Неприметный с виду герой: несколько вопросов к его поведению

Главный герой сказки – юноша, который, на первый взгляд, не обладает какими-либо выдающимися способностями и чертами характера. Пожалуй, о его внешности сказано даже больше, чем о внутренних качествах.

Мудрец при встрече с юношей говорит: «У моего друга сын – вон какой молодец!» А затем прекрасная хозяйка башни трижды отмечает, что герой хотя и хорош собой, и внешне примечателен, а вот умом, видимо, не вышел (когда юноша даёт неправильные ответы на загадки пояса).

Если сказка не говорит прямо о характере героя, это не значит, что она его нам не показывает. Наблюдательный читатель задумается о поступках героя и задастся вопросами. Например: почему юноша не идёт к мудрецу сразу после смерти отца, ведь он знает, что остался ни с чем?

Дело в том, что герои осетинских волшебных сказок, как и сказок других народов Кавказа, зачастую не прибегают к помощи со стороны. Только в самых крайних случаях. Герой нашей сказки ведёт себя так, как должен вести себя настоящий мужчина – горец: с честью, гордостью и бесстрашно. Возможно, именно эти качества проявляет юноша, оттягивая момент просьбы о помощи у друга своего отца.

Второй вопрос, который возникает, но прямого ответа в сказке не найти: почему мудрец оставляет героя у себя на год? В этом поступке видится определённый умысел. Скорее всего, герою даётся время, чтобы окрепнуть физически, дозреть до испытания, возмужать. Спустя год он с благодарностью принимает подарок от мудреца и покорно следует его наставлениям. 

Какие они – герои волшебных сказок?

Осетинские сказки, как и сказки других народов, подразделяются на волшебные, бытовые и сказки о животных. В свою очередь, волшебные сказки делятся на три вида – в зависимости от роли главного героя. Каким может быть такой герой?

●    Герой-богатырь (сказки «Сын медведя», «Арсен», «Как у бедняка родился медвежонок», «Ох-ох и сын бедняка», «Бедные муж и жена»).

●    Иронический удачник («Сидящий в золе», «Алдар и всадник-невидимка», «Три брата», «Сказка о семиголовом белом великане и змее», «Малик», «Запоздалый и семь его братьев», «Сказка о двадцати сыновьях»).

Обычно такой герой в начале сказки представлен плохо одетым, ленивым, простым и неприметным. Но затем именно он проявляет себя настоящим героем и достигает каких-либо целей. Иронического удачника также называют «низким героем», то есть не подающим надежд.

●    Герой, достигающий своей цели благодаря чудесным помощникам («Небесное зеркало», «Бедные муж и жена», «Волшебный пояс»).

Такой герой обычно лишён ярких национальных примет. Зато всегда указывается его социальная принадлежность: он может быть сыном бедняка («Сказка о трёх сыновьях бедняка», «Бедные муж и жена», «Арсен», «Волшебный пояс»), сыном бедной вдовы («Странствующий всадник») и даже сыном правителя («Деревянный голубь», «Сын хана»). 

Герой нашей сказки относится к последнему типу. Потому мы и не находим в тексте описания его характерных черт или национальных особенностей, а делаем вывод о них, исходя из его поступков.

Однако, чаще всего в одном персонаже сочетаются черты героев разного типа. Так, герой-богатырь иногда прибегает к помощи волшебных помощников. А юношу из «Волшебного пояса» поначалу можно принять за иронического удачника, когда он остался без наследства, жил один в башне и так отощал, что «руку ко рту поднести не мог».

Виды чудесных помощников в осетинских сказках

Чудесными помощниками могут стать:

●    простые люди, например, пастухи, табунщики («Запоздалый и семь его братьев»); 
●    люди с необычными способностями («Сын вдовы Бораевых и сын Малика», «Одинокий»);
●    животные, например, волк, лиса, рыба, орёл («Небесное зеркало», «Сказка о трёх дочерях и трёх сыновьях алдара»);
●    волшебные предметы, например, пояс, шкура.

Название сказки «Волшебный пояс» сразу выдаёт, к какой категории относится чудесный помощник главного героя. 

Роли героев в сказке «Волшебный пояс»

Помимо развлекательной и поучительной функций, осетинская сказка вводит ребёнка в мир идей и образов традиционной культуры. Сказки помогают детям узнать о мире и его законах, и каждый герой несёт своё послание читателям.

Какие послания содержат в себе образы героев «Волшебного пояса»? Проанализировав сюжет, можно предположить следующее.

●    Юноша учится послушанию старшим, почтительному отношению к ним и сдержанности в общении. Он знает правильные ответы на загадки пояса, но отвечает неправильно ради своей цели. Герой не стремится показать себя с лучшей стороны, покрасоваться ради тщеславия и сиюминутной гордости.

●    Девушка – хозяйка своему слову. Она дала обещание, что тот, кто разговорит её, станет её женихом, и сдержала его. Кроме того, она правильно отвечает на вопросы пояса, следовательно, обладает рассудительностью и внимательностью.

●    Старый мудрец показывает, что человеку прежде важно окрепнуть физически и душевно, а уже затем отправляться за испытаниями.

●    Старик-отец показывает важность не только материальных благ, но и добрых друзей и знакомых. Он не оставил сыну наследства, зато оставил своего старого друга в помощь. А через него к сыну пришли и достаток, и семейное счастье.

●    Пояс из кожи барса демонстрирует умение рассказывать истории, наталкивая на мысль, что это полезный навык (тот самый модный нынче сторителлинг!). 

Таким образом, каждый, даже второстепенный, персонаж «Волшебного пояса» передаёт ребёнку знания, житейский опыт или мораль.
 

Отгадай, но не с первого раза!

Загадки широко используются в сказках, сказаниях и легендах – например, для испытания смекалки жениха, проверки мудрости невесты, получения героем желаемого (отгадаешь загадку – получишь то-то), а также для состязаний на звание самого умного. 

В любом случае, ключевым моментом такого сюжета обычно становится отгадка, от которой зависит судьба героя. Но в сказке «Волшебный пояс» всё несколько иначе. Здесь герой получает надежду на победу, если говорит неправильный ответ. А угадывает в итоге сама испытательница – хозяйка медной башни.

Отсюда возникает интересный вопрос: а не может ли быть так, что в этой сказке на самом деле испытывают девушку, проверяя её мудрость? Согласитесь, это стоит того, чтобы задуматься!

Читать Смотреть Слушать