Главные герои

Алтайские сказки очень образные, полные красочных описаний и деталей. Читая их, мы легко представляем себе того или иного героя. В сказке «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» несколько персонажей, и каждый из них играет свою важную роль в развитии сюжета.

Хан Ер-Боко-каан

Ер-Боко-каан – богатый хан, жадный до богатства и власти. Он считает себя самым могучим в мире. Образ его отталкивает. Ер-Боко-каан толстый, как старый кедр — в четыре обхвата! Глаза его запухли, будто веки ужалены пчёлами, губы лоснятся от жирной пищи.

Ер-Боко-каан носит шубу, крытую чёрным шёлком, красные кожаные сапоги и высокую соболью шапку с серебряной кистью. На поясе у него — нож в золотых ножнах, кисет, шитый чёрным бисером.

Сирота Чичкан

Чичкан — бедный пастушок с добрым сердцем. Он живёт в маленьком, круглом, как сердце, шалаше. У Чичкана нет ничего, кроме овцы, да и та умерла, когда мальчик был вынужден отправиться в далёкое странствие по приказу хана.

В переводе с древнетюркского языка слово «чичкан» означает «мышонок». Так главного героя этой сказки прозвали за малый рост, а также за серую и ветхую одежду. Чичкан говорит о себе так:
— Оглянусь назад — кроме тени, нет ничего; руки подниму — только за уши ухватиться можно. Нет у меня отца, он помог бы, нету матери, она пожалела бы... 

В отличие от Ер-Боко-каана, Чичкан честен. Он никогда не врёт и спешит помочь всем и каждому. Особенно он добр к слабым и бедным — к детям, старикам, животным.

Танзаган

Друг Чичкана и один из самых загадочных героев этой сказки. Это сухой, как осенний лист, старичок, который ездит на маленькой каурой лошадке. Он всегда появляется из ниоткуда и исчезает в никуда: «Где стоял каурый конь, трава примята, куда ускакал, следа не видно»...
Иногда старичок Танзаган приезжает к Чичкану и приносит ему вкусную лепёшку. Он немногословен, но слова его всегда несут глубокий смысл. Его считают то ли колдуном, то ли духом.

Если верить древним преданиям, Танзаган – Отец алтайцев, который помогает им справляться с бедами.

Медведь

Медведь в этой алтайской сказке — зверь очень необычный. Это настоящий великан, на могучей спине которого могли бы разместиться десять обычных медведей.

Лапы у этого медведя, как толстые колоды, голова – как обгорелый пень. Шерсть у него спереди светлая, как день, сзади чёрная, как ночь. Именно так алтайские сказители описывали очень могущественное существо — «дядю алтайцев». И это не просто «дядя»! В мифах, преданиях и героических сказаниях медведь считается Хозяином Алтая.

Хозяин Алтая живёт в очень интересном месте — у истока семи рек, на подоле семи гор, в глубокой, в семьдесят сажен, пещере. Страшный с виду, он на самом деле строг, но справедлив.

Неудивительно, что этот медведь выступает главным защитником Чичкана перед злым, завистливым и жадным ханом.

Животные-малыши

Каждый, даже, казалось бы, незначительный герой в алтайской сказке играет особую и важную роль.

Добрый Чичкан на своём пути спасает всех, кто попал в беду, ничего не требуя взамен. Но именно эта его бескорыстность служит ему добрую службу. Так, например, спасённый им медвежонок оказывается сыном самого Хозяина Алтая, и поэтому тот приходит на помощь мальчику.

Вытащенный Чичканом из трясины жеребёнок становится ему верным другом на всю жизнь.  Он сопровождает мальчика на всём его пути, подбадривая, когда тот сталкивается с самыми разными препятствиями. Жеребёнок говорит Чичкану:
— Если пошёл — надо идти, если идёшь — надо дойти, а упадёшь на пути, так головой вперёд. 

Непрост и ягнёнок, которого Чичкан находит в своём бедном шалаше рядом с умершей овцой – матерью малыша. Именно этот ягнёнок приводит мальчика в заповедные места, где тот обретает свою землю, свою силу и своё счастье.

Сюжет сказки

В основе сюжета этой сказки лежит противоборство главного героя, Чичкана и его противника — Ер-Боко-каана. Помочь разрешить этот конфликт мальчику помогают загадочный Танзаган и сама природа. 

Сказка начинается с описания могущества Ер-Боко-каана: «…скота у него, как муравьёв в муравейнике, хоть три дня считай – не сосчитать. Добро его ни в какой шатёр не спрячешь: сундуки вокруг стойбища, словно горы — половину неба закрыли». 

Танзаган рассказывает хану о медведе-великане. Узнав, что на свете есть кто-то более могущественный, чем он, хан приходит в ярость. Он приказывает своим богатырям изловить зверя и привести его к себе. За неисполнение приказа хан грозится казнить всех, включая стариков и детей.

Богатыри хана не могут выполнить это задание. Вернувшись, они прячутся за спины детей и стариков. И тогда за всех заступается сирота Чичкан, после чего хан отправляет его за медведем — буквально на верную смерть. 

На своём пути мальчик спасает попавших в беду животных, которые из благодарности готовы оказать ему любую услугу. Пройдя множество испытаний, мальчик встречается с Хозяином Алтая, и тот берётся ему помочь. В итоге Чичкан побеждает хана и обретает несметные богатства.

