Говорящий всезнающий конь, дающий мудрые советы; простой юноша, ставший настоящим героем; золотое перо огненной неведомой птицы — многим эти образы из татарской сказки «Золотое перо» знакомы благодаря «Коньку-Горбунку», и внимательный читатель нет-нет да заподозрит здесь плагиат! Как может быть, что одни и те же образы, одни и те же символы встречаются в совершенно разных культурах?

Оказывается, ещё как может быть! Вы удивитесь, но похожие сказочные мотивы встречаются по всей Евразии, да что там, по всему миру!

Что же скрывается за простой (на первый взгляд) сказкой про Тимура, говорящего коня и золотое перо?

Народный колорит

В сказке удивительно часто фигурируют кони: у падишаха бесчисленные табуны лошадей, за заботу о которых он щедро награждает конюхов; у морской девы свои, морские лошади, и она считает, что доить кобыл — это испытание, достойное героя. Кони в качестве спутников нередко появляются и в сказках многих народов, но в татарских сказках им явно уделено очень много внимания.

Ничего странного в этом нет! Татары — кочевой народ, а для кочевника нет ничего ценнее, чем лошадь. Это не просто питомец, не просто верховое животное — это средство производства, военное орудие, и, в критические моменты, еда. Кочевники без лошадей — не кочевники. Кочевые народы снимались с мест и отправлялись кочевать именно тогда, когда их табунам требовалась пища. Поэтому понятно, почему падишах так щедро награждает конюхов, способных прокормить его табуны.

В мифологии татар кони имеют огромное значение. Они — тотемные животные. Акбузаты (крылатые кони) —посредники между мирами. Считалось, что кони провожают души умерших в мир мёртвых. Переоценить роль лошадей в быте и в культуре татарского народа невозможно.
Поэтому внимание к лошадям в татарских сказках легко объясняется — и историей, и мифологией.

Конь — волшебный помощник

Если вы обратили внимание, за всю сказку Тимур не принял практически ни одного самостоятельного решения. От начала и до конца юношу направлял его волшебный говорящий конь: он советовал Тимуру бежать из дома, он подробно объяснял, как выполнять приказания падишаха. Такой персонаж, казалось бы, выполняющий за героя всю работу — не исключительная особенность татарской сказки. Помощники встречаются почти в любой волшебной истории. И, тем не менее, герой — не конь. Герой — Тимур.

Многие фольклористы считают, что помощник — это олицетворение собственной силы героя. Создавая из способностей героя отдельного персонажа, сказка намеренно их усиливает, акцентируя на них внимание.
Но почему этот конь знает ответы на все вопросы? Почему ездовое животное Тимура осведомлено о правителе далёкого царства, о свойствах волшебного пера, обо всех уловках, нужных для того, чтобы его хозяин бойко справился с испытаниями?
Кто вообще такой этот конь?! 

Загробный мир

Вспомним, от кого Тимур получил чудесного коня: от умершей матери. Мотив получения подарка от мертвецов является одним из ключевых в сказках любых народов. Например, в сказке «Сивка-Бурка» мы видим очень похожего волшебного коня, которого младший сын получает от умирающего отца.
Почему так?

Потому что именно загробный мир неразрывно связан с волшебством. В представлении древних народов существует два мира: наш и потусторонний. И всё магическое исходит именно из того — потустороннего мира, куда после смерти отправляются души всех живых существ. То, что пришло к нам из мира духов, то есть из мира мёртвых, конечно, волшебное, и обладает большей силой, чем при жизни. Неспроста древние боялись духов и постоянно их задабривали.

Зная это, легко ответить на вопрос: «Почему этот конь всё знает?»

А вот поэтому! Конь знает будущее, ему ведомо настоящее. Связь с загробным миром наделяет его волшебными способностями. Подаренный матерью Тимура, он является воплощением её любви и заботы о сыне. Его можно сравнить с добрым духом умершего, который наставляет близкого человека, защищает и оберегает его.

Конь Тимура всё знает и всё может, потому что он подарен умершим.

Золотое перо

Золотое перо, как и жар-птица тоже не из нашего мира. Они из тридесятого царства, которое является царством духов, потусторонним миром магии, куда люди и звери попадают после смерти.

Всё волшебство исходит из иного мира, и золотое перо не исключение. Золотая окраска у пера неспроста. Золотые перья, если вспомнить другие сказки, принадлежат жар-птице. Почему у огненной птицы (по сути того же феникса) перья не огненные, не красные, не оранжевые, а именно золотые?

Всё потому, что золото — это символ загробного, потустороннего мира. Фольклористы давно заметили взаимосвязь между золотой окраской и тридесятым царством. Так, например, в тридесятом царстве чаще всего золотые дворцы (впрочем, иногда они мраморные — белые), там созревают золотые плоды (например, яблоки), у деревьев там золотые ветви! В тридесятом царстве всё в изобилии: обширные солнечные луга, величественные дворцы и плодоносящие деревья. На то, что это царство — мир загробный, существует множество намёков в разных сказках, и эта тема глубоко изучена исследователями фольклора.

Главный герой в поисках заветного предмета прибывает именно в тридесятое царство. И почти всегда предмет, который герой разыскивает, золотой, будь то золотое яйцо, перо, или даже зверь.
Потому-то перо и обладает волшебными свойствами, потому-то оно и золотое: оно принадлежит жар-птице (или, как в «Золотом пере» — золотой птице), которая обитает в загробном тридесятом царстве, и лишь иногда прилетает в наш мир.

Белое царство и испытания

Если вам показалось, что наше тридесятое царство и татарское Белое царство как-то связаны — вы абсолютно правы. Выходит, что, подобрав волшебное перо, Тимур отправился в загробный мир.
Здесь есть своя историческая, ритуальная подоплёка. Дело в том, что в древние времена юноша, чтобы стать полноценным членом общины, должен был пройти обряд инициации, взросления, то есть как бы родиться второй раз. У многих народов обряд инициации носит символический характер: имитируется смерть юноши (например, пожирание его огромным зверем) и его возрождение. Иногда ритуалы носили очень жестокий характер, например, юношу избивали до потери сознания — «до смерти». И практически всегда эти ритуалы были сопряжены с испытаниями.

Таким образом, взросление мальчика, становление мужчиной было символически связано с загробным миром, и лишь после обряда инициации новому члену общины позволялось жениться.

История в новом свете

Теперь, зная, что кроется за сказочными символами, взглянем на историю Тимура с самого начала.
Мачеха захотела убить Тимура. Это — всего лишь предлог, чтобы юноша покинул отцовский дом. С магическим подарком своей матери он попадает в загробный мир (Белое царство), где проходит испытания, а в конце женится — становится мужчиной.

Выходит, что за нелогичными, на первый взгляд, сказками, за наивными рассказами, кроется настоящая история — то, как представляли себе мир наши предки.

Мы можем спросить: если на самом деле всё так просто и, по сути, связано с обыденностью древних времён, как эти истории стали сказкой, почему обрели такую замысловатую форму?
Дело в том, что любая народная сказка — это изживший себя миф, легенда, которая стала неактуальной. Её уже не воспринимают всерьёз, но всё ещё рассказывают детям как хорошую, интересную историю. Обряд инициации, древние представления о мире — всё это перестало быть повседневностью, но всё ещё жило в памяти наших предков. Жило в другой форме, дошедшей до нас в виде интересной, захватывающей истории, которую и мы рассказываем своим детям.

Читать Смотреть Слушать