В детстве мы любую сказку воспринимали как невероятное приключение. Нам было интересно, хотелось слушать её снова и снова. А по мере взросления мы начинали задаваться вопросом: «Да что такое в этих сказках происходит?». Мы замечали убийства, жестокость, жуткие и необъяснимые поступки персонажей, поражались, как такие ужасы проникли в сказки, которые рассказывают детям.
Сказки сочиняли наши далёкие предки – язычники. Их нормы и правила далеки от современных. Ребёнок ещё не так хорошо знаком с понятиями морали, поэтому он просто слушает и соединяется через сказку со своим далёким родом, прирастает к корням.
Фольклористы XIX века, в том числе и собиратель сказок Александр Афанасьев, склонны были трактовать народные сюжеты как объяснение природных явлений и стихий. Поэтому в противостоянии Василисы, мачехи и дочерей он увидел противоборство солнечного света, ветра и туч. Американский философ и психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес описала сюжет как путь женщины от подчиненной роли до полной независимости. Баба-яга в этом случае олицетворяет природное женское начало, попав под влияние которого, Василиса становится самой собой и обретает свободу.
Литературовед и философ Михаил Эпштейн и вовсе представляет сказку техноутопией. Это идеология, которая считает, что технический прогресс, достижения науки и техники приведут к идеальному обществу, где человек будет жить в своё удовольствие. В том, что Василиса присваивает себе работу, выполненную куколкой, он видит поощрение праздности и нечестности. Поэтому исследователь литературы считает мораль сказки весьма сомнительной.