За довольно незамысловатым сказочным сюжетом часто скрываются глубокая народная мудрость, древние верования и обряды. Но есть и такие популярные сценарии, которые кажутся странными и надуманными. Почему-то их повторяют из сказки в сказку. Давайте разберёмся, в чём тут дело.

Три девицы под окном

История о том, как три сестры решили произвести впечатление на правителя способностями в ткачестве и в кулинарии и своей плодовитостью, есть во многих фольклорах мира. Таланты у девиц в повествованиях разных народов примерно одинаковы. Одна, условно, портниха, вторая — повариха, а третья — мать необычных детей. Проследим, откуда взялась эта история.

В скандинавском эпосе есть легенда о трёх богинях, которые прядут нити судьбы. Они неспешно делают своё дело и творят всё происходящее во вселенной, включая судьбы богов. Их имена переводятся как Прошлое или Судьба, Настоящее или Становление и Будущее или Должное.
Есть такие богини в древнегреческой и римской мифологии. Мойры, что переводится как «участь», определяют каждому человеку его судьбу при рождении. Три сестры — это: 

  •     Клото — «пряха», создающая нить жизни;
  •     Лахесис — определяющая судьбу;
  •     Антропос — неотвратимая участь, смерть, перерезающая нить. 

У славян тоже были свои образы: сёстры Рожаницы, которые определяли судьбу каждого младенца и давали ему свои дары.   

Позже, с появлением Христианства, укоренилось поверье о Богородице и двух Её сёстрах. Эти пряхи сидят на золотом престоле — на бел Латырь камне. Фольклористы сохранили для истории такие заговоры:

  •     На том золотом престоле сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядёт и сучит шёлковую кудельку.
  •     В этом великом океане-море есть каменная изба; в этой каменной избе сидят три сестры, самому Христу дочери.

Очевидно, что сказочный сюжет напрямую отражает эти легенды. А то, что младшая сестра обычно рожает наследников, отмеченных звёздами, золотом или серебром, тоже напрямую указывает на их божественное происхождение. И растут они не по дням, а по часам. Или отличаются ангельским нравом, как в сказке «О жене падишаха и Алтынчеч».

Почему яблоня кормит обречённых сестёр

Яблоко, как мы знаем из Библии, плод совсем неслучайный. В каких только мифах и легендах он ни упоминался! Яблоко — это причина и грехопадения, и раздоров, и отравлений. У кого-то от его поедания растут рога, а кто-то, как сёстры из нашей сказки, питаясь яблоками, выживает и спасается.

Но почему в историях фигурирует яблоко, а ни финик, ни груша? Яблоня — древнее растение. Его родиной считают Азию, а уже оттуда деревья попали в Палестину, Египет, Грецию и Рим. Слово «яблоко» в группе романских языков означает «райский плод». 

Фараоны жертвовали корзины плодов в храмы. Кельты выбирали священные яблони и водили под ними хороводы. Предки Германцев были убеждены в покровительстве богов этому дереву, а в Китае оно стало символом мира. 

Теперь понятно, почему несчастные сироты попадают в беду именно под райским деревом, питаются его плодами и спасаются, держась за его корни. 

Круглая форма плодов напоминала людям мироустройство: светила в небе, космос. Это самая совершенная форма — шар. А яркий румянец яблочек символизировал молодость, красоту и совершенство. 

Сначала греческая богиня Гея подарила на свадьбе Зевса и Геры яблоко как благословение плодовитости. Потом уже реальные люди делили яблоко, прежде чем разделить брачное ложе. 
Вспомните молодильные яблоки из русских сказок: они давали вечную жизнь. 

Откуда берутся злые мачехи

Современный психолог вам скажет: от доброй, любящей мамы сложно сепарироваться — отделиться и стать взрослым. Старая сказка поясняет: ласковая, заботливая мама умерла. Ей на смену пришла злая чужая женщина. Она гонит из дома и подвергает испытаниям. Это обряд инициации — взросления. 

Такие обряды были и у юношей, и у девушек. Их изгоняли на время из общины, чтобы они научились жить самостоятельно. Потом они возвращались в новом статусе и создавали семьи.
Так и в сказках о злой мачехе: пострадавшие герои, как правило, не просто выживают, но и начинают жить лучше прежнего. Поэтому народ не наделяет мачеху демонической силой. Чаще всего она остаётся жива или уходит со сцены, потому что её роль уже сыграна. 

Этот образ можно трактовать более глубоко: как нечто внутри человека, что мешает ему, чинит препятствия на пути. Поэтому в некоторых сказках у мачехи есть собственные дети, которые только подливают масла в огонь, ссорятся между собой. Тогда в конце истории они, скорее всего, погибают, потому что этот порок, грех нужно искоренить в себе, очистить от него внутренний мир. 

У джигита своя инициация

Обратите внимание, как безропотно молодой джигит, сын падишаха, исполняет поручения ведьмы, просьбы своей сестры, рекомендации незнакомого старика, советы чёрного коня и Алтынчеч. А ведь нам не раз говорили, что он смелый и ловкий охотник. Поищем причину такого смирения.
Главная трудность мальчиков-подростков в том, что они не умеют совладать со своими «демонами» — вспышками гнева, агрессии. Они заносчивы и часто себя переоценивают. В древние времена мудрые люди устраивали растущим мужчинам не просто суровые, а жестокие инициации. Они давали возможность молодым людям почувствовать границы, заглянуть смерти в глаза, научиться управлять своим духом. Поэтому джигит следует советам, добровольно идёт на суровые испытания, послушно свистит и кричит на полную мощь своих возможностей. В итоге, как и положено в сказке, получает высшую награду — самую лучшую на свете жену. 

Как видите, нюансы, которые могут показаться случайными, в сказках вовсе неслучайны. И слушатели на уровне подсознания усваивают жизненные уроки, через которые проходят сказочные герои.

Читать Смотреть Слушать