Знакомьтесь: Баба-яга, она же Ягая, она же Егибоба, Баба-Язя, Ягишна. Почти у каждого славянского народа есть своя лесная ведьма с похожим именем. Её образ притягивает и отталкивает одновременно. В чём секрет этой двойственности?
Знакомьтесь: Баба-яга, она же Ягая, она же Егибоба, Баба-Язя, Ягишна. Почти у каждого славянского народа есть своя лесная ведьма с похожим именем. Её образ притягивает и отталкивает одновременно. В чём секрет этой двойственности?
Знакомьтесь: Баба-яга, она же Ягая, она же Егибоба, Баба-Язя, Ягишна. Почти у каждого славянского народа есть своя лесная ведьма с похожим именем. Её образ притягивает и отталкивает одновременно. В чём секрет этой двойственности?
В древнем языке наших предков «ега» или «яга» — это название неприятных гадов, пресмыкающихся. Таким образом, имя связывает персонаж с чем-то опасным, неприятным, ассоциирует с потусторонним и подземным миром.
Этимологические словари других народов, в частности прибалтийских, содержат схожие по звучанию слова, обозначающие нечто мерзкое, раздражающее. У древних исландцев слово, означающее скорбь и боль, звучало как ekki. Неудивительно, что существо, живущее в дремучем лесу и поедающее людей, объединило в своём имени эти чувства.
Баба-яга имеет отношение к миру мёртвых. К такому выводу пришёл фольклорист Владимир Пропп. Это объясняет суровое поведение старухи — она даже в избушку не пустит без предварительного допроса с пристрастием. Да и место жительства выбрала глубоко в лесу, вдали от посторонних глаз.
У древних славян все юноши проходили обряд инициации — посвящение во взрослые мужчины. Им предстояло пройти суровые, порой жестокие испытания. Ребёнок внутри каждого из них с его страхами и капризами должен был «умереть», а смелый воин, охотник и муж — «родиться». Обрядовый поход в царство мёртвых давал, по поверьям наших предков, особую силу и навыки. Юношей изгоняли в лес без еды и оружия, устраивали испытания, сравнимые с пытками. Мучения заставляли верить, что человек действительно умер и возродился. В этой связи Баба-яга — страж на границе жизни и смерти. Её избушка повернута дверью в мир мёртвых, поэтому обитатель мира живых должен произнести некое подобие заклинания, чтобы она развернулась.
В исследовании Пропп называет избушку гробом, а Ягу — мертвецом. В подтверждение мы читаем в сказках, что костяная нога (скелет) ведьмы касается углов дома, а нос в потолок врос — весьма похоже на покойника в тесном гробу. Да и дух живого человека она не переносит, встречая персонажей брезгливым «Фу!». По мнению исследователя, мёртвым так же не выносим запах живых, как неприятен нам дух смерти.
Один из самых распространенных вопросов в отношении многих сказок — почему они такие страшные.
Ещё 100–150 лет назад этот жанр существовал только для взрослых. Что уж говорить о древних временах, когда обряды, к которым отсылают сюжеты сказок, были частью жизни племён. Позже люди стали рассказывать сказки детям и адаптировали многие из них, смягчая и события, и характеры, и внешний вид персонажей. Например, сегодня мы воспринимаем Бабу-ягу как старуху, женщину, бабу, собственно говоря. А в древности мужчины-шаманы облачались в женские одежды в память о матриархате, когда женщины обладали особой силой и магией. Так что сказки, дошедшие до нас, — это облегчённый вариант исходных пугающих историй.
Не во всех сказках Яга ведет себя одинаково. В сказках мы наблюдаем три её ипостаси.
Чаще всего она подробно расспрашивает гостя, кормит его, приобщает к миру мёртвых, назначает испытания и отпускает восвояси с волшебным предметом (те самые дары в смысле инициации). Это Баба-яга-дарительница. Она может вручить череп, как Василисе, а ещё коня, собаку, волшебный клубочек, необычные яблочки и другие «сувениры».
Не во всех сказках Яга ведет себя одинаково. В сказках мы наблюдаем три её ипостаси.
Чаще всего она подробно расспрашивает гостя, кормит его, приобщает к миру мёртвых, назначает испытания и отпускает восвояси с волшебным предметом (те самые дары в смысле инициации). Это Баба-яга-дарительница. Она может вручить череп, как Василисе, а ещё коня, собаку, волшебный клубочек, необычные яблочки и другие «сувениры».
Есть Яга-воительница. Она преследует героя, если тот имеет смелость самостоятельно похитить ценный артефакт. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван похищает жеребёнка, а в сказке «Гуси-лебеди» сестрица освобождает братца, чем вызывают гнев лесной колдуньи.
