Главные герои

Сказка «Домбай-богатырь», судя по всему, более поздняя интерпретация распространённого сюжета, который был частью знаменитого нартского эпоса — сказаний о богатырях-нартах. Самые ранние из сказаний, по мнению исследователей, были созданы ещё в VIII–VII веках до нашей эры.

Значительно позже, в XIII–XIV веке нашей эры, эпос приобрёл более завершенную форму: разрозненные сказания объединили в циклы, каждый их которых формировался вокруг общего события или персонажа. 

Один из самых популярных в Осетии героев эпоса — богатырь Сослан, в число историй о котором входит сказание «Сослан ищет того, кто сильнее его». 

От сказки про Домбая сказание о Сослане отличают лишь некоторые второстепенные детали. Так, Сослан сначала соревнуется с нартскими юношами в традиционном осетинском танце симде, потом в стрельбе из лука и окончательно утверждает своё превосходство, перекинув через реку быка. В поисках достойного противника он покидает страну нартов и, как и Домбай, встречает трёх братьев-великанов, а затем их мать. Старик-великан, который спасает Сослана от погони, не только одноглазый, но ещё и однорукий. А в его истории о гибели братьев вместо девушки-великанши упоминается великан-пастух. 

В абхазской версии нартского эпоса Сасрыкву (Сослана) на поиски сильнейшего отправляет собственная мать, чтобы отучить его от хвастовства. Вместо трёх братьев-великанов герою встречаются великан-пахарь (безрукий и парализованный на один бок) и его жена-великанша, которая хочет отнести Сасрыкву и его коня к себе в дом в качестве игрушек своим детям. В конце сказания великан-пахарь узнаёт богатыря и рассказывает ему всё ту же историю про гибель своих братьев и потерю руки. 

Сюжет сказки

Герой сказки Домбай обладает невероятной силой и способен закинуть огромного буйвола так далеко, что никто не может рассмотреть, куда он упал. В своём краю он считается самым сильным человеком и пользуется уважением людей. Но в ответ на похвальбу его жены ведьма заявляет, что на свете есть много тех, кто сильнее его. Тогда Домбай решает отправиться на поиски достойного противника. Он встречает великана, который ловит рыбу удочкой, сделанной из ствола дерева.

Поняв, что великан намного сильнее, Домбай хочет скрыться. Но замеченный, признаётся, что явился, чтобы помериться силой. Великан отправляет его за разрешением к своим старшим братьям, каждый из которых оказывается вдвое больше предыдущего. Братья отсылают Домбая к своей матери — огромной великанше, упирающейся одним клыком в небо, а другим в землю. 

Герой понимает, что встреченные им великаны — людоеды и намерены его съесть, поэтому решает пойти на хитрость. Ему удаётся подкрасться к великанше и выпить грудного молока, после чего она признаёт его своим сыном. Мать великанов прячет Домбая от своих сыновей под напёрстком, а ночью помогает ему сбежать. Братья-великаны бросаются за ним в погоню. Домбая спасает одноглазый старик-великан, спрятав во рту, а его преследователей связывает своим волосом. 

Герой решает, что старый великан и есть тот, кто сильнее всех на свете. Но старик рассказывает, как в молодости потерял глаз, и все его братья погибли после встречи с девушкой-великаншей, которая раздавила их ногой. Он напутствует Домбая, предлагая ему довольствоваться тем, что он самый сильный в своём краю, и помнить, что есть многие сильнее его. 

Волшебные предметы

Волшебным элементом в сказке выступает недюжинная сила главного героя - Домбая. Он самый сильный в своем селении.

Главный герой отправляется в путь, уверенный, что в мире нет ничего, с чем он не смог бы справиться. Но возвращается он с пониманием, что он очень мал в огромном мире и что есть вещи, перед которыми вся его сила ничего не стоит. В обычной, не сказочной жизни такой процесс называют взрослением.