Волшебные предметы

Природа Алтая и в реальной жизни полна чудесами, поэтому в сказках этого народа они на каждом шагу: животные подобны человеку, способны испытывать чувство долга, верности, справедливости. В благодарность за своё спасение они служат верой и правдой. Хотя такое и в жизни часто случается. И всё же расскажем об источниках чистого волшебства в судьбе Чичкана.

Две большие росинки на скале

Они появляются в момент полного истощения несчастного сироты, когда у него уже нет сил даже встать с земли. Сама природа посылает ему помощь и утешение. Но, проглотив целительную влагу, Чичкан ещё и начинает понимать голоса птиц и зверей. И тут же дар знакомит его с верным конём, который потом не раз выручит сироту.

Белый шатёр

Впервые о нём упоминает высохший как лист старичок Танзаган. Он недвусмысленно называет его вознаграждением за доброту, самоотверженность и отвагу. Шатёр находится в неведомом краю. Однако сирота легко находит туда путь благодаря указанию волшебного старичка следовать за ягненком. 
Непосредственно в волшебстве вновь фигурирует вода. После восьми дней непрерывного пути Чичкан перед сном пьёт воду из ручья, а просыпается уже преобразившимся богатырём в том самом белом шатре. 

История сказки

В фольклорном наследии алтайских народов сказки (чорчок) занимают особое место. В древности они были частью магических обрядов, которые проводили с целью очищения и противостояния разрушительной силе стихий.

Один на один с природой

Алтайцы относятся к тюркоязычным народам. С древних времён их главными занятиями были скотоводство, земледелие, охота и другие лесные промыслы. Алтай — край могучих гор, цветущих долин, прозрачных озёр. Издавна в его бескрайних степях паслись неисчислимые табуны лошадей и стада овец. Неудивительно, что основным мотивом алтайских сказок стали сила и щедрость этой земли, её удивительное плодородие.

Испокон века алтайцы, как и любой другой народ, сочиняли сказки о зверях и птицах, которые жили с ними рядом или на которых они охотились. В нашей сказке много таких персонажей, и буквально с каждым из них связана какая-нибудь старинная легенда или миф, о чём мы уже упомянули выше и расскажем более подробно позже.

Духи, которые любят сказки

Алтайцев называют народом, живущим среди миров. Они верили, что существуют три мира: верхний – мир с духами, средний мир, в котором живут люди, и нижний мир, населённый усопшими и злыми духами.

По представлениям алтайцев, духи окружают нас везде, во всём и постоянно. Так, например, духи есть у любого природного явления. Алтайцы называли их хозяевами местности (дух воды, дух горы, дух грозы, дух огня). Всем миром управлял Дух Хозяин. Его часто представляли в виде седого старика, живущего у самых небес, на вершине священной горы. Не правда ли, он чем-то напоминает нам загадочного Танзагана, которого ещё называют Отцом алтайцев?

Алтайцы верили, что окружающие их духи больше всего любят сказки, что во время рассказывания таких историй происходит общение с духами, а значит, их можно расположить к себе или отогнать.

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книжку

Сказку «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» можно найти как в сборниках алтайских сказок, так и в Интернете.

Впервые алтайские сказки были записаны Павлом Кучияком и Анной Гарф в 1936–1937 годах от алтайских сказителей. Этот сборник, который считается классическим, неоднократно издавался на русском и других языках народов СССР.

Алтайские сказки — одни из самых красивых и поэтичных во всём мире! Читая эту и другие сказки, обратите особое внимание ребёнка на богатство и образность языка, на мелодичность и напевность повествования.

Чтобы малыш лучше представлял общий облик героев, обращайте его внимание на иллюстрации, которые создали для разных сборников и отдельных историй такие художники, как Эдуард Гороховский и Наум Цейтлин.

Читать
Посмотреть экранизацию

В сети Интернет можно найти диафильм «Ер-боко-каан и сирота Чичкан» с прекрасными иллюстрациями художника Р. Адамовича (1989 год).

Обсудить впечатления

Сказка «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» необычайно богата самыми разными смыслами, так что обсуждать её можно бесконечно!

Маленькому ребёнку будет очень близок образ главного героя сказки — Чичкана, ведь он пока ещё мал и слаб, как и этот мальчик. Тем легче и интереснее будет поговорить с ребёнком о том, как удалось малышу («мышонку»!) победить могущественного, но злого хана.

Беседуя с ребёнком об этой сказке, попробуйте обсудить с ним такие темы:

  •     почему животные помогают мальчику-сироте;
  •     кто в этой сказке самый сильный, почему;
  •     в чём заключаются истинные сила и могущество человека;
  •     почему добро сильнее зла, а бескорыстие сильнее расчёта?

Обратите внимание ребёнка на особенности речи героев сказки, которые помогают раскрыть их характер. У Чичкана характер прямодушный и доверчивый, у хана — лживый и трусливый. 

С ребятами постарше можно обсудить мифологические и исторические истоки сказки. Им наверняка будет интересно узнать историю происхождения алтайцев, познакомиться с их мировоззрением, заодно приобщившись к высокопоэтичному языку алтайской словесности.