В русских народных сказках внешность девушки почти не описывается. Чаще всего обозначается её главное качество, причём показано оно в самом имени: Прекрасная, Премудрая. Вряд ли мы найдём описание цвета глаз, фигуры, роста девицы.
В русских народных сказках внешность девушки почти не описывается. Чаще всего обозначается её главное качество, причём показано оно в самом имени: Прекрасная, Премудрая. Вряд ли мы найдём описание цвета глаз, фигуры, роста девицы.
Мы можем судить об этом лишь косвенно, по подобным сравнениям: «что лебедь плывёт», «выступает, будто пава», «словно реченька журчит» и самое популярное «что ни в сказке сказать, ни пером описать». И всё же одна деталь внешности девушки порой упоминается — это длинные золотые волосы, чаще всего, коса.
В восточных же сказках, напротив, сложился определённый канон женской красоты, который даёт конкретику: восточная красавица — девушка с чёрными глазами, чёрными как смоль волосами, с тонким станом и с походкой, как у лани.
Девушка в сказках может выступать в различных амплуа, таких как:
Иногда одна девушка сочетает в себе несколько ролей. Например, царевна может загадывать загадки; или девушка, превращающаяся в животное, одновременно является царевной; а бедная падчерица идёт выручать жениха.
Есть две масштабные локации, в которых обитают сказочные девушки: она либо живёт в том же мире, что и герой; либо в ином мире.
В мире героя живут падчерицы, сироты, царские дочки. Из иного мира происходят некоторые царевны (например, дочь Кощея Бессмертного или дочь царя бесов Биранхылу в башкирской сказке). Героини могут обитать и на стыке миров, в таком случае, чаще всего в образе животного (например, Царевна-лягушка, которая превращается в Василису Премудрую).
В сказках разных народов нередко можно встретить сюжет о мачехах и падчерицах. Дело в том, что вражда мачехи и падчерицы носит не только личный характер. Если раньше брачные союзы совершались внутри одного рода, то с течением времени супругов стали искать в соседних общинах, в чужих родах. Поэтому мачеха и падчерица — женщины из разных родов, чужие друг другу. Для древнего человека всё чужое казалось вражеским, опасным.
С ходом истории эта вражда лишь обострялась. После распада родовой общины возникла новая социальная единица — семья. И конфликт мачехи и падчерицы усугубился из-за наследства, поскольку в новых социальных условиях имущество умершего уже не делилось между членами общины, а передавалось от отца к детям.
Как правило, падчерица — девушка покорная, кроткая. Безмолвно сносит нападки мачехи и сводных сестёр, ещё и отца, которому тоже достаётся, успевает пожалеть. В то же время она смелая, способна отправиться к Бабе-яге или к Кощею. Хозяйственная, трудолюбивая, во время работы часто поёт. Духом падает редко.
Фольклорист Владимир Пропп выделяет два типа царских дочек.
Распространённый мотив в сказках — царевна задаёт жениху трудные задачи. Ставки высокие: выполнит — получит царевну в жёны, нет — голова с плеч. Какими же бывают эти задачи:
Трудновыполнимые, подчас абсурдные задачи и угроза казни в случае невыполнения, указывают на два объяснения поведения царевны. Либо она хочет выйти замуж за самого достойного из достойных, за того, кто сделает ради неё невозможное, либо она вовсе не хочет выходить замуж и поэтому всячески отваживает женихов, посылая их на верную смерть.
Большинство задач царской дочки подразумевают, чтобы жених побывал в ином мире и что-либо оттуда принёс. Герой отправляется в дорогу, по пути встречая волшебные предметы, которые ему помогают. В некоторых сказках герой сразу прибегает к помощи волшебных предметов, сам ничего не делая. Так или иначе юноша доказывает, что он силён, смел и обладает смекалкой. А это значит, что он сможет при необходимости защитить семью.
Подчас царевна способна менять даже устоявшийся сказочный мотив. Так, в сказке «Царевна, разрешающая загадки» героиня не загадывает загадки потенциальным женихам, а сама разгадывает их на весьма необычных условиях… «Тому, чьи три загадки я разгадаю, — говорит царевна отцу, — пусть отрубят голову! А за того, чьи загадки я не смогу разгадать, выйду замуж». Девушка соревнуется с мужчинами в остроте ума и смекалке.
Классический пример — образ Царевны-лягушки. Фольклористы называют этот архетип «чудесной невестой». Девушка умеет менять обличье и колдовать, она обладает умом и красотой. Как правило, заботится о женихе и решает его проблемы с помощью волшебства.
В сказках разных народов превращение происходит в животных: змею, мышь, попугая, лягушку, собаку, обезьяну. Но если девушка хороша собой, зачем прятать её за отталкивающей личиной животного? Сакральный смысл в том, чтобы жених разглядел за неприглядной «шкуркой» внутреннюю красоту героини, её душу, а не влюбился лишь в привлекательную внешность. Это актуальная в любое время мечта многих девушек — чтобы юноша разглядел душевное сокровище избранницы.
Марья Моревна, царевна Марфа, Царь-девица, Василиса Поповна — это примеры девушек, которые и за себя постоят, и за других. Они командуют войском, сражаются наравне с мужчинами, а то и превосходят их. Такая девушка сама выбирает себе жениха, ведёт войну и даже Кощея Бессмертного может одолеть. Она проявляет инициативу, истребляет вражеское войско, а суженого своего способна разлюбить и оставить, если он её не слушается.
Вот как описывается Василиса Поповна: «Она носила мужское платье, ездила верхом, хорошо стреляла из ружья и всё делала совсем не по-девичьи, так что очень немногие знали, что она — девушка». Василиса Поповна умудряется трижды обмануть самого короля.
Девушки такого типа берут на себя ответственность за свои действия, для этого им приходится быть жесткими и решительными.
Баба-яга и другие сказочные ведьмы и колдуньи, как правило, уже далеко не девушки. Они находятся в преклонном возрасте. Однако среди девушек тоже есть обладающие волшебными способностями и магическими знаниями. И в отличие от Бабы-яги их никто не чурается, не изгоняет, наоборот, они приняты обществом, являются положительными героинями. Так, Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка» может не только превращаться из лягушки в женщину и обратно, но и с помощью магии исполнять сложные приказы царя: за ночь испечь хлеб и соткать ковёр. А во время танца она создаёт озёра и птиц, опять же не без помощи волшебства. Другая героиня, Елена Премудрая, пользуется заклинаниями из «волшебной книги», в позже учит других женщин «всяческим премудростям» и «разным хитрым трюкам».
Как в сказках описывается внешность девушки?
Кто в сказках загадывает юноше загадки?