Байкал — это место, где оживают древние предания. Люди здесь обращаются к своим богам и духам, а те им отвечают. На этой земле соединились целых три религиозные культурные традиции: древний шаманизм и более поздние буддизм и христианство.
Шаманские божества или духи у бурят практически всегда олицетворяли природу или её явления. Объектом особого почитания у центральноазиатских кочевников стали наиболее грозные и опасные для них природные явления: гром, молния, огонь и небесные силы.
Пантеон шаманских божеств возглавляло верховное божество, которое называли Вечным Синим Небом (Хухэ-Мунхэ-Тэнгри).
Духи природы, или эжины
Каждая местность в Прибайкалье имела своего духа. Каждый бурятский род, проживавший в той или иной местности, поклонялся своей священной горе и приносил дары её «хозяину».
Духов-покровителей определённой местности или природного объекта называли эжинами. Каждый эжин был связан с тем или иным элементом модели мироздания, которое, по верованиям бурят, состояло из верхнего, срединного и нижнего миров, расположенных по вертикали и управляемых особыми божествами.
Эжины были покровителями гор, рек, озёр, лесов и так далее. Главным эжином у шаманистов-бурят был эжин Земли — символ плодородия и богатства.
Эжины довольно благосклонны к людям — если те знают и почитают законы природы, не нарушают их покой и преподносят им дары.
Хозяйка тайги Хэтен
Все дикие звери считались собственностью хозяина тайги, божества лесов и звериной ловли. В его владениях находился весь животный и растительный мир. Ему принадлежали все дикие животные.
Хозяин тайги мог представать перед людьми то в человеческом, то в зверином облике. Буряты называли его Хангай (Баян Хангай), что дословно означало «богатые просторы».
Иногда божество тайги представало в женском образе: «мать Манахан» — хозяйка диких животных, «мать Хатун» — хозяйка земли и воды. В свою очередь, этот женский культовый образ был связан с опекаемыми им животными, часто — с крупным копытным.
Видимо, именно с таким божеством в лице хозяйки тайги Хэтен и встретился охотник Гамбо.
Имя Хэтен (Хатун, Хатан) в переводе с тюркского буквально означает «хозяйка», «госпожа». А любимцем Хэтен, как мы уже знаем, был снежный баран Огайло.
Хэтен и её помощники-эжины
Каждый бурятский охотник знает, как важно соблюдать условия почтительного поведения в тайге и уважительно относиться к хозяину тайги.
Как мы помним, когда Гамбо отправился искать Огайло, ему мешало буквально всё: словно сама природа пыталась остановить охотника, посягнувшего на сакральное животное. Его пытались задержать сосны на берегу Байкала, прибрежный песок, Вечерняя туча, Утренний туман...
Этими духами-эжинами повелевала Хэтен. И только когда она убедилась в благородных намерениях Гамбо, она перестала ему препятствовать. Кроме того, хозяйка тайги пошла ещё дальше: она подарила Гамбо волшебные рога барана Огайло, избежав смерти своего любимца.
Богиня Янжима
Помощница хозяйки тайги Янжима — едва ли не самый загадочный персонаж в этой истории. Это имя появляется в сказке неслучайно.
Янжима — бурятское произношение тибетского имени богини Янченмы, образ которой восходит к индийской богине Сарасвати.
В сказочном репертуаре бурят мотивы, восходящие к древнеиндийским памятникам — не редкость. Сюжеты индийского происхождения, включённые в письменные сборники, особенно широко стали известны бурятам в XVIII веке (с проникновением к ним буддизма).
Янжима — одна из самых почитаемых богинь у бурят. Она является покровительницей мудрости, благоденствия, искусств, наук, ремёсел. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Буддисты часто обращаются к Янжиме с просьбой даровать им красноречие, успех в творческих профессиях и эстетические знания.
Напомним, Гамбо идёт таёжной звериной тропой, пока она не приводит его в ущелье между скал. На вершине одной из этих скал он видит снежного барана. Охотник не может его убить. Он видит, как на той же скале появляется красивая девушка в шкуре рыси — Янжима.
Это место в сказке никак не названо. Но мы знаем, что дело происходит в тайге, которая является частью величественного Баргузинского хребта. Место это, конечно, не простое. В Баргузинском районе Бурятии есть скалистая гора Улзы-хаан, которая издревле считалась сакральным местом у местных буддистов. Сама местность называется Уулзатараа (в переводе означает «До встречи» или «Встреча»). Здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.
В 2005 году учёные обнаружили на этой горе большой валун с изображением танцующей богини Янжимы. В наши дни здесь проводятся буддийские молебны, совершаются различные обряды. У подножия скалы расположился буддийский храм, где поклоняются богине Янжиме.