«Дети ветра» — одна из самых известных чувашских сказок. В ней, как в зеркале, отразилась интересная судьба этого удивительного народа. История и быт, мифология и почтительное отношение к природе, философский подтекст и высмеивание человеческих слабостей — всё это с лёгкой руки сказителя можно рассмотреть в этой народной сказке.
Иван
Иван — десятилетний мальчик, единственный сын простой крестьянской женщины. Он ещё мал, но уже приучен к труду на поле. В силу своего возраста Иван очень наивен и пока ещё неопытен. Его легко обмануть, что и делает его жадная старшая сестра.
Мать Ивана
Оставшаяся без мужа женщина вынуждена с утра до вечера трудиться в поле и по хозяйству. Она знает, как нелегко достаётся хлеб, и поэтому, когда сын рассыпает по дороге на мельницу мешочек с зерном ржи, сильно огорчается и отправляет его за справедливостью к матери детей Ветра.
Мать детей Ветра
Могущественная богиня, жена Ветра и мать его детей, в этой сказке предстаёт доброй женщиной. Она ценит чужой труд и хочет загладить обиду, которую нанёс её младший сын Ивану и его матери.
Дети Ветра
Дети Ветра — это три брата, озорные, но добрые в душе. У каждого из них своё занятие, которое приносит немало огорчений людям. Старший брат любит выворачивать в лесу столетние дубы. Средний снимает крыши с овинов и ломает крылья ветряных мельниц. Младший – юный озорник, который вредит людям по мелочам. Он может исподтишка рассеять муку из мешка или раскидать по полю собранное зерно.
Сказочные истории о бедной вдове, у которой подрастает сын, и о его походе за счастьем и справедливостью — не редкость в чувашском народном фольклоре. Вот и эта сказка рассказывает о бедной крестьянской женщине, у которой есть сын Иван десяти лет отроду.
Однажды мать отправляет Ивана на мельницу — смолоть немного ржаных зёрен. По дороге мальчик случайно рассыпает рожь, а налетевший сын Ветра развеивает зёрна по полю. Узнав об этом, бедная женщина отправляет сына к матери детей Ветра с просьбой рассказать об их горькой нужде и вернуть зерно. Иван находит семейство Ветра и всё там рассказывает. Мать детей Ветра собирает своих сыновей и выясняет, кто из них обидел крестьянского сына. Все вместе решают помочь мальчику.
Мать детей Ветра даёт Ивану пирог с наказом «не починать» его до самого дома. По дороге домой мальчик останавливается на ночлег у своей старшей сестры. Когда он засыпает, сестра разламывает пирог, из которого сыпятся серебро и золото. Хитрая женщина подменяет «драгоценный» пирог на обыкновенный, и Иван возвращается домой ни с чем.
Мать снова отправляет сына к матери детей Ветра. От неё он получает новый подарок — козу, из которой сыпятся драгоценности. В доме сестры история повторяется: она подменяет «драгоценную» козу на обыкновенную.
Иван отправляется к матери детей Ветра в третий раз. И на этот раз ему выдают волшебную дубинку. Жадная сестра пытается ею воспользоваться, и дубинка её избивает. В результате наказанная сестра отдаёт Ивану всё, что она у него отобрала. После этого мать с сыном зажили в полном достатке, сохраняя дружбу с семейством Ветра.
А как же без волшебства?!
В основе этой сказки лежат мифологические представления чувашского народа, связанные и с бытовой магией. Чуваши старались умилостивить часто вредящие им силы природы. В древности они обожествляли их, практикуя магические обряды. В частности, в сказке «Дети Ветра» отражены представления об одной из самых почитаемых высших божественных сил на земле — о стихии Воздуха.
Старинная сказка «Дети ветра» передавалась из поколения в поколение, став ярким отражением истории, быта и мифологических представлений чувашского народа.
Чуваши живут на правом берегу Волги, между средним и нижним течением её притоков — Свияги и Суры. Их предками, по мнению большинства исследователей, были тюркоязычные племена булгар.
Чувашский язык — единственный живой представитель булгарской группы тюркских языков, сохранивший элементы произношения, восходящего к глубокой древности. С другой стороны, история чувашей складывалась так, что они долгое время взаимодействовали с другими иноязычными культурами — иранской, финно-угорской, славянской. И такое тесное общение естественным образом отразилось и в языке, и в культуре чувашей.
