В восточных сказках главный человек в государстве — падишах или султан. Узнаем, чем его образ отличается от привычного нам царя.
В восточных сказках главный человек в государстве — падишах или султан. Узнаем, чем его образ отличается от привычного нам царя.
В восточных сказках главный человек в государстве — падишах или султан. Узнаем, чем его образ отличается от привычного нам царя.
Верховный и самый главный
Слово «падишах» переводится как «верховный правитель, царь». Это более позднее название титула монарха: раньше его называли «царь царей» — «шахиншах». Воинственные восточные народы часто желали поработить весь мир, сделать свою страну империей, а потому время от времени падишахи назначали себя властелинами всего мира.
Титул падишаха носили главы Османской империи (современной Турции), Афганистана, Империи Великих Моголов и других азиатских государств. Последний реальный падишах скончался в 2007 году, прожив 100 лет. Это был монарх Афганистана Захир-шах.
Похожим словом «патша» или «паддзах» в нашей стране называли российского императора носители тюркских языков.
Нрав падишахов обычно был суровым, поскольку они часто воевали. Да и сама процедура восшествия на трон могла быть очень жестокой. К примеру, наследник должен был лишить жизни всех родных братьев, чтобы не было конкуренции. Казни были скорыми, наказания — страшными. Часто падишахи делали рабами многочисленных пленников. Поэтому к ним часто относились как к грозным и жестоким властителям.
В «Сказке о жене падишаха и Алтынчеч» падишах — второстепенный персонаж, но он несёт важную смысловую нагрузку: показывает, что даже грозный правитель должен признавать свои ошибки и уметь просить прощения.
Сказочный падишах с самого начала демонстрирует добрый нрав. Когда неизвестная простая девушка приходит во дворец просить о помощи, он тут же откликается и отправляет слуг вызволить из ямы старших сестёр.
Ещё характерно, что падишах женится не на принцессе, не на знатной красавице, а на простолюдинке, которая, впрочем, обещает родить ему необычных (божественных!) детей с золотыми волосами и серебряными зубами. В статьях о сказке мы подробно разобрали архетип трёх сестёр и их божественный прообраз, поэтому выбор падишаха не удивителен тем, кто в курсе.
Вновь свою доброту он подтверждает, когда селит сестёр жены в хорошем доме, где они живут в полном достатке. Далее, как совершенно доверчивый и простодушный человек, верит в ужасную клевету, что вместо обещанных сына и дочери жена рожает ему серых щенят. Тут перед нами предстаёт более похожий на своих реальных коллег падишах: без суда и следствия он наказывает несчастную женщину и очень жестоко — селит её в убогом шалаше у дороги и велит плевать в нее каждому проходящему мимо. То есть покрывает её вечным позором и унижением.
В финале сказки мы видим два важных урока. Узнав о своей ошибке, о том, насколько несправедливо он поступил, падишах падает на колени, чтобы вымолить прощение. Нам сейчас даже представить невозможно, насколько из ряда вон выходящим был этот поступок. В древние времена воины умирали, но не приклоняли колен. Перед нами первый урок: настоящий мужчина, если действительно виноват, найдёт в себе силы это признать и искренне раскается в содеянном.
Второй урок даёт жена падишаха. Она говорит, что её муж был обманут, поэтому ради детей и мира в семье прощает повелителя. Таким образом, дети, которые слушали эту сказку, понимали, что в семье должны главенствовать любовь, снисхождение, доверие и прощение.
В татарском фольклоре и у других народов много сказок про падишаха. И везде этот персонаж разный.
Например, Зулькарнай из татарской сказки «Рогатый падишах» обладал золотым рогом на лбу. Он тщательно оберегал свою тайну и жестоко убивал каждого, кто о ней узнавал. Лишь одного джигита спас материнский оберег — особые лепёшки.
В татарском фольклоре и у других народов много сказок про падишаха. И везде этот персонаж разный.
Например, Зулькарнай из татарской сказки «Рогатый падишах» обладал золотым рогом на лбу. Он тщательно оберегал свою тайну и жестоко убивал каждого, кто о ней узнавал. Лишь одного джигита спас материнский оберег — особые лепёшки.
В арабской сказке «О гиене» падишах и его сыновья — всеобщие любимчики.
