Главные герои

Алып-Манаш

Герои-богатыри алтайских сказаний, как правило, делятся на три типа: батыр (богатырь), алып (великан), боко (силач). Алып-Манаш объединил в себе сразу три этих ипостаси. Он не просто очень силён и бесстрашен — он ещё и настоящий исполин.

Слуги злого хана Ак-каана сравнивают спящего Алып-Манаша с горой, с чудовищем, голова которого высоким холмом возвышается среди сопок. Победить такого великана можно только с помощью хитрости, коварства и предательства.

Алып-Манаш справедлив, мудр и находчив. Он готов к самопожертвованию ради спасения своих друзей и людей из своего рода. В то же время он беспощаден, даже жесток к врагам и предателям. Однако, убив своего главного врага, он щадит его смелых воинов, говоря, что с народом не воюет — только ханов бьёт. 

Конь

Бело-серый конь Алып-Манаша — самое близкое для него существо, его верный друг, помощник и советчик. Он умеет говорить и летать, обладает даром предвидения, предсказывая герою грядущее несчастье.

В алтайском эпосе существует культ обожествления богатырского коня. Коня как спутника главного героя описывают в сказаниях и сказках с особенной любовью, восхищением и благоговением.

Как существо божественного происхождения, богатырский конь часто способен к перевоплощениям. Так, конь Алып-Манаша оборачивается белой звездой и поднимается в небо, а затем снова возвращается на землю в прежнем облике. Когда богатырю нужно скрыть своё истинное лицо, конь оборачивается паршивым жеребёнком — под стать своему превратившемуся в карлика хозяину.

Ак-каан и Эрке-Каракчи

Ак-каан — главный враг Алып-Манаша. В переводе с алтайского его имя означает «Белый хан». Хан наделён всеми чертами злого, несправедливого, коварного властителя. В своём гневе Ак-каан не жалеет даже своих верных слуг.

У Ак-каана есть дочь — настоящая красавица с говорящим именем — Эрке-Каракчи («Разбойница»). Многие богатыри к ней сватались, но домой никто из них не вернулся: всех умертвил злой хан.

Сюжет сказки

Байбарак-богатырь берёт себе в жёны красавицу Ермен-Чечен. Он тайком увозит её из родного стойбища без родительского благословения. Через год Байбарак возвращается к тестю, чтобы повиниться в своём поступке. Но отец девушки впадает в страшный гнев и желает семье своей дочери, чтобы их сын, Алып-Манаш, проспал непробудным сном целый год, когда возмужает.

Проходят годы. Алып-Манаш взрослеет. Его родители находят ему в жёны прекрасную девушку по имени Кюмюжек-Ару («Чистая Жемчужина»). Но юному богатырю не сидится на месте. Он узнаёт, что за большой рекой живет злой хан Ак-каан, у которого есть прекрасная дочь Эрке-Каракчи. Всех, кто сватается к девушке, Ак-каан убивает. Алып-Манаш решает отправиться в путь, чтобы сразиться с ханом и отомстить ему за смерть богатырей.

Алып-Манаш добирается до далёкого стойбища Ак-каана спустя годы. И именно теперь, когда его цель так близка, сбывается проклятие его деда: уставший богатырь засыпает на долгие месяцы. Его обнаруживают слуги Ак-каана. Злой хан собирает целое войско, чтобы убить Алып-Манаша. Но у него ничего не выходит. Тогда Ак-каан приказывает выкопать огромную яму и сбросить туда спящего богатыря.

Проснувшись, Алып-Манаш пытается выбраться из ямы, но, преданный своим бывшим другом Ак-Кобоном, оказывается придавлен большой горой. Богатыря спасает его верный конь. Алып-Манаш выбирается из западни, сражается с войском Ак-каана, побеждает в битве и убивает жестокого хана и его злую дочь.

Возвращаясь домой, Алып-Манаш узнаёт, что предавший его Ак-Кобон собирается жениться на его невесте — Чистой Жемчужине. Превратившись в карлика Тас-Таракая, богатырь проникает на стойбище Байбарака, снова оборачивается богатырём и прогоняет Ак-Кобона... 

