Этиологические мотивы

Сказки всегда допускают определенную широту интерпретации: за волшебной историей о путешествии в далёкий край может скрываться существовавший обряд инициации, за бытовой сказкой — острый социальный конфликт, а в сказках о животных, помимо нравоучительных элементов, могут встречаться и этиологические мотивы, т.е. попытка объяснить происхождение того или иного вида животных или особенности их внешнего вида и поведения. Это справедливо и для сказки «Хвастливая лягушка».

Как уже было сказано, этиология в широком смысле — это попытка объяснить происхождение и причины того или иного явления, а в случае мифов и сказок — причины возникновения определённых признаков у зверей и птиц.

Так, в сказке «Хвастливая лягушка» даётся объяснение внешнего вида лягушки: у неё на животе есть кровянистые пятна, полученные при падении с высоты, на спине — следы от когтей Серого Гуся, а глаза у неё вытаращены от испуга.

При этом понятно, что хоть эти признаки и появляются у одной конкретной лягушки — героини сказки в связи именно с её приключениями, но они распространяются на весь вид, на весь лягушечий род — буквально на каждую лягушку, которую можно встретить и в реальной жизни. Сказочная лягушка Ква-Ква является таким образом как бы прародительницей всех лягушек и передаёт обретённые признаки потомкам.
 

Этиологический миф

Такие объясняющие что-либо мотивы роднят сказку с этиологическим мифом, вернее, показывают, что сказка является своеобразной наследницей мифа. Но если для сказок этиологические мотивы не обязательны и зачастую служат скорее декоративным элементом, то в мифах они имеют сакральное значение. Миф призван разъяснить происхождение мира, животных, народов, особенностей культуры или устройства общества; гипотетически каждое явление реального мира могло бы иметь соответствующий разъясняющий миф.

Например, в якутской мифологии сотворение мира описывается так: три брата-творца решили создать небо и землю; они же создали животных и птиц, человека. А вот родоначальник всех злых сил создал метеоры и захотел подчинить себе вселенную. За это его заточили в преисподней, откуда он насылает на людей разнообразные стихийные бедствия. С тех пор мир разделён на три части: небеса, землю и преисподнюю. Якутский фольклор вообще очень богат текстами с этиологическими мотивами, отголосками мифов о сотворении мира, человека и животных.

Есть тексты, объясняющие происхождение звёзд, например: один охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь в якутских мифах считается небесной лыжнёй, это след, оставленный сыном неба, гнавшегося на лыжах за оленем. Есть тексты о луне: так, пятна на луне появились, когда луна забрала к себе девушку сироту, стоявшую на земле с коромыслом и вёдрами, луна пожалела девушку и забрала к себе на небо — теперь девушка с коромыслом и два ведра видны на луне.

Есть мифы не только о небесных телах, но и о земле: добрые божества айы сперва создали землю очень красивой и ровной, но злой дух-абаасы затоптал и исцарапал её, так появились реки, озёра и горы.

Сказка и миф

Этиологический миф всегда описывает события доисторические, он признаётся достоверным, часто является составной частью обряда и не доступен для непосвящённых. Даже если конкретный миф не имел обрядового сопровождения, его рассказывание было сопряжено с разнообразными условиями или запретами, требовало специфического рассказчика или слушателей, определённого места или времени. Однако постепенно такие условия становились всё менее строгими, в повествование добавлялись развлекательные мотивы. Это приводило к десакрализации рассказываемых историй и рождению из них сказок. Таким образом, сказки по сравнению с мифом носят менее достоверный характер (и слушатель, и рассказчик согласны, что в сказке может допускаться вымысел), сказки описывают не доисторические события, а события, вообще не связанные с реальными временем и историей, не так тесно связаны с обрядом и ритуалом. При этом, как уже было отмечено, в сказках этиологические мотивы вполне могут сохраняться, хотя и не являются ключевыми элементами повествования. Особенно много таких сказок как раз у якутов.

Пение

Ещё одной особенностью якутских сказок является то, что зачастую они не рассказывались, а пелись. Упоминания об этом можно найти ещё у первых собирателей якутского фольклора.

Дальнейшие исследования показали, что сказки, в которых используются песенные вставки, распространены в тех областях Якутии, где местные жители часто контактировали с представителями других народов — например, с эвенками — у которых развита традиция пения в сказках. В якутском фольклоре песни используются как для передачи настроения персонажей, так и для описания их действий. Напевы помогают раскрыть и черты героев, и отношение к ним рассказчика.

В сказке «Хвастливая лягушка» тоже есть песенный элемент — песенка лягушки. Вполне вероятно, что и она пелась рассказчиком. Хотя, конечно, гораздо чаще пение используется в других жанрах якутского фольклора. Одним из таких жанров является олонхо — героический эпос, в котором рассказывается о подвигах легендарных героев. Основной текст сказывается речитативом, а вот все речи персонажей поются.

Как видим, даже незамысловатая на первый взгляд, хотя и поучительная сказка, скрывает в себе гораздо более древние пласты, позволяя заглянуть в древнейшее прошлое человечества.

Истории о других животных

И, конечно, не только о происхождении внешнего вида лягушки рассказывают якутские фольклорные тексты, есть, например, история о птицах — вороне и гагаре, которые обе были раньше чёрными, но позавидовали пёстрому оперению других птиц и решили разукрасить друг друга.

Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, очень себе понравилась и захотела, чтобы только она была нарядной, пусть ворон остаётся чёрным, решила она. Гагара нырнула в воду, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон с тех пор чёрный, а гагара пёстрая, умеет нырять и у неё вывернутые ноги — последствие удара воронова клюва.

Читать Смотреть Слушать