Главные герои

«Биранхылу — дочь бире» одна из немногих сказок, дающих читателю или слушателю весьма подробные портреты сразу нескольких персонажей. Перед нами предстают:

  • егет, юноша-герой. Само слово «егет» происходит от тюркского «джигит» и означает «юноша». Это молодой охотник, проявивший милосердие и спасший орла, на которого сперва охотился. За этот добрый поступок орёл, оказавшийся волшебным, затем трижды помогает егету;
  • лиса (как ни странно она же орёл). Это волшебное существо, способное принимать различный облик. За то, что юноша-охотник пожалел и не стал убивать её, она становится его спутницей. Именно благодаря её наставлениям егет ловко справляется с непростыми испытаниями и обретает красавицу-жену (пусть и демонического происхождения);
  • волк. Это антагонист в сказке. Волк этот весьма необычный — он живёт в самом настоящем доме, принимает и угощает гостей, собирается жениться на царевне. Хоть он и играет в сказке роль антагониста, однозначным злодеем его назвать нельзя, ведь он всего лишь вполне законно требует от егета уплаты долга;
  • Биранхылу, дочь бире. Красавица Биранхылу — царевна демонов. В башкирской мифологии «бире» — разновидность злых духов. Именно её руки и сердца хочет добиться волк, но в итоге царевна становится женой егета.
Биранхылу
 Биранхылу О персонаже
Сюжет сказки

Сказка начинается с того, что молодой охотник спасает и выхаживает раненого орла. Поправившись, орёл обращается к юноше, благодарит его, пообещав в будущем помочь, и улетает.

Далее история показывает нам отца егета. Бедность вынуждает его отправиться странствовать, и в пути ему встречается говорящий череп. Череп рассказал старику, как обрести богатство при помощи одного зажиточного человека, и старик, точно следуя полученным указаниям, действительно получает от некоего Буркутхана волшебный сундучок. Из любопытства, вопреки предостережениям, старик открыл подарок раньше времени, и из него тут же выскочили и разбежались во все стороны величественные кони.

Тут на сцене появляется волк. Волк предложил старику поймать всех коней в обмен на «незначительную» услугу. Старик согласился, и в итоге оказался должен отдать волку своего сына — егета.

Так егет попадает на службу к волку, а точнее — попадает к волку в дом. В чулане этого дома егет обнаруживает тела пленников. Становится понятно, что эти люди попали в дом к волку также, как егет, но не справились с испытанием. В общем, на этом моменте волк впервые показан нам злодеем.

А испытание он даёт вот какое: волк хочет, чтобы ему егет добыл Биранхылу, дочь царя бире, повелителя злых духов.

Егет впадает в отчаяние. Ведь это задание невыполнимо!

В этот момент появляется лиса и предлагает охотнику помощь, причём совершенно бескорыстно. Она объясняет, как похитить Биранхылу прямо с её свадьбы. С помощью лисы егет, хоть и не без труда, выполняет задание волка.

Но вот беда: дочь бире оказывается так красива, что егет уже не хочет отдавать её волку! Тогда лиса предлагает обмануть волка, чтобы женихом царевны стал не волк, а егет.

С огромным трудом, приложив немалую хитрость, лиса и егет побеждают волка, и тут лиса вдруг требует плату — «половину» Биранхылу. И когда егет отказывается, заслонив собою свою невесту, лиса принимает облик того самого орла, которого некогда егет пощадил. Лиса напоминает герою о том его добром поступке и оставляет ему царевну.

Герой и злой дух играют свадьбу, и, как утверждает сказка, от них и ведёт начало род демонических бире.

Волшебные предметы
Говорящий череп
Говорящий череп
О предмете

Примечательно, что все волшебные предметы, упоминаемые в сказке, связаны с предысторией, рассказывающей нам об отце егета, и не имеют отношения к основной сюжетной линии. У отца два волшебных предмета:

  • говорящий череп. Видимо, этот заколдованный череп принадлежит одному из пастухов Буркутхана, от которого старик получит волшебный сундук. Это, например, объяснило бы, откуда череп знает, как подобраться к Буркутхану и «выторговать» у него ларец. Хотя и не ясно, откуда череп взялся, почему он заколдован, причастен ли к этому сам Буркутхан, — всё это остаётся для читателя загадкой;
  • волшебный сундучок. Это подарок Буркутхана старику, отцу егета. В ларце спрятан огромный табун коней, которых старик получил вместо предложенного сперва скота. Буркутхан наказал отцу егета не открывать сундук, пока тот не вернётся домой, но тот не послушался, — и так судьба свела его с волком. 
Говорящий череп
Говорящий череп
О предмете
История сказки

О том, к каким давним временам восходит эта сказка, свидетельствует множество её элементов, показывающих тесную связь с башкирской мифологией и с тотемическим прошлым башкир.

На русском языке «Биранхылу — дочь бире» впервые была опубликована лишь в 1976 году, в рамках издания серии книг «Башкирское народное творчество».

Что интересно, в отличие от многих других популярных фольклорных произведений, эта сказка не имела вариантов и не претерпела адаптации.

Как познакомить
ребёнка со сказкой

Помимо того, что эта сказка невероятно увлекательная и захватывающая, она также весьма поучительна. Как и подобает хорошей сказке, «Биранхылу — дочь бире» затрагивает множество вопросов этики и морали. Некоторые нравственные мотивы здесь очевидны: например, то, что добро всегда возвращается добром, как мы видим на примере егета и орла (лисы). Но есть и другие, менее очевидные, моменты, на которые можно обратить внимание ребёнка. Например:

  • будь осмотрителен, когда даёшь слово. Вспомните, что волк пришёл за егетом не просто так: он пришёл за долгом, за тем, что обещал ему отец егета. Не подумав, старик согласился оказать волку любую услугу в обмен на его помощь, и своим легкомыслием обрёк сына на тяжёлое испытание;
  • всегда ли стоит следовать чужим советам? Стоит ли любопытствовать вопреки запрету? Любопытство может привести к удаче, но может и повлечь за собой плохие последствия, что мы видим на примере старика. Тот, не вняв наставлению Буркутхана, из-за своего нетерпения открыл ларец раньше времени, с чего и начались все беды. Это напоминает миф об Орфее и Эвридике, когда поэт, спасая возлюбленную из царства Аида, оглянулся, не смотря на запрет, и в наказание за это, Эвридика была возвращена обратно в царство мёртвых;
  • может ли быть обман во благо? Егет сумел спастись и получить Биранхылу только благодаря обману лисы, если бы она не обманула волка, юношу бы постигла страшная участь. Оправдан ли обман?

Обратите внимание, что местами эта сказка несколько жестока. Читая её вместе с чувствительными детьми, некоторые моменты лучше опустить. Например, то, как старик закалывает для собак Буркутхана животных. Не стоит также упоминать и об одноглазых, одноруких, одноногих жертвах волка, можно, обойти этот момент, сказав, что в чулане хранились старые кости.

В остальном же чтение этой сказки наверняка понравится и вашему ребёнку, и вам, ведь в ней есть и яркие персонажи, и увлекательный сюжет, и поучительность.

Читать