Как часто, читая сказки, вы задумываетесь: почему герои поступают нелогично, почему иногда проявляют чрезмерную жестокость, а то и совершают откровенные преступления, но при этом всё равно остаются положительными персонажами?

Конечно, сочиняли эти истории так давно, что нормы современной морали мало применимы к обычаям тех времён. А ещё, если взглянуть с точки зрения определённых наук (этнографии или психологии), в глубинах сказочных сюжетов можно найти и обряды, и магические ритуалы, и даже глубокие психологические практики. 

Сюжет сказки: древний и интернациональный

Мы привыкли считать эту сказку типично русской. На самом же деле сюжет о том, как юноша добывает чудо-птицу, чудо-коня и чудо-девушку хорошо известен не только нашим соседям-европейцам, но и людям, живущим на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, в Африке по обе стороны пустыни Сахары и на обеих частях Американского континента. Такой обширный ареал распространения сюжета свидетельствует о его древности. Точные время и место появления этой сказки назвать нельзя, поскольку это произошло задолго до возникновения письменности. 

Фольклористы называют этот сказочный сюжет «Птица, лошадь и принцесса», и в большинстве вариантов все эти трое существ — золотые, золото является знаком их потусторонней природы.
Интересна фигура чудесного помощника. В русском варианте это Серый Волк, однако у многих народов помощником оказывается лиса, которую младший из трёх братьев пожалел и не стал убивать. Лисица выглядит в данном контексте более органично, чем волк: хитрость и способность к оборотничеству свойственны лисе, в то время как волк в народных сказках умом обычно не блещет. Но нельзя отрицать, что царевич верхом на Сером Волке, выглядит более эффектно, чем в сопровождении лисы. 

То, что на поверхности

Сказка ложь, да в ней намёк — именно так мы привыкли воспринимать этот жанр. Самый невероятный и фантастический сюжет содержит в себе уроки, которые ребёнок усваивает на уровне подсознания. Слушая сказки постоянно, повторяя их по многу раз, он вырастает и просто знает, что ложь обязательно выйдет наружу, зло будет наказано, а решительность и верность — вознаграждены. 

Какие же уроки лежат на поверхности сказки «Как Иван-царевич и Серый Волк жар-птицу добыли»?
А вот какие:

  • просьба родителя, старшего человека важна, её необходимо исполнять из любви и уважения. Поэтому царевичи отправляются в опасное путешествие, чтобы порадовать отца;
  • выбирать приходится не только между хорошим и плохим, белым и чёрным, но и между плохим и очень плохим, и нужно расставлять приоритеты. Поэтому главный герой жертвует конём ради более важного — своей жизни и возможности выполнить миссию;
  • за сложным и непопулярным выбором может стоять неочевидная польза, о которой мы пока не знаем. Поэтому источник зла, Волк, в конечном итоге становится не просто решением всех проблем, но и спасителем;
  • непослушание всегда имеет негативные последствия, даже если кажется, что нарушение правил не так уж велико. Поэтому царевич раз за разом бывает бит стражей, в результате гнева грозных правителей оказывается на волосок от смерти, и всё больше увязает в неприятностях;
  • любой проступок может быть прощён. Поэтому Волк не только прощает царевичу ослушание, хоть и укоряет его, но и продолжает помогать другу;
  • чистота помыслов многое искупает. Поэтому на протяжении всей сказки главный герой остаётся хорошим, хоть и совершает массу ошибок. Но он защищает честь отца, искренне влюбляется, поэтому симпатия читателя всегда на его стороне;
  • чрезмерное желание чем-то обладать, страсть, затмевающая разум, — это не самое хорошее чувство. Поэтому, когда царевич, приходя за конкретной добычей, каждый раз хочет большего, «глаза завидущие» не доводят его до добра. Даже маленьким детям знакомо это чувство — желание обладать чем-то любой ценой, так что этот урок очень важен;
  • «долг платежом красен», если кто-то тебе помог, ответь тем же или исправь собственную ошибку, что и делает Волк. Хотя уже к середине истории ясно, что его «платёж» во много раз превосходит долг.

