Люди, которые сочиняли сказки, любили ввести в них волшебного персонажа в образе старого мудреца. Таким образом отражалась их вера в Бога. Имел ли божественное происхождение Тангазан? Сейчас узнаем!
Люди, которые сочиняли сказки, любили ввести в них волшебного персонажа в образе старого мудреца. Таким образом отражалась их вера в Бога. Имел ли божественное происхождение Тангазан? Сейчас узнаем!
Люди, которые сочиняли сказки, любили ввести в них волшебного персонажа в образе старого мудреца. Таким образом отражалась их вера в Бога. Имел ли божественное происхождение Тангазан? Сейчас узнаем!
Впервые Тангазан появляется в сказке «Ер-Боко-каан и Чичкан» перед злобным, хвастливым и завистливым ханом. Высохший, словно осенний лист, он проезжал мимо стойбища Ер-Боко-каана на низкорослом коне. Хан горделиво потребовал подтверждения, что на свете нет никого могучей и богаче его. Вместо ожидаемого ответа старичок обронил, что не видел, но слышал, будто есть на свете самый сильный и самый большой медведь. И даже указал место его нахождения — у подножия семи гор, у истока семи рек.
Знал ли Тангазан, что таким ответом «заварил кашу»? Ведь именно после этого начинаются поиски медведя и злоключения сироты Чичкана.
Наверняка он рассказал о Медведе-великане осознанно. Мы можем судить об этом хотя бы по тому, что, высказавшись, он волшебным образом исчез, словно его и не было никогда. Это показывает, что его миссия — посеять в чёрном сердце хана желание отыскать медведя — осуществилась. Так вершится судьба. Так боги управляют людьми.
Второй раз Тангазан появляется в сказке в тяжелый для Чичкана момент. Пастушок находит в своём доме погасший очаг и умершую единственную овечку. Но на счастье остаётся маленький ягненок. И вот этой троице — пастушку, жеребёнку и ягненку — встречается старичок Тангазан. Он не просто приветствует Чичкана — он называет этого маленького тощего сироту богатырём, потому что знает, какое будущее ждёт нашего мальчика.
Далее старик рассказывает про необычное место, где тучные стада пасутся без пастухов, а богатый дом ждёт того, кто спасал других, не жалея себя. Тем самым он явно указывает на Чичкана, который своими поступками заслужил награду.
Проводником в лучший мир становится ягнёнок. Старец советует следовать за ним. И мы можем предположить, что животное в этот момент получает магические способности от Тангазана. А старец, исполнив новую миссию, снова таинственно исчезает.
Пастушок идёт за ягнёнком и к ночи оказывается в необычном месте, где трава беседует с водой в ручье, а звёзды горят, словно костры над головой. Там он и находит своё счастье и награду.
Мы понимаем, что Тангазан покровительствует Чичкану, видит его дела и воздаёт по ним заслуженные дары.
Третье упоминание о Тангазане в сказке — это прямое пояснение того, что старец и есть почитаемый отец алтайцев, то есть существо божественное. Относятся к нему с большим уважением, потому что считают: сухонький старичок каждому помогает справляться с бедами и трудностями.
Третье упоминание о Тангазане в сказке — это прямое пояснение того, что старец и есть почитаемый отец алтайцев, то есть существо божественное. Относятся к нему с большим уважением, потому что считают: сухонький старичок каждому помогает справляться с бедами и трудностями.
Мы уже говорили, что древние жители Алтая обожествляли явления природы, считали, что за каждым стоит мощный дух, а над ними властвует самое могущественное божество.
В древней мифологии этого народа мы можем найти духа-хозяина, управляющего всем происходящим с вершины священной горы. Описывали его обычно как седовласого старика, что тоже отсылает нас к образу Тангазана.
Интересно, что хозяин Алтая вселял души не только в людей, но и в животных. Неудивительно, что крошечный ягнёнок отвел Чичкана в нужное место, а спасённый жеребёнок стал верным конём. В этом прослеживается великий замысел верховного божества.
В 1989 году на основе рисунков художника Р. Адамовича создали диафильм по сказке «Ер-Боко-каан и Чичкан». Диафильмы — это особый жанр анимации. Их создавали на плёнках, а смотреть можно было через проектор в затемнённом помещении. Многие дети в Советском Союзе обожали диафильмы. Ведь волшебство происходило прямо на стене комнаты или на белой простыне — импровизированном экране. Сейчас многие диафильмы оцифровали, и они доступны в интернете. Диафильм «Ер-боко-каан и Чичкан» тоже можно найти и посмотреть.
Каким увидел Тангазана художник? Вот он сидит перед ханом на невысоком рыжем коне, одет в тёплую одежду, на ногах сапоги, на голове высокая шапка. Он спокойно смотрит на толстого хана, который размахивает руками. А в следующем кадре автор показал исчезновение старичка — его силуэт и силуэт лошади полупрозрачные, словно это призрак.
