Героиня сказки очень красива, и это, пожалуй, самая яркая её отличительная черта. В остальном она обычная девушка из крестьянской семьи, что, как отмечают фольклористы, является характерной особенностью карельских волшебных сказок.
Героиня сказки очень красива, и это, пожалуй, самая яркая её отличительная черта. В остальном она обычная девушка из крестьянской семьи, что, как отмечают фольклористы, является характерной особенностью карельских волшебных сказок.
Героиня сказки очень красива, и это, пожалуй, самая яркая её отличительная черта. В остальном она обычная девушка из крестьянской семьи, что, как отмечают фольклористы, является характерной особенностью карельских волшебных сказок. Созданные преимущественно в крестьянской среде, они отражают представления людей, практически не соприкасавшихся ни с городской жизнью, ни с представителями других сословий. Поэтому образы царей и царевичей в карельских сказках весьма условны и являются скорее данью сказочной романтике.
Помимо красоты, девушка не обладает никакими особыми качествами, превосходящими обычные человеческие возможности. Нет у неё и тайных знаний, выходящих за рамки обычной житейской мудрости. Смена облика обусловлена не её волшебным происхождением, а кознями злой колдуньи Сюоятар. Чудесная сила героини кроется в её мастерстве рукодельницы и проявляется в таких предметах, как вышитая рубаха и полотенце. Она отправляется к жениху не в золотой карете, а на простой лодке.
Героине сказки не по плечу роль активного начала, борющегося со злом. Наоборот, незаслуженное зло причиняют ей. А справиться с ним она не может. Обратное превращение и свадьба с царевичем восстанавливают справедливость и становятся воздаянием за перенесенные страдания.
О внешнем облике героини, помимо опять же красоты и того, что одета она в традиционный сарафан, из сказки мы не узнаем больше ничего. Остаётся либо дать волю воображению, либо опереться на образ, созданный известной карельской художницей Тамарой Юфа: высокая девушка с правильными чертами лица, черными волосами ниже пояса, соболиными бровями.
А вот о её характере можно сказать чуть больше. Прежде всего, она скромная и послушная девушка, поэтому выполнить обещание, данное родителям, для неё важнее, чем выйти замуж за царевича. В некоторых вариантах сказки девушка просит брата, отправляющегося на заработки или на пир в царский дворец, не хвастать её красотой. Но тот об этой просьбе забывает. Ещё один показательный момент: героиня послушно исполняет волю брата, переданную ей в искаженном виде Сюоятар, и выпрыгивает из лодки. Сказка отражает древние традиции: девушка до замужества полностью подчиняется отцу или старшему мужчине в роду, которым после смерти родителей является её брат. Несмотря на допущенную в отношении её несправедливость, девушка-утка возвращается, чтобы спасти брата, приговоренного царевичем к смерти.
Если на основе имеющейся информации попробовать составить досье на девушку-уточку, то выглядеть оно будет примерно так:
Если использовать понятные современному человеку аналогии, девушка-уточка — это привидение, дух, существующий на границе между миром живых и миром мертвых. Мотив похищения невесты символизирует архаичные представления об обрядах инициации, которые сопровождают ключевые этапы жизни человека: рождение, взросление, свадьбу. Выдаваемая замуж девушка как бы умирала для своего рода и рождалась заново в роду жениха. В промежутке между этими событиями она находится «уже не здесь, но ещё и не там». Именно поэтому подмена в сказках, как правило, происходит по дороге к жениху.
Антагонист (колдунья, демоница, злая мачеха) не только похищает одежду и облик девушки, но и убивает её. В карельских сказках гибель героини может обозначаться символически: через превращение в уточку, лебедя или важенку (олениху). Но возможны и более явные указания. Так, в одном из вариантов сказки Сюоятар требует от девушки, чтобы она переломала себе руки и ноги, выколола глаза.