Конечно, самый любимый в этой сказке персонаж — Серый Волк. Несмотря на то, что первоначально он совершает злодейство, которое, впрочем, легко оправдать звериной сутью, он решителен, смел, благороден и добр. Поэтому каждый слушатель невольно примеряет к себе его образ и ощущает родство с этим персонажем.
 

Историческая память

Глубинный смысл сказок — это память рода, не одного человека, а целой нации, способы выживания, преодоления трудностей, которые характерны для неё.

И тут эпизод с выбором направления дальнейшего пути у камня обретает новый смысл. У большинства древних народов, и у славян в том числе, был ритуал инициации — вступления подростка во взрослую жизнь. Как правило, ритуалы эти были довольно суровыми: молодой человек, а инициацию проходили и парни, и девушки, должен был принести некую жертву — уйти из дома, лишиться еды, комфорта, научиться управляться со своими внутренними «демонами», победить их и начать принимать взрослые решения, брать на себя ответственность за свою жизнь. Таким образом, камень — та невидимая черта, за которой всё уже не будет, как прежде. Нужно принести жертву — коня, пережить трудности — идти пешком к цели. И далее пройти ряд испытаний, которые царевич в сказке пусть и не самым лучшим образом, но проходит. Он остаётся упорным, не теряет чистоты помыслов и не изменяет долгу.

Есть ещё одна сцена, которая нам сегодня кажется дикостью, но в истории Руси есть множество документальных подтверждений подобного. Это междоусобные братские войны и кровавые убийства ради наследства, трона и власти. Поэтому поведение старших братьев Ивана вполне объяснимо с точки зрения народной памяти. Кроме того, своим поведением старшие оттеняют особенность, инаковость младшего брата, делают его достоинства более заметными. 
 

Тайные смыслы

Для современной психологии сказки — настоящий кладезь информации. Сказку в целом принято рассматривать как внутренний мир человека, его устройство. Поэтому царь — это та самая родовая память, сила, опора, корни, подсознательное.

В данной сказке нет упоминаний о свойствах каждого из братьев, но часто царские сыновья бывают наделены определёнными качествами:

  • старший — умный. Это рациональная часть человека, его логика, здравый смысл;
  • средний — богатый. Это та часть, которая отвечает за материальное, за коммуникацию, общение с миром.
  • младший — не то чтобы дурак, но простачок, мечтатель, чистый, открытый, доверчивый. Это внутренний ребёнок — одна из трёх частей личности каждого человека.

Завязка сюжета — жар-птица, которая досаждает царю, — это начало развития. В психологии же это конфликт, который запускает процессы роста личности. Три брата расходятся в разные концы света, так и три грани личности взрослеющего человека тянут его в разных направлениях. По какому пути пойдёт человек: интеллекта, материального благополучия или творчества? Каждый выбирает сам, но задача у всех нас вернуться к первоначальному единству и достичь внутренней гармонии.

Жар-птица нарушает существовавший порядок, зону комфорта. И нужно понять, что же это за напасть такая — перемены. Старший брат, идя навстречу птице, засыпает, потому что разумом понять неведомое бывает трудно. Не понять и среднему брату, отвечающему за материальное. А вот с чистым детским разумом, с верой можно не только увидеть перемены, но и пойти им навстречу, принять их в свою жизнь.

Очевидно, что сказка — вовсе не обычный жанр, а глубокий, многослойный набор народной мудрости. Наверное, именно поэтому сказка существует столько столетий, а то и тысячелетий, и при этом остаётся популярной.

Читайте сказки своим детям и вместе с ними открывайте для себя те слои сюжета, которые сделают вас лучше и мудрее прямо сейчас.

Читать Смотреть Слушать