Третий образ — похитительница. Ведьма довольно часто крадёт детей, оставленных без присмотра. На этом поприще у неё много конкурентов. Очевидно, в воспитательных целях сказочники рассказывают о нечисти, способной утащить непослушное дитя.
Непревзойденный кинообраз ведьмы создал, как ни парадоксально, мужчина. Актер Георгий Милляр за свою карьеру сыграл немало нечисти, но Яга удавалась ему лучше всего. Экранизации сказок «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы» невозможно представить без очаровательной в своём безобразии жительницы избушки на курьих ножках. Мимика, жесты, а главное – голос! Этот образ никому не удалось превзойти.
Кстати, в «Василисе» актёр сыграл ещё двух персонажей: отца главного героя и музыканта. Но мастерство его перевоплощения таково, что не все способны узнать актёра в столь разных образах.
О своей Бабе-яге Георгий Милляр потом не раз рассказывал в интервью. Он признался, что скопировал образ со старой гречанки, которая жила неподалёку от дома актёра. Женщина обладала большим крючковатым носом, длинными седыми и немытыми спутанными волосами. Поэтому в своей работе Милляр делал упор на «страшноту». Сказку снимали в Ялте, и когда загримированный актер появлялся во дворе студии, дети с воплями разбегались. Впоследствии Милляр ещё не раз слышал, что его Баба-яга вызывала ужас и слёзы у маленьких зрителей. Это его огорчало. И следующих ведьм он старался делать больше комичными, чем страшными. Эту тенденцию продолжили другие актёры. Возможно, поэтому никого не удивила, а многим даже полюбилась огненно-рыжая весёлая Яга из сказки 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити».
Спроси любого, и он ответит, что у Бабы-яги должна быть избушка на курьих ножках. Что это за архитектурный объект? Оказывается, в некоторых народах на двух высоких столбах делали небольшие домики для умерших сородичей. Вот и отгадка!
Есть у ведьмы и своей транспорт — летающая ступа. Это деревянная бочка, в которой пестом толкли крупы, травы и всё, что нужно было измельчить. Это уже более современные признаки того, что перед нами сказочный персонаж, способный оторваться от земли и летать.
Обратимся к внешности Яги, тому, что она однонога, и вспомним о созвучии её имени со словом «змея». В мифологии многих народов существуют боги-змеи. Их тела либо переходят в змеиные хвосты вместо ног, либо они способны превращаться в змей. Так что не исключено, что наша героиня изначально обладала чем-то подобным.
В древних преданиях Баба-яга не всегда зла и стара. Иногда её описывают молодой и красивой хранительницей тайных знаний или покровительницей определённых мест. Считается, что уродство и злоба окончательно закрепились за ней с приходом христианства, осуждавшего магию.
Как у большинства сказочных персонажей, у Яги есть отец или родственники. Чаще всего это Кощей Бессмертный или Царь Мёртвого мира. Родиной колдуньи признали местечко в Ярославской области — село Кукобой. Ежегодно 26 июня в селе празднуют день рождения сказочной старушки-колдуньи.
В сказках Яга с удовольствием поедает детей. Впрочем, в случае с Терёшечкой и некоторыми другими смельчаками она поплатилась жизнью за свой аппетит.
Откуда взялась идея совать ребенка в печь на лопате? Оказывается, у славян был ритуал исцеления слабых младенцев. Их обмазывали тестом и трижды отправляли на лопате на прогревание в печь, протопленную до комфортной температуры. Печи вообще использовали вместо бани и в лечебных целях.
Колоритная женщина не устаёт вдохновлять творческих людей. В своих сочинениях её описывали и Жуковский, и Пушкин, и Некрасов, и Алексей Толстой. Художникам писать её образ было одно удовольствие. Известны портреты Бабы-яги кисти знаменитых российских живописцев — Васнецова, Билибина, Бенуа и других. В музыке её увековечили Мусоргский и Чайковский.
Анимационных вариантов историй с Бабой-ягой большое количество, и авторы сценариев мультфильмов далеко ушли в своих фантазиях от традиционного образа сказочного персонажа. Она и в спортивных соревнованиях участвует, точнее, им препятствует, — «Баба-яга против!», и закатывает концерты с частушками — «Летучий корабль».
Во многих лентах мультипликаторы изображают её традиционно — носатой и хмурой старухой. Но есть и весьма симпатичные воплощения.
В какой области родина Бабы Яги?
В каком мультике звучат знаменитые строчки: «Пой частушки, бабка Ежка, пой, не разговаривай!»?