Обратное превращение в девушку также регламентировано определенными правилами. Похищенную следует брать левой рукой или кидать через левое плечо, поскольку в облике уточки она соотносится с левой (изнаночной) стороной мироздания. При этом героиня последовательно превращается в разных животных и предметы, что, по мнению В. Проппа, связано с нежеланием умершего возвращаться в мир живых и стремлением избежать воскрешения всё новыми превращениями.
В сказке присутствует довольно много различных атрибутов, которые несут разную смысловую нагрузку.
В начале повествования девушка отказывается выйти замуж за царевича, пока не:
В сказке присутствует довольно много различных атрибутов, которые несут разную смысловую нагрузку.
В начале повествования девушка отказывается выйти замуж за царевича, пока не:
Все перечисленные предметы являются атрибутами родительского очага. Они символизируют связь с родом, которая рвётся после их разрушения, запуская процесс перерождения героини.
После превращения в утку девушка передает царевичу вышитую рубаху и полотенце. Это не простые вещи, а дарственные. Согласно карельской традиции, они выполняют функцию оберегов, защищающих от нечисти. Обычно девушка заранее готовила такую вышивку в качестве приданого и перед свадьбой одаривала жениха. Ткань или тканые вещи также являются метафорой материального воплощения связи между мирами, через которую героиня может дать о себе знать в мире живых.
Посредником между мирами является и волшебный помощник — собака, воплощающая в себе представления о тотемном животном, духе-прародителе.
В свою очередь, скалка и веретено, которыми становится героиня в процессе превращения обратно в девушку, являются символами её перерождения. Ломание веретена или палки являлось одной составляющих свадебного обряда и символизировало переход в новое состояние.
Сюжеты о подменной невесте, независимо друг от друга возникшие в сказочных традициях разных народов, имеют как общие черты, так и свои особенности.
Девушка-уточка – один из наиболее самобытных образов, присущих именно карельским сказкам. В разных районах Карелии, а также в родственных карельским финских и поморских сказках встречаются разнообразные версии этого сюжета.
Сюоятар превращает мать девушки в чёрную овцу, которую затем убивают, и становится её мачехой. Дальше сюжет развивается как в сказке о Золушке. Сюоятар со своей дочерью отправляется на пир к царю. Падчерица обращается к покойной матери, которая даёт ей коня и богатую одежду. Сюоятар обманом женит царевича на своей дочери. Однако обман раскрывается, и дочь Сюоятар убивают.
Девушка становится женой царевича и рожает сына. Но Сюоятар превращает её в важенку (олениху), которая приходит кормить своего ребенка. Царевич спасает жену, а Сюоятар сжигают.
Сюоятар превращает мать девушки в чёрную овцу, которую затем убивают, и становится её мачехой. Дальше сюжет развивается как в сказке о Золушке. Сюоятар со своей дочерью отправляется на пир к царю. Падчерица обращается к покойной матери, которая даёт ей коня и богатую одежду. Сюоятар обманом женит царевича на своей дочери. Однако обман раскрывается, и дочь Сюоятар убивают.
Девушка становится женой царевича и рожает сына. Но Сюоятар превращает её в важенку (олениху), которая приходит кормить своего ребенка. Царевич спасает жену, а Сюоятар сжигают.
Сюоятар превращает мать девушки в чёрную овцу, которую затем убивают, и становится её мачехой. Дальше сюжет развивается как в сказке о Золушке. Сюоятар со своей дочерью отправляется на пир к царю. Падчерица обращается к покойной матери, которая даёт ей коня и богатую одежду. Сюоятар обманом женит царевича на своей дочери. Однако обман раскрывается, и дочь Сюоятар убивают.
Девушка становится женой царевича и рожает сына. Но Сюоятар превращает её в важенку (олениху), которая приходит кормить своего ребенка. Царевич спасает жену, а Сюоятар сжигают.
В карельском эпосе Калевала из яйца утки были созданы
Чудесная сила героини заключается в