История сказки

В 1973 году в московском издательстве «Наука» вышел в свет сборник «Осетинские народные сказки». Его составил известный осетинский ученый, исследователь фольклора, профессор Григорий Дзагуров (Губади Дзагурти). В сборник вошли 125 оригинальных текстов на основных осетинских диалектах, записанных в конце XIX и первой половине XX века в разных районах Осетии и переведённых на русский язык самим Дзагуровым. В число этих текстов включили и сказку «Домбай-богатырь». Она была записана, согласно сюжетному указателю, в 1890 году в селе Христиановское в Дигории, одном из районов Осетии. 

Сборник 1973 года фактически заново открыл осетинский сказочный репертуар для русскоязычных читателей. До этого осетинские сказки при переводе на русский языке, как правило, подвергались серьёзной литературной обработке.
 

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книжку
и обсудить героев

Лучше всего начать знакомство со сказкой с совместного чтения с ребёнком. Если он пока не умеет читать, прочтите ему сказку вслух. Если ребёнок читает самостоятельно, то предложите почитать сказку по ролям, договорившись, кто возьмёт на себя слова автора.

Для погружения в сказочный сюжет найдите и рассмотрите вместе с ребёнком иллюстрации. Обсудите, как выглядят герои, что их отличает от героев других сказок.
После прочтения истории спросите у ребёнка, что ему больше всего запомнилось. Ниже приводим некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Возможно, в ходе разговора у вас появятся другие мысли и выводы, которые захочется обсудить.

Проще всего найти сказку «Домбай-богатырь» непосредственно в сборнике «Осетинские народные сказки» Г.А. Дзагурова. Однако стоит учитывать, что в сборнике приведена оригинальная и неадаптированная версия сказки. Прежде чем читать её вместе с ребёнком, советуем предварительно с ней ознакомиться и придумать, как пересказать своими словами некоторые моменты.

Кроме того, в 1976 году издали книгу «Сослан ищет сильнейшего» в адаптированном для детей переводе на русский язык Юрия Либединского и с иллюстрациями художника Умара Канукова. Конечно, найти бумажную версию этой книги сегодня затруднительно, но фотографии её страниц в хорошем качестве есть в интернете. Иллюстрации в равной мере подходят и к истории о Сослане, и к сказке про Домбая.
 

Читать
Обсудить впечатления

После прочтения обсудите сказку с ребёнком. Спросите, что показалось ему наиболее важным и интересным. 

Принципы построения сказочных сюжетов в значительной мере универсальны. Однако у осетинских сказок есть свои уникальные черты, обусловленные культурными особенностями и традициями народов Кавказа. Обратите внимание на характерные тонкости, придающие сказке особенный колорит.

Кроме того, рекомендуем отметить следующие моменты.
1. Славу и уважение среди односельчан герой получает не потому, что он сильнее всех, а потому, что использует свою силу на благо людям. Пустая похвальба, наоборот, вызывает отторжение у людей и в конечном итоге оборачивается бедой для героя.

2. Встретив первого великана, Домбай понимает, что взял на себя задачу, которая ему не по силам. Но он уже не может повернуть назад и отказаться. Иногда в жизни стоит вовремя остановиться.

3. После того как мать великанов признала Домбая сыном, она была вынуждена защищать его от своих сыновей. Традиции родства и гостеприимства на Кавказе и сегодня имеют большое значение, даже если родство не кровное, а приобретённое.

4. Старый великан пожалел Домбая, потому что сам когда-то оказался в похожей ситуации, столкнувшись с силой, которую не мог побороть. Чужая слабость для него, в отличие от братьев-великанов, не повод для насмешек.

5. Узнав историю старого великана, Домбай возвращается домой и больше не хвастается силой. Полезно учиться не только на своих, но и на чужих ошибках.

Далее уместно вспомнить подходящие по сюжету пословицы и поговорки, которые помогут сформулировать мораль сказки. Приведём несколько примеров.

  • Хвастовство само себя наказывает.
  • Сила по силе — осилишь, а сила не под силу — осядешь.
  • Бессильному не смейся и слабого обидеть не моги. 
     

фото © Kirill Skorobogatko // shutterstock.ru