Сказки татар и по языку, и по сюжетам во многом похожи на сказки других народов. И «Сказка о лисе и Беш-Салкым-бее» – не исключение. Её сюжет выстроен на противостоянии противоположностей (добра и зла) и преодолении героем препятствий: самостоятельно или вместе с помощниками. Герои сказки попадают в новое, прежде запретное или недоступное для них пространство, где их статус меняется.

Животное-помощник

Сюжет сказки о лисе и Беш-Салкым-бее является очень древним. История, в которой бедняк с помощью животного-помощника женится на дочери короля, визиря, хана и другого высокопоставленного лица, встречается в разных частях света.

Главный герой таких сказок – зверь-помощник. В Западной Европе в этой роли чаще всего выступает кот, в Индии – шакал, у славянских или тюркоязычных народов – лиса.
При этом все эти версии объединяет один сюжет: бедняк или спасает животное, или соглашается его не убивать за какую-то провинность (в нашей сказке лис Тильки ворует у чабана виноград). В качестве благодарности животное становится помощником и отправляется свататься к местному правителю, представляя своего хозяина как богатого и знатного человека.
Герой таких сказок, как правило, пассивен: всю работу за него выполняет животное-помощник. 

Как правило, животному-помощнику приходится сражаться с чудовищем или колдуном, хозяином замка или пещеры с сокровищами. Финал классической волшебной сказки? Чаще всего счастливый! Как правило, это женитьба героя на царевне и получение полцарства. 
Обычно сказка заканчивается хорошо: «...жили они долго и счастливо». Но в татарской сказке конец иной: став богачом, герой-бедняк не проходит испытание, проявляя свои наихудшие качества. В итоге он остаётся ни с чем (как в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке», например!). Все его богатства и другие блага исчезают, и герой возвращается к той бедной жизни, какой он жил до этого.

Чудовище-людоед - Змей Аждаха

В каждой волшебной сказке с подобным сюжетом герою противостоит чудовище. В крымско-татарской сказке это змей-людоед Аждаха.

Аждаха – змей или дракон в мифологии иранских, тюркоязычных, южнославянских народов. Его образ восходит к иранскому дракону Аяси-Дахака. По наиболее распространённому мифу, в Аждаху превращается змея, прожившая сто лет.
Аждаха обычно скрывается под землёй в пещерах, где сторожит сокровища. Он наделён сверхъестественной силой и угрожает гибелью всему живущему на земле. Чтобы откупиться от него, на съедение ему регулярно отдают девушку. Аждаху побеждает герой, который спасает очередную жертву и женится на ней.

Наследие зороастризма

Образ Аждахи появился в древнетюркской мифологии в эпоху зороастризма (XV–VI века до нашей эры).

Зороастризм – одна из древнейших религий мира. Это монотеистическая религия Откровения, основанная пророком Заратуштрой (Зороастром). Зороастризм возник в среде народов, живших в северо-восточном Иране и Афганистане. В нём все явления мира представляются в виде борьбы добра со злом – бога добра, света и огня Ахура-Мазды и злого божества Агри-Маинью (Аримана). 

Главной книгой зороастризма является Авеста – сборник священных книг зороастризма (парсизма). Аждаха (Ажи-Дахака, Аяси-Дахака) – один из мифологических персонажей Авесты, злое творение Аримана. Это чудовищный дракон из свиты Аримана, живший в Вавилоне, змеиный царь, трёхглавый огнедышащий змей (аналог нашего Змея Горыныча!).
Ажи-Дахака – один из сильнейших демонических дэвов, злых духов, противостоящих светлым духам – ахурам. В Сасанидскую эпоху (224–651 годы) Аждаха (Заххак) олицетворял врагов иранцев – туров, также относящихся к тюркским племенам.

Интересно, что последователи Зороастра до сих пор проживают в Иране и Индии, а образ Аждахи под разными, часто похожими именами присутствует в мифологии тюркских и иранских народов Среднего Поволжья, Приуралья, Малой и Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири, Северного Кавказа и Крыма. 

Змей Аждаха может иметь несколько голов и крылья. В мифологии татар, азербайджанцев и башкир он имеет связь с водной стихией. Может жить в озере или на острове посреди моря, перемещаться на дождевых облаках. 

Символы инициации в сказке

В татарской сказке Тильки, спасаясь от погони, попадает в страшную чащу и видит там, в камнях, пещеру. Чтобы найти себе убежище, лис пробирается внутрь, оказываясь в огромном подземелье.

Мировая гора

В мифологии подземелье – это, как правило, место под горой. Гора сама по себе – очень важный образ в мифологии самых разных народов. И, конечно же, в первую очередь тех, чья жизнь протекает в горной местности.

Гора в мифологии – один из вариантов трансформации Мирового древа, образа мира и модели Вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства.
Гора находится в центре мира – там, где проходит его ось. Продолжение мировой оси вверх (через вершину горы) указывает положение Полярной звезды. Продолжение мировой оси вниз указывает место, где находится вход в нижний мир, в преисподнюю, то есть в пещеру!
Гора выступает в качестве символа трёх миров, подобно жемчужинам, нанизанным на мировую ось:

  • на вершине Мировой горы находится Мир Богов и светлых духов;
  • под горой (или в её нижней части) – Мир злых духов, подземных чудовищ, драконов, смерти;
  • посередине (на земле) – Человеческий мир. 

Пещера

Оказавшись в подземелье, лис Тильки встречает «огромное чудовище ужасного вида с семью головами, в пастях которых могло поместиться по сорок барашков. Это Аждага – страшный властелин подземного мира, гроза земных царей».

Там, где есть горы, непременно есть и пещеры. Неслучайно культ гор тесно связан и с культом пещер. Причём в качестве духов гор или пещер нередко выступают животные. В нашей сказке таким животным является огромная змея.

Лес, в котором оказывается Тильки, сам по себе очень опасен. Но ещё более опасна пещера, в которой героя ждёт настоящее чудовище. Именно поэтому оба этих места идеально подходят для инициации – ритуальной практики перехода человека на новую ступень развития. Например, юноша становится мужчиной и воином, девушка – женщиной.

У многих древних народов важной частью инициации является змееборчество. В случае нашей сказки это победа над подземным чудовищем. 

Вечная борьба добра и зла в душе человека

В свете мифологических преданий и верований образ животного-помощника можно интерпретировать двояко. С одной стороны, Тильки выступает в качестве шамана, который помогает пройти герою важное испытание – инициацию. То есть лис является посредником между человеком и потусторонним миром.

С другой стороны, Тильки можно представить себе как второе «Я» героя, в котором заключены его лучшие качества.

Пещера – загадочное место, которое необходимо исследовать и извлечь из него пользу. Обычно в сказках в пещере скрыто сокровище, которое должен найти герой. Но там же героя ждёт и чудовище.

Чудовище в пещере – тёмный элемент души, который есть в каждом человеке. Это слепая и невидимая тьма внутри каждого из нас. Тёмный элемент присутствует во многих сказках в виде великана, стража тьмы. Его нужно обмануть, обойти или трансформировать во что-то иное. 
В большинстве сказок герою удаётся пройти это самое сложное испытание в своей жизни. Впрочем, это не мешает ему «сломаться» на, казалось бы, более простом испытании – этическом. Так происходит и с Беш-Салкым-беем: он не проходит испытание на такие человеческие качества, как доброта, честность и порядочность, чувство справедливости и умение быть благодарным.

Читать Смотреть Слушать