Волшебные предметы
Людоед Дельбеген
Людоед Дельбеген

В этой сказке, как и во всем алтайском фольклоре, волшебства немало. И не всегда это именно предметы. Здесь персонажи перерождаются в животных, а животные – в звёзды. Здесь материнская кровь десятикратно умножает силы ребёнка. Вот наиболее приметные из них.

Стрела с девятигранным наконечником

Её Алып-Манаш достает из своей белой сумки и отдаёт старику в берестяной лодке на хранение. Когда богатырь попадает в беду, медная стрела покрывается зеленью, а когда он освобождается, то снова сияет, словно новая. К слову, Алып-Манаш и оставляет её для того, чтобы старик мог судить о судьбе великана.

Историкам известно около сотни разновидностей наконечников, которые использовали на Руси, но девятигранных среди них нет. Однако копьё с подобным наконечником фигурирует еще в ряде алтайских сказок, очевидно, подчеркивая особый статус своего обладателя.

Людоед Дельбеген

Ещё один отрицательный герой, популярный в сказках. Здесь он семиглавый, служит злому хану и передвигается на синем быке. В других волшебных историях встречается людоед и с девятью, и с двенадцатью головами. Он приносит людям очень много бед и олицетворяет всё зло на земле.

Лепёшка на материнской крови

На наш современный вкус звучит жутковато, но в сказках, насквозь пропитанных символизмом, бывает и не такое. Итак, мама Ермен-Чечен передаёт лепёшку, замешанную на своей крови, сыну, которого отправляется спасать друг. Лепёшка должна умножить силы Алып-Манаша. Но предатель-друг сам съедает её, и его силы удесятеряются.

На самом деле у северных народов действительно есть хлеб, который готовят на крови оленей.

Огромный железный тополь

Сначала с его помощью конь спасает своего седока, помогая выбраться из ямы. А затем Алып-Манаш этим же тополем побеждает злого Ак-каана, скрутив его двумя половинами железного ствола. Здесь же присутствует необычная восьмигранная плеть, которой богатырь осуществляет возмездие за всех погубленных собратьев. Он ударяет ею дочь хана Ерке-Каракчи.

Людоед Дельбеген
Людоед Дельбеген
История сказки

Отголоски древнейшего эпоса

В основе алтайской сказки «Алып-Манаш» лежит героический эпос (кай чорчок) — наиболее значительный среди всех жанров алтайского фольклора.

Сюжет этого эпоса восходит к мифологии древних тюркских народов. Сказание о богатыре Алып-Манаше очень популярно не только у народов Алтая, но и у других тюркоязычных народностей. Так, например, похожий эпос существует в Средней Азии — у киргизов, казахов, башкир, татар, узбеков («Алпамыш»). Но алтайское сказание «Алып-Манаш» считается самым древним, исходным.

Эпос «Алып-Манаш» в своей древнейшей форме богатырской сказки сложился в южных предгорьях Алтая в VI–VIII веках, в период расцвета Тюркского каганата.
Сюжеты, мотивы и образы алтайского эпоса стали основой эпических и прозаических произведений народов Средней Азии, Урала и Волги, Закавказья и Малой Азии. Вместе с продвижением кочевых тюркоязычных племён на запад это сказание менялось в соответствии с национальными особенностями и историческими эпохами.

Сказка как зеркало истории Алтая

Первоначально речь в алтайском сказании шла о брачной поездке героя в «страну, откуда нет возврата». Однако на своём длинном многовековом пути сказка обогатилась другими сюжетными линиями.

В этом небольшом по объёму, но очень ёмком по смыслу эпосе, как в зеркале, отразилась жизнь алтайского народа на разных этапах его развития: от патриархально-родового до раннего феодального строя.

В эпосе «Алып-Манаш» тесно переплелись сразу несколько основных тем и сюжетов:

  • сватовство и женитьба героя;
  • борьба героя со злым ханом;
  • борьба героя с набегами чужих ханов;
  • борьба героя с чудовищами;
  • борьба героя с владыкой подземного мира Эрликом.

Тема сватовства

Центральное место в алтайских героических сказаниях традиционно занимают сватовство героя и его богатырские подвиги. Герой должен жениться на «суженой невесте», предназначенной ему богами ещё при рождении.

