаврошечка, у которой тоже была помощница-корова. А мачеха в своём стремлении доказать, что её дочка не хуже падчерицы, напоминает мачеху из «Морозко». 
 

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книжку
и посмотреть иллюстрации

Сказку можно прочитать в переводе А.И. Алиевой и Ш.X. Хута.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть картину «Исламей» Мухаммеда Хахандукова, где изображена танцующая пара. Такой танец вполне могли танцевать на свадьбе, куда Фаруза приехала в золотом платье. Элементы традиционного наряда девушки на картине тоже золотые. Можно также внимательно изучить одежду танцующего джигита или окружающих их гостей.
 

Читать
Обсудить впечатления

Не каждый маленький читатель сразу разглядит в «Фарузе» знакомый сюжет. Задачу эту усложняет национальный колорит и незнакомые слова. Поэтому обсуждение сказки можно начать с новых слов: аул (село), сапетка (корзина для хранения зерна), джигит (юноша).

Предложите ребенку:

  • описать Фарузу и мачеху своими словами и объяснить, как проявляются названные качества в сюжете;
  • понаблюдать за тем, что Фаруза говорит о поручениях мачехи и почему она реагирует на них тем или иным образом;
  • подумать, почему мачеха недовольна, хотя её задания выполнены в точности, и почему она бьёт Фарузу, когда её родная дочка не справляется ни с зерном, ни с шерстью;
  • порассуждать, справедливо ли то, что за Фарузу задания выполняют животные-помощники.

Вспомните вместе с ребёнком сказки «Золушка» и «Крошечка-Хаврошечка» и ответьте на вопросы:

  • в какой из сказок мачеха более жестокая и в чём это проявляется;
  • что объединяет Фарузу, Золушку и Крошечку-Хаврошечку, а чем эти героини отличаются;
  • с кем из этих героинь больше хочется дружить и почему;
  • какие ещё есть сказки про трудолюбивую падчерицу и злую мачеху?

Сказка «Фаруза» — это прекрасный повод поговорить с ребёнком о том, что при всём различии культур, языков, внешности, есть темы, идеи, проблемы, которые являются общими для всех людей.

Ценность доброты, справедливости, уважение к труду — это то, что поможет понять человека любой национальности.