Алып-Манаш – это могучий юноша-богатырь, обладающий нечеловеческими способностями. Он отправился на поиски славы, ведомый жаждой мести Ак-Каану за многие убиенные богатырские души.
Алып-Манаш – это могучий юноша-богатырь, обладающий нечеловеческими способностями. Он отправился на поиски славы, ведомый жаждой мести Ак-Каану за многие убиенные богатырские души.
Это не простой человек, и сказка с самого начала даёт нам это понять. Родители героя – больше, чем просто люди.
Ещё до своего рождения Алып-Манаш был проклят своим дедом на сон длиною в год, когда он станет мужчиной. Проклятие, хоть и не самое суровое, явило себя в самый неподходящий момент.
Примечательно, что, в отличие от других сказочных героев, Алып-Манаш уже имеет невесту с самого начала. Это Кумужек-Ару («Чистая Жемчужина»). Таким образом, классическая сказочная структура: «пришёл – победил – женился» здесь, на первый взгляд, нарушена. Однако это не так...
Мать главного героя, по-видимому, человек, хотя и необычный. Когда она родилась, «луна и звёзды засияли». И росла она невероятно быстро. С другой стороны, можно предположить, что её рождение и дало начало небесным светилам. В таком случае она тоже божественное творение.
Прямое творение самих богов, поскольку «был сотворён вместе с небом и землёй». Известно, что в некоторых кавказских мифах богатыри – это не выходцы из простого народа, а нарты. Таким образом, природа отца Алып-Манаша, очевидно, божественная.
Сказочный пранарод. Это фантастические великаны-исполины из древних мифов, «настоящие люди», от которых берут свое происхождение народы Северо-Кавказского региона.
О способностях Алып-Манаша и его силе сказать затруднительно. Даже семиголовый людоед называет его «чудовищем страшным»: во сне богатырь своим дыханием пускает жуткие вихри, которые сносят не только деревья, но и скалы. Может сложиться впечатление, что по сравнению со слугами злого хана Ак-Каана он настоящий исполин. Девять дней спящего богатыря рубили, кололи и били, но тому хоть бы что: оружия ломались о его тело, как о камень. Победили Алып-Манаша лишь только тогда, когда выкопали огромную яму и свалили его туда.
При этом размеры героя, вероятнее всего, не сильно отличаются от обычного человека: он спокойно переправляется в лодке, не потопив её своим весом. Вероятно, сказка намеренно даёт ему описание чудовищных размеров гиганта, дабы подчеркнуть его мощь по сравнению с врагами.
В плену же он пел, и пение его настолько очаровывало животных всего Алтая, что они собирались у его ямы. Кроме того, Алып-Манаш так зачаровал гуся, что тот передал послание его семье.
Другая его способность – это превращение. Например, чтобы незаметно пробраться на свадьбу, он превращается в некоего карлика Тас-Таракая.
В этом обличии он обладает нечеловеческой скоростью: «Далеко в долину, высоко в гору убежал Тас. Пущенная стрела с тетивы не слетела, а Тас-Таракай уже здесь и опять поёт».
Кроме того, у юноши имеется верный друг и спутник. Это волшебный и говорящий конь, спасший своего хозяина из плена.
Кровь юноши-горца поистине горяча, что отражается в его поведении и характере.
С одной стороны, гнев Алып-Манаша страшен. Например, когда он:
сердится на своего коня, когда тот высказывает свои опасения по поводу его планов;
беспощадно расправляется с Ак-Кааном;
стегает плетью Ерке-Карачкы.
Однако этот богатырь чувственный и по-настоящему любящий. Со слезами на глазах он вспоминает всех своих близких, громко запевая проникновенную песню. Он не стесняется плакать от благодарности, когда верный конь спасает его. Словом, Алып-Манаш – очень сентиментальный юноша, легко поддающийся буре своих эмоций.
При этом наш герой невероятно учтив и даже нежен с седым стариком (местным Хароном), что перевозит его через реку, а также не сражается против простых людей: «Не бойтесь меня: Алып-Манаш с народом не воюет, он только ханов бьет».
Харон – это божество из греческой мифологии, которое сопровождает души умерших через реку Стикс в мир мертвых.
Таким образом, характер главного героя, с одной стороны, весьма классический для сказки, а с другой – очень горячий и бурный.