Ещё одна татарская сказка – «Падишах-ткач» и вовсе необычна. Чтобы жениться на крестьянской девушке, повелитель осваивает ремесло и становится лучшим ткачом ковров в государстве. Однажды это спасает ему жизнь — позволяет выбраться из плена на свободу.
Наверное, самый известный сказочный падишах — это Шахрияр из сказок «Тысяча и одна ночь». Грозный повелитель обещал убить дочь своего визиря Шехерезаду, но та сумела тысячу ночей рассказывать ему удивительные истории, которые с рассветом обрывались на самом интересном месте. И желание узнать продолжение останавливало падишаха от жестокого поступка.
У нашего падишаха есть собрат по несчастью — Царь Салтан из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Он точно так же женится на младшей из трёх сестёр, а потом становится жертвой обмана: старшие сёстры наговаривают на царицу, что та родила неведому зверушку. Царь верит и велит кинуть царицу с младенцем в море, запечатанными в бочку.
Что же за напасть такая на государей? Они вроде и добры, и справедливы, но доверчивы. Поэтому окружение их обманывает и творит чёрные дела. Вероятно, так проявляется мечта людей о правителе — отце-защитнике, который заботится о своих подданных и творит добро. А все неприятности — это дело рук нечестивых и приближенных к трону. Они вводят царя в заблуждение и творят зло.
Отметим, что падишах из татарской сказки наказывает старших сестёр за клевету: их казнят, привязав к хвостам лошадей. Русский царь Салтан прощает ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, которые немало натворили зла.
Раз уж мы вспомнили о пушкинском Салтане, нелишним будет упомянуть, что такого имени не существует. А вот созвучие со словом «султан» — очевидно.
Благодаря работам древних художников мы можем получить представление о том, как выглядели восточные правители. Например, сохранилось немало портретов почти всех 36 султанов Османской империи, начиная с XIII века. На них мы видим и бородатых, и безбородых, и совсем молодых, и убелённых сединами падишахов. Они в парадных одеждах, с высокими головными уборами, украшенными драгоценностями и перьями. Многие изображены с оружием, ведь падишахи были могучими и бесстрашными воинами.
Помня о вспыльчивом характере большинства таких правителей, можно предположить, что мастера живописи существенно приукрашивали внешность своих заказчиков — делали их более солидными и привлекательными. Об этом же говорят историки, которые, опираясь на воспоминания современников, делают вывод, что в жизни султаны могли быть гораздо неказистее своих изображений.
С появлением фотографии реалистичность стала нормой. Есть снимки последних султанов, на которых они изображены не в тех пышных одеждах. Чаще падишахи одеты в военную форму и скромный головной убор, поэтому производят более непритязательное впечатление.
Как все царские дети, будущие султаны получали лучшее образование. Они развивали не только таланты фехтования, чтобы выживать на поле боя, но и осваивали науки, философию, искусства. Многие реальные падишахи стали известными композиторами, поэтами, живописцами. Они искусно играли в шахматы, хорошо разбирались в политике и экономике.
Образ восточного властителя получил музыкальное воплощение в симфонической сюите «Шахерезада» русского композитора Римского-Корсакова. Тема султана Шахрияра — мелодия, которая его характеризует, — звучит у медных инструментов в низком регистре, описывая грозного и властного повелителя. На музыку сюиты позже сделали балетную постановку с участием известной династии Лиепа. Вы можете найти её в интернете и посмотреть вместе с ребёнком.
Восточные сказки хороши как основа для создания анимационных фильмов. Экзотика, красота природы тёплых стран, виды одежды богачей и простолюдинов — плодотворная почва для художников-мультипликаторов. Рисованных падишахов много. Например, толстый добряк в белоснежных с золотом одеждах — падишах из сериала «Алладин». Отец принцессы Жасмин выглядит забавно и умилительно.
В советском мультфильме 1954 года «Золотая антилопа» жадный до золота падишах готов пойти на любую подлость, но в итоге становится жертвой своей жадности и гибнет под грудами черепков, в которые превратились монеты. Мультфильм основан на индийских сказках. Здесь падишах тоже в белом, это подчеркивает одновременно власть и богатство султана — только правитель мог позволить себе белоснежную ткань и поддерживать её все время чистой.
Почему падишах отправился в шалаш жены?
Как переводится слово «падишах»?