К Чичкану является совсем другой Тангазан. Он худой и высокий, в руке длинный деревянный посох. На этот раз старичок идёт пешком, без коня. Он одет более богато, чем пастушок. По позе Тангазана, по тому, как он протянул к сироте руки, мы понимаем, как расположен к нему наделённый волшебным могуществом старик, как хочет помочь.
Отметим, что в советском диафильме последняя строчка о хозяине Алтая отсутствует, — в те годы всё, что было связано с верованиями, не приветствовалось.
Наверняка после знакомства с алтайской сказкой, её историей, героями и тайным смыслом вам захотелось больше узнать об этом удивительном горном крае. Поговорим немного об истоках его происхождения и о его отражении в искусстве и кино.
Если говорим о хозяине Алтая, не лишним будет узнать, как же возник на Земле столь прекрасный край.
Согласно легенде, Бог захотел создать самое прекрасное и совершенное место на планете. Такое, где всегда будут царить покой, счастье и гармония. Он обратился за советом к Кедру, Оленю и Соколу, велел каждому отыскать уникальное место. А там, где они пересекутся, он создаст свой рай на земле. Долго странствовали помощники, устали, но однажды встретились там, где горы и реки, а также леса находятся в божественной гармонии. Так и появился Алтай — «золото» в переводе с монгольского.
Владыка (хозяин Алтая) добр и могуществен, но всё же обитатели этих краёв старались заручиться его поддержкой с помощью обрядов и подношений. Проезжая горные перевалы, они повязывали на деревьях цветные ленточки в знак уважения, а если подходящих растений не было, оставляли на видном месте камень. Так по всему Алтаю со временем выросло множество «обо» — пирамид из мелких камней. Их никто не трогает, потому что это символы почтения.
Алтай вдохновлял представителей искусства — его легенды, обряды шаманов, природная красота так и манят.
В начале прошлого столетия на Алтае зародилась новая вера — бурханизм. Она постепенно вытеснила шаманство. Белая вера строится на почитании исключительно светлых и верхних духов. Она основана на пророчестве о трёх старцах: Белом, Жёлтом и Синем Бурханах.
Исследователь Алтая, Гималаев и Центральной Азии Николай Рерих изучал верования и легенды тех мест. На его живописной работе «Ойрот — вестник Белого Бурхана» мы видим фигурку белобородого всадника среди высоких горных вершин. Ойрот — это название коренного населения. Образ его представителя также напоминает нашего Тангазана.
После церковного раскола в православии множество старообрядцев переселилось на Алтай в поисках Беловодья — мистической страны, своеобразного рая на земле. Эту легенду и специфику верования алтайцев использовали при создании популярного телесериала «Беловодье. Тайна затерянной страны». Он стал продолжением ранее вышедшего сериала «Пока цветет папоротник». Конечно, это свободная фантазия сценаристов, но даже она позволяет ощутить дух этого края.
Есть масса документальных фильмов, которые рассказывают о самобытности алтайцев, их верованиях и традициях.
Два интересных документальных фильма сняли легендарный музыкант Гарик Сукачёв и знаменитый ведущий Валдис Пельш. Их киноработы «То, что во мне» и «Путешествие к центру Земли» рассказывают о древних природных сокровищах, поверьях и традициях народа Алтая.
Есть фильм «Хранители Алтая». Он не о духах, как можно подумать, а о наших современниках, которые делают невероятные вещи, чтобы сохранить самобытность родных мест.
Образ старичка, помогающего советом, часто встречается в сказках. Он олицетворяет одновременно божественное присутствие в жизни человека и мудрость, которую люди приобретают с годами. У древних народов, особенно на Востоке, всегда было уважение и почитание пожилых, умудрённых опытом людей. Ведь они часто помогают молодым людям в трудных ситуациях.
В китайской сказке «Как старец с горы Юньти помог людям» седой старик живет на высокой горе и ухаживает за своим садом, а порой забирается на Луну, чтобы отдохнуть. Когда смелый юноша попросил его сделать Луну яркой, как солнце, чтобы можно было работать ночью, старец ответил, что так нельзя. Но добрый юноша согласился пожертвовать собой и превратиться в дерево, чтобы добыть масло для ночных светильников. А его сестра стала хлопком для фитилей. Так они с участием старца помогли всем остальным людям. Похоже на историю с Чичканом, не правда ли?
Знаменитый психиатр Карл Юнг описал архетип Мудрого Старца. Архетип — это базовая врожденная предрасположенность. Юнг охарактеризовал архетип как воплощение духа и логоса — знания. Мудрый Старец — одновременно отец и герой. Он спокоен, мудр и обладает магической силой. В качестве примеров архетипа Юнг приводил волшебника Мерлина из мифа о короле Артуре и других старцев из фольклора.
С чем в сказке сравнивают волшебного старичка?
Как Тангазан помогает Чичкану?