С древности до наших дней
Чувашские племена стали создавать свои государства, развивать науку, культуру и искусство в Средние века. В этот период формировался и народный эпос чувашей, одним из значимых жанров которого стали сказки (юмах).
Используя поэтические образы и аллегории, чуваши рассказывали о своей жизни со всеми её печалями и радостями, нуждой и горестями, ежедневными заботами и непременным стремлением к справедливости и красоте.
Чувашские народные сказки дошли до наших дней во многом благодаря выдающемуся тюркологу, основоположнику научного чувашского языкознания, Николаю Ивановичу Ашмарину (1870—1933). Именно он считается главным собирателем чувашского фольклора.
В рукописном фонде Николая Ашмарина больше 30 томов, в которых, помимо огромного количества чувашских народных песен, пословиц, поговорок, загадок и народных примет, содержится около 500 сказок! Также он известен как составитель монументального «Словаря чувашского языка», включающего 40 тысяч слов.
Сказка как зеркало жизни народа
Сказки чувашского народа затрагивают все стороны жизни этноса. В них отражены представления о добре и зле, жизни и смерти, земле и небе, счастье и горе, прекрасном и безобразном, людях и животных.
С точки зрения исследователей народной литературы, сказка «Дети Ветра» относится к смешанному типу сказок: она бытовая и волшебная одновременно.
Бытовые сказки описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки. И в этом смысле сказка «Дети Ветра» не стала исключением. Главный человеческий порок, который высмеивается в этой истории — жадность и глупость. И они должны быть непременно наказаны. По всем сказочным и человеческим канонам!
На всех чувашских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков этого народа. Быт и культура чувашского народа всегда были тесно связаны с земледелием, сельскохозяйственным и домашним трудом. И эта сторона жизни чувашей тоже отразилась в сказке «Дети Ветра».
Окружающая природа не особенно была благосклонна к чувашам. Чтобы обеспечить своё существование, требовалось приложить огромные усилия. Неудивительно, что мать Ивана была настолько огорчена потерей единственного мешка с зерном, что рискнула отправить своего сына за справедливостью не куда-нибудь, а к самой матери детей Ветра.
ребёнка со сказкой
и послушать аудиосказку
Текст сказки «Дети Ветра» можно найти как в сети Интернет, так и в сборниках чувашских народных сказок.
Интересен сборник «Чувашские народные сказки», вышедший в рамках серии «Сказки народов мира» в Петербурге. Художнику Ксении Вороничевой удалось отразить как национальный колорит чувашского фольклора, так и оптимистичный взгляд на мир, добрый юмор, свойственные этому народу.
Одно из последних изданий — сборник «Дети Ветра», выпущенный в 2020 году Чувашским книжным издательством. Эта книга прекрасно иллюстрирована художником Виктором Бритвиным. В её оформлении использованы традиционные орнаменты, герои одеты в национальные чувашские наряды.
Не упустите возможность прослушать с ребёнком аудиоверсию сказки, созданную профессиональными артистами!
ЧитатьЧувашские сказки незатейливы по своей форме. Но любая из них, о чём бы она ни рассказывала, полна самобытной поэзии, отражает быт и мировоззрение народа, светлую веру в человека и победу добра над злом.
Любая из этих тем достойна обсуждения с ребёнком. Ведь речь идёт о вечных ценностях, с самого детства понятных представителям любого народа.
Беседу с ребёнком можно вести, опираясь на следующие вопросы:
- почему мать Ивана так сильно расстроилась из-за потерянного зерна;
- почему мать детей Ветра решила помочь этой семье;
- что произошло с Иваном в доме его старшей сестры и почему;
- почему последним подарком матери детей Ветра стала дубинка?
С детьми постарше можно обсудить такие ценные качества, как трудолюбие, терпение, доброта, стремление к справедливости. Поговорите с ребёнком о том, как нам помогают в жизни надежда и вера в лучшее.
Будет очень полезно порассуждать вместе с ребёнком о том, как в людях проявляется зло, как себя вести, чтобы защититься от него. В такой беседе можно использовать чувашские пословицы.
«Чем со злым человеком связываться, лучше связывайся с медведем».
«От зла убегай, к добру подходи».
«Не наступай на линию зла».
Главная мораль сказки проста: зло обязательно будет наказано, а доброта, простота и умение трудиться — залог счастливой жизни на земле.