Алып-Манаш – это не просто герой одной известной сказки, а настоящая легенда тюркских народов. Пожалуй, его можно сравнить с нашим Ильёй Муромцем, который является символом русского богатырства и центральным персонажем былин и эпоса.
Однако этот герой больше известен под другим именем – Алпамыш.
Эпос об Алпамыше можно назвать пересказом сказки (настолько эти сюжеты похожи!), но без волшебных элементов.
Алпамыш с детства наделён неуязвимостью. В эпосе это заслуга мусульманского святого. С детства же он обручён с невестой – Барчин. Её отец вступает в конфликт с отцом Алпамыша (правда, героя не проклинает). Во время военного похода в чужие земли Алпамыш попадает в плен. А когда возвращается, оказывается, что в его стране новый правитель, который хочет взять Барчин себе в жёны. Герой тайно проникает на свадьбу, прогоняет самозванца с помощью друзей и вновь становится правителем своей страны и супругом любимой Барчин.
Таков сюжет эпоса об Алпамыше. Вы наверняка заметили, что основная структура сюжета полностью совпадает со сказкой «Алап-Маныш»: герой отправляется на войну, попадает в плен, а когда возвращается, оказывается, что его невесту хочет взять в жёны другой человек.
Логично предположить, что вначале был эпос. Можно подумать, что он сложился из политико-исторических реалий того времени, а затем был трансформирован в простую сказку, в которой главный герой – не глава племени, ведущий за собой войско, а бессмертный воин-богатырь. Разумно? А вот и нет!
Оказывается, что сказка – намного более архаическое произведение, нежели осознанно созданный эпос, описывающий реальность. Сказка формируется естественным, органическим путём отмирания старых мифов и традиций.
То, что в основе этого сюжета лежит именно сказочная мифическая модель, можно проследить через «структуру» истории. Ведь перед нами классический сказочный герой, проходящий череду испытаний.
И сюжет сказки, и сюжет эпоса имеют общую структуру: герой взрослеет, отправляется в дальние земли, проходит испытание, возвращается и затем женится.
Вся история Алып-Манаша – это история становления его мужчиной. Когда он мужает, то отправляется в далёкий, долгий и трудный путь. Его испытание – это проход в загробный мир и возвращение из него. В сущности, это и есть обряд инициации в первобытных обществах: ритуальная смерть и ритуальное повторное рождение уже в качестве полноценного охотника. Если в реальности смерть носила символичный характер, то в сказке это действие вполне конкретное: переправа в загробный мир.
О том, что земли Ак-Каана – это мир мёртвых, говорит река, через которую бледный лодочник переправляет Алып-Манаша. Для сравнения вспомним точно такой же мотив в греческой мифологии – реку Стикс и лодочника Харона. К тому же почти любые далёкие земли в сказке – это завуалированный загробный мир.
Там же Алып-Манаш засыпает, а затем попадает в ловушку Ак-Каана. Сражение с ним – это испытание. Пройдя его и вернувшись из загробного мира, главный герой «взрослеет»: теперь он готов взять свою невесту в жёны.
Однако здесь может возникнуть диссонанс: ведь в большинстве таких сюжетов невеста обретается именно в загробном мире! А в этой сказке Алып-Манаш был помолвлен с самого начала.
Но так называемый мотив «мужа на свадьбе жены» также широко распространён и нередко встречается в сказках. В таких сюжетах герой надолго (вплоть до нескольких лет, как в нашем случае) задерживается в «далёких краях», а домой возвращается к тому моменту, когда его предопределённая супруга готовится выйти замуж за другого. Тогда герой прогоняет ложного жениха и воссоединяется со своей любимой.
Мотив этот также имеет исторические корни: посвящение здесь носит характер сугубо формальный и происходит уже после того, как супруга выбрана. Таким образом, общая последовательность событий в сказке осталась той же: уход из дома, испытание, возвращение, женитьба.
Возвращаясь к сравнению сказки с эпосом, отметим вновь: эта же сказочная последовательность присутствует и в более поздних легендах об Алпамыше. Следовательно, в богатырском эпосе Алпамыша за основу была взята структура и основные действия, но изменена оболочка.
Алып-Манаш – это не только выдающийся, многогранный персонаж легендарной алтайской сказки, но и яркий пример того, как народ обращается к хорошо знакомым образам для создания национального героя.
Какое проклятие лежало на герое?
Как зовут Алып-Манаша в легендарном эпосе?