Происхождение сказочного сюжета о русском богатыре

Русский героический эпос о подвигах богатырей начал формироваться ещё в IX-XII веках, в период становления и расцвета древнерусского государства. Он насчитывает в общей сложности свыше 50 сюжетов, в 15 из которых главным героем выступает Илья Муромец.

Все известные сказки об Илье Муромце и других богатырях, получившие распространение и у многих других народов России, вторичны по отношению к героическому эпосу и содержат в основе различные комбинации исходных былинных сюжетов.

Как полагают фольклористы, изначально создание сказок было способом сохранения эпоса в тех случаях, когда его первоначальная песенная форма была утрачена или начала забываться. Однако, сохраняя в своей основе былинные сюжеты, сказки об Илье Муромце постепенно становились частью сказочной традиции, испытывая на себе все большее влияние сказочного жанра.

Сказка «Илья Муромец и Змей» является характерным примером проникновения в повествование об Илье Муромце мотивов волшебной героической сказки. Здесь к образу богатыря присоединяется классический сказочный сюжет о победе над Змеем и освобождении королевны, хотя среди подвигов былинного Ильи Муромца подобных деяний не числится.

Сюжет сказки

Сюжет сказки строится на переплетении нескольких наиболее известных былинных сюжетов  об Илье Муромце с нехарактерными для былин чисто сказочными образами и мотивами.

Чтобы испытать новые способности, герой расчищает лес, вырывая деревья с корнями, что видят вернувшиеся родители. Односельчане, восхищённые силой богатыря, решают рассказать о нём в городе. После этого царь приглашает героя к себе на службу, где Илья (в сказке он именуется по имени и отчеству —  Илья Иванович) влюбляется в красавицу-царевну.

Как и положено в волшебной сказке, прежде чем взять царевну в жёны, герой должен пройти испытание. В данном случае он отправляется в неназванное королевство, чтобы спасти дочь короля от змея о двенадцати головах. В своём странствии богатырь оказывается на распутье, выбирая дорогу, грозящую смертью. Он гостит сначала у одной, потом у второй бабы-яги, побеждает Соловья-разбойника. Кульминацией сказки становится победа над змеем, после чего герой возвращается домой и женится на царевне.

Волшебные предметы
Волшебный ковшик
Волшебный ковшик
О предмете

В неком сказочном царстве в крестьянской семье, у немолодых уже родителей рождается сын. В положенный срок мальчик не начинает ходить и до 18 лет «сидит без ног». Во время отлучки родителей к дому приходит нищий старичок, который сначала просит у юноши милостыню, а потом — поднести ему ковшик воды. Герой поднимается на ноги и приносит воду, которую старичок предлагает ему выпить. После этого Илья обнаруживает в себе богатырскую силу, которая даже чрезмерна. Поэтому старичок велит ему выпить второй ковшик, после чего силы у юноши убавляется.

Волшебный ковшик
Волшебный ковшик
О предмете
История сказки

Сказка «Илья Муромец и Змей» была записана в первой половине XIX века и вошла в самый известный и полный сборник русских народных сказок, составленный выдающимся историком, исследователем литературы, фольклористом Александром Афанасьевым.

Впервые сборник Афанасьева был издан по частям в 1855-1863 годах. Где была записана именно эта сказка, не известно. Сам Афанасьев указывал, что она была передана ему другим известным собирателем русского фольклора, писателем и переводчиком Петром Киреевским.

Позже ряд исследователей выдвинул предположение, что сказка могла быть записана постоянным корреспондентом и соратником Киреевского, Павлом Якушкиным (собранные им фольклорные материалы частично вошли в собрание Киреевского).

Якушкин был личностью необыкновенной для своего времени. Увлёкшись собиранием фольклора, он бросил университет и пешком, выдавая себя за коробейника, отправился странствовать по российским губерниям, посвятив этому значительную часть своей жизни. География путешествий Якушкина была необычайно широка, и вполне вероятно, что сказка «Илья Муромец и Змей» была услышана им в одном из них.

Как познакомить
ребёнка со сказкой
Прочитать книжку
и посмотреть картину
Афанасьев А.Н.
Афанасьев А.Н.

Проще всего найти сказку «Илья Муромец и Змей» непосредственно в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Язык сказки может показаться несколько архаичным, поэтому при чтении придётся объяснить ребёнку некоторые слова и понятия.

В качестве иллюстрации можно посмотреть картины Виктора Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье». Встречается этот образ и в картинах других известных художников.

Читать
Посмотреть экранизацию

Стоит учитывать, что при создании экранного образа Ильи Муромца режиссёры опирались в первую очередь на былинные, а не на сказочные сюжеты. Однако, после прочтения сказки,  знакомство с первоисточником также может оказаться интересным.

Стоит учитывать, что при создании экранного образа Ильи Муромца режиссёры опирались в первую очередь на былинные, а не на сказочные сюжеты. Однако, после прочтения сказки,  знакомство с первоисточником также может оказаться интересным.

  • Художественный фильм «Илья Муромец» (1956 год). Режиссёр Александр Птушко. В фильме, кстати, присутствует сцена борьбы богатырей со Змеем, правда, лишь трёхголовым.

  • Мультфильмы «Илья Муромец (Пролог)» (1975 год) и «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1978 год). Режиссёр Иван Аксенчук. 

А вот современный мультфильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2007 год), несмотря на свои безусловные достоинства, с литературными источниками имеет очень мало общего.

Обсудить впечатления

После прочтения можно обсудить сказку с ребёнком, спросить его, что показалось ему наиболее важным и интересным. При этом можно обратить внимание на следующие моменты.

  • Герой сказки рождается немощным, неспособным ходить, и до 18 лет живёт в родительском доме. Любовь родителей к ребёнку безусловна и не зависит от того, какой он.

  • Выпив первый ковшик воды, герой получает слишком много силы, поэтому старичок даёт ему второй ковш, чтобы силы убавилось. Слишком большая сила — это тоже плохо, если она ничем не уравновешивается.

  • Обретя силу, Илья отправляется корчевать лес. Это не забава, а тяжёлая крестьянская работа — расчистка поля под пашню. Первое устремление героя помочь родителям в их нелёгком труде. 

  • На распутье богатырь, надеясь на свою силу, выбирает ту дорогу, на которой ему обещана гибель. Дело не в том, что он считает себя самым сильным и, поэтому, неуязвимым. Сила богатыря — в его ответственности, в его предназначении ехать туда, где обычный человек неминуемо погибнет, и справляться с бедой, с которой никто иной справиться не может.

  • Баба-яга сначала пытается убить богатыря, но потом, когда он напоминает ей о вежливом обращении, принимает его как дорогого гостя. Вежливость помогает решить любой конфликт и найти общий язык с человеком, даже если он изначально к тебе не расположен.

  • Илья — сын простого крестьянина, но в конце сказки женится на царской дочери. Человека судят не по происхождению, а по его делам.

Здесь будет уместно вспомнить подходящие по сюжету пословицы и поговорки, которые помогут сформулировать мораль сказки. Например:

  • «Не родом богатырь славен, а подвигом»;

  • «Богатырь на пирах не сидит, живот не растит»;

  • «В гостях хорошо, а дома лучше».

Хотя сказочный сюжет по смыслу сильно отличается от былинного, в нём всё же сохраняется мысль о том, что Илья, прежде всего — богатырь, главное предназначение которого — совершать подвиги и защищать от врагов родную землю.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович#/media/Файл:Vastnetsov_1914.jpg