Тема сватовства в сказке «Алып-Манаш» является ключевой, причём поднимается трижды (даже четырежды!):

  • в самом начале сказки (история Байбарака-богатыря и Ермен-Чечен);
  • помолвка Алып-Манаша и Чистой Жемчужины;
  • явный интерес Алып-Манаша к дочери Ак-каана, Эрке-Каракчи;
  • сватовство Ак-Кобона к Чистой Жемчужине.

В алтайском эпосе (как и в эпосе других тюркских народов) довольно часто встречается сюжет о враждебном отношении к герою — будущему зятю отца невесты. Считается, что в основе этого сюжета лежат древнейший обычай умыкания невесты и вражда из-за этого между родителями невесты и жениха. 

Тема дружбы и мести, верности и предательства

Среди других важных тем и мотивов главного героя — идея богатырского союза. Алып-Манаш отправляется на поиски Ак-каана не просто так: он хочет отомстить ему за своих друзей-богатырей, погибших из-за сватовства к Эрке-Каракчи.

Ещё одна важная идея сказания — верность жены главному герою, Чистой Жемчужины — Алып-Манашу. Интересно, что учёные нашли схожесть темы «муж на свадьбе своей жены» с  мотивами в азиатском фольклоре, а также в «Одиссее» Гомера.

Если помните, Одиссей после долгих странствий возвращается домой и видит свою жену Пенелопу в окружении множества женихов, которые добиваются её руки. Как и Алып-Манаш, Одиссей меняет свою внешность, чтобы испытать свою жену на верность.

Как познакомить
ребёнка со сказкой

Текст сказки можно найти в двух вариантах: в поэтическом и прозаическом.

Первый вариант — стихотворное героическое сказание «Алып-Манаш», которое входит в репертуар легендарного алтайского сказителя Николая Улагашева. Более сложный в изложении, он подойдёт детям постарше.

Малышам можно прочитать одноимённую прозаическую сказку в изложении Павла Кучияка и Анны Гарф.

Полезно будет прослушать с ребёнком аудиоверсию сказки, созданную профессиональными артистами.

Читать
Посмотреть экранизацию

В 1981 году по мотивам рисунков художника Николая Воронкова на московской студии «Диафильм» был создан диафильм по нашей сказке. Вы можете легко посмотреть его, даже регистрация не требуется. Рисунки очень колоритны, хорошо передают национальные особенности алтайского эпоса. Сюжет сказки немного отличается, поэтому познакомиться с диафильмом будет очень увлекательно.

А в 2019 году в театре одного из алтайских городков Онгудая состоялась премьера детского музыкального спектакля «Алып-Манаш да Кумужен-Ару». Фрагменты также можно найти на просторах интернета. Спектакль поставлен на национальном языке, звучит музыка коренных народов. И это очень интересно и познавательно для ребенка. Однако лучше смотреть его после прочтения сказки.

Обсудить впечатления

Сказка «Алып-Манаш» бесконечно богата на смысловые слои и темы. Это может сделать обсуждение её с ребёнком необычайно увлекательным, познавательным и полезным для него.

Читая сказку, обращайте внимание ребёнка на образность языка, обилие поэтических метафор и сравнений в описаниях не только героев, но и алтайской природы.

Например, в алтайских сказках часто встречаются эпитеты «серебряный», «золотой», «жемчужный», «лунный». С этим связана интересная особенность: алтайцы ценят цвета, которые сливаются со светом, и предметы, способные блестеть и излучать свет.

Примеры из сказки «Алып-Манаш»

«Луна и звёзды засияли, когда родилась Ермен-Чечен». 
«...Над водой в ту ночь стояла тоненькая Ерке-Коо и, смеясь, ловила ладонями в воде отражение луны». 
«Омытая слезами шерсть коня, как серебряная, тихо засияла». 
«Волосы Кюмюжек-Ару, как жемчуг, поседели». 

Выстраивайте общение с ребёнком, учитывая его возраст. Так, например, малышам можно задавать такие вопросы для обсуждения:

  • почему Алып-Манаш решает отправиться на поиски Ак-каана;
  • кто и почему помогает ему на его пути;
  • почему Алып-Манаш превращается в карлика на пути домой после победы над врагом?