Научный взгляд

В детстве мы любую сказку воспринимали как невероятное приключение. Нам было интересно, хотелось слушать её снова и снова. А по мере взросления мы начинали задаваться вопросом: «Да что такое в этих сказках происходит?». Мы замечали убийства, жестокость, жуткие и необъяснимые поступки персонажей, поражались, как такие ужасы проникли в сказки, которые рассказывают детям. 

Сказки сочиняли наши далёкие предки – язычники. Их нормы и правила далеки от современных. Ребёнок ещё не так хорошо знаком с понятиями морали, поэтому он просто слушает и соединяется через сказку со своим далёким родом, прирастает к корням.

Фольклористы XIX века, в том числе и собиратель сказок Александр Афанасьев, склонны были трактовать народные сюжеты как объяснение природных явлений и стихий. Поэтому в противостоянии Василисы, мачехи и дочерей он увидел противоборство солнечного света, ветра и туч. Американский философ и психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес описала сюжет как путь женщины от подчиненной роли до полной независимости. Баба-яга в этом случае олицетворяет природное женское начало, попав под влияние которого, Василиса становится самой собой и обретает свободу.

Литературовед и философ Михаил Эпштейн и вовсе представляет сказку техноутопией. Это идеология, которая считает, что технический прогресс, достижения науки и техники приведут к идеальному обществу, где человек будет жить в своё удовольствие. В том, что Василиса присваивает себе работу, выполненную куколкой, он видит поощрение праздности и нечестности. Поэтому исследователь литературы считает мораль сказки весьма сомнительной.

Версия, похожая на правду

Сторонники языческого наполнения древних сказок видят в этом сюжете много смыслов из эпохи дохристианского существования славян. Возьмём, например, его начало. Мы находимся в каком-то месте в какое-то время. Никакой конкретики! Авторы сказания отсылают нас ко временам славянского единства, когда жил единый народ. Поэтому место действия не так важно.

Три всадника, которых Баба-яга называет своими слугами, — день, солнце и ночь, по сути, представляют три солнечных положения на небосводе: восход, зенит и заход. Славяне называли солнце «тресветлым». В «Слове о полку Игореве» именно так обращается к светилу Ярославна. Археологи нашли древние украшения — височные кольца, на которых по дуге равномерно распределены три изображения солнца. И это только первые языческие символы в сказке. Дальше — больше.

 

Тот мир и этот

Смерть и жизнь после смерти всегда волновали человека. Эту тему не раз поднимают в народных сказках. Заколдованный лес Бабы-яги символизирует царство мёртвых, а дом мачехи на окраине — начало испытаний всякого, кто решится пойти в загробный мир и вернуться.

То, что по возвращении Василиса обретает награду — любовь царя и его богатство, объясняет, насколько духовный мир ценен и силён и что каждый, кто подчиняется его законам, справится с любыми бедами и будет вознаграждён.

Почему стать падчерицей так страшно? В древнем обществе ребёнок умершей женщины даже при живом отце опускается на низшую ступень иерархии, оказывается самым младшим членом семьи, приравнивается к прислуге.

Почему отец выбирает в жены вдову? Ведь в сказке упоминается, что был он человек добрый, значит, мог бы посвататься к любой женщине. Но у вдовы есть наследство — имущество умершего мужа. И купец, как деловой человек, просчитывает свою выгоду. Возможно, именно поэтому он не замечает побоев, которые достаются родной дочери.

А Василиса — претендент на наследство отца, а значит, конкурент и мачехе, и её дочерям. Отсюда и навязчивое желание мачехи лишить девушку жизни.

Карманный идол

Как вы представляете себе Василисину куколку? Как мягкую тряпичную игрушечку с румяными щёчками? Если мы имеем дело с языческой историей, то, скорее всего, это был небольшой деревянный идол мелкого духа, охранявшего человека. Палочка с вырезанными чертами лица, если описать совсем примитивно. У славян существовали большие капища с огромными деревянными идолами верховных богов. А небольшими предметами защищались от личных бед и несчастий. Персональный дух не такой могущественный, поэтому куколку нужно постоянно держать при себе, чтобы не утратить покровительство.

И мать неслучайно передает идола в момент смерти. Поэтому Василиса наследует магического покровителя. По той же причине нужно прятать его от посторонних глаз. Иначе злые люди могут отобрать или уничтожить куколку. Тогда жди беды! 

Становится понятно и почему оберег нужно обязательно кормить, и как такое в принципе возможно. Идолы всегда требовали жертвоприношений, иначе могли прогневаться, перестать защищать или наслать несчастья.

Василиса — добродетельная язычница. Она слушается старших, трудолюбива. Это ценные качества для людей древности. Она отказывает в еде себе, но жертвует идолу. Только верность божеству в ущерб себе заслуживает высшей похвалы

Богиня Яга

То, что дом ведьмы находится в непосредственной близости от мира живых, наводит на мысль, что он может трактоваться не как загробный мир, а как культовое место. Например, храм могущественного божества. И тогда поступок мачехи тоже окрашивается в новый смысл: она толкает падчерицу на осквернение святилища, за что положена неизбежная смерть.

Взглянем на черепа на частоколе вокруг дома Бабы-яги. Такая традиция описана исследователями древних кельтов, населявших европейские территории на рубеже старой и новой эры. Они украшали головами поверженных врагов свои дома. И в эпосе кельтов эти головы, как и череп, который Баба-яга дала Василисе, могли разговаривать.

Но за своё кроткое поведение Василиса избегает страшной смерти. А вот авторы святотатственной идеи использовать божество в корыстных целях понесли жестокую кару. Вполне вероятно, что в ранних версиях сказки рассказчики поясняли всё это более подробно, но в христианских реалиях осталась только внешняя канва сюжета.

Око за око

Вас не насторожило, как хладнокровно пережила смерть мачехи и сводных сестёр добрая Василиса? Для язычников месть была делом чести, поэтому девушка принимает её как должное. Но почему после этого она идёт в дом незнакомой женщины?

Вероятно, она прячется, потому что боится мести со стороны родных мачехи. Такое развитие событий вполне возможно. Поэтому она селится у одинокой пожилой женщины, где её точно не будут искать. Кстати, так же поступил Одиссей Гомера: чтобы надёжно спрятаться, он идёт в дом раба.  

Вот такие тайные смыслы можно обнаружить в незатейливой на первый взгляд сказке. Рассказывать ли о них ребенку, решайте сами. Но взрослым наверняка многое в сказке стало понятнее.

Читать Смотреть Слушать