Материальное и духовное

Как и в любой другой сказке, в этой истории «зашифровано» несколько скрытых сюжетов, которые имеют мифологические истоки. Попытки раскрыть их могут привести нас к ответам на вопросы, касающиеся сути нашего бытия: о смысле жизни, о пути к счастью, о временном и вечном, о красоте внешней и внутренней.

В сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола» нам встречаются герои двух типов. Первый тип — персонажи, для которых счастье связано с земным, материальным (старшие сёстры, жена Финиста). Второй тип — герои, устремлённые к высокому, духовному (главная героиня, Финист).

Неясно, откуда младшая дочь знает о загадочном пёрышке Финиста, почему она так хочет его получить, чем оно ей дорого. Но мы понимаем, что достать его гораздо труднее, чем самую дорогую материальную вещь. За этим пёрышком стоит судьба девушки, её непростой путь к своему счастью. И так же непрост Финист ясный сокол, союз с которым для героини важнее любых земных благ.

Кто такой Финист ясный сокол?

Даже само это имя указывает на особую таинственную природу и предназначение его обладателя. Как считают исследователи, в нём объединились названия двух разных птиц. Одна из них — мифологическая (Феникс), другая — реальная (сокол).

Феникс — символ вечного обновления и возрождения

Предполагается, что Финист — это искажённое название одной из самых легендарных птиц, известной в мифологии разных народов.

Легенда о священной птице, которая постоянно умирает и возрождается, зародилась ещё в Древнем Египте. Египтяне называли её Вену (Бенху, Бенну), древние греки — Фениксом.

В Средние века легенда о Фениксе была известна в Индии, Китае и некоторых других странах. На Русь она пришла около XIII века, когда повествования об этой чудесной птице были переведены с греческого на славянский.

Вероятно, пришедший из иноязычной культуры образ Феникса наложился на образ другой птицы — русского сокола. А непонятное русскому слуху название зазвучало на иной, более привычный лад, став собственным именем персонажа.

Сокол как воплощение небесных стихий

Эта птица пользовалась на Руси особенным почётом, по праву войдя в русские песни, сказки и обрядовые тексты. Образ сокола очень ярко представлен в русской традиции. «Млад — ясен сокол», «соколик» — так ласково звали и саму птицу, и отличающихся особой статью, красотой и силой добрых молодцев. Иногда с соколами сравнивали казаков.

Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения. Соколиными называли зоркие глаза. Говорили: «От соколиного глаза никуда не укроешься!».

Образ сокола-жениха был типичен для русского свадебного фольклора. Герои русских сказок могли обращаться в соколов, чтобы мгновенно преодолевать немыслимые расстояния, внезапно бить по врагу, а потом во всем великолепии представать перед красной девицей. Поэтический образ сокола проходит через «Слово о полку Игореве».

Сокол был изображен на гербах многих русских городов и княжеских родов. Из новгородских былин известен тип древнего русского корабля – «сокол». 
Образ сокола у восточных славян обладает сложной символикой. В нём есть мифологические признаки, связывающие его с языческими божествами.

Интересно, что западные славяне называли сокола-балобана «рарог». Рарог — известный персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. И одним из олицетворений Рарога был сокол. Кстати, созвучное имя было у древнерусского бога огня — Сварога.
Сокол считался воплощением небесных стихий. В нём видели птицу молнии и небесного огня, которая умирает или засыпает на зиму, чтобы потом вновь вернуться к жизни весной. Так и герой нашей сказки просыпается от долгого сна после того, как на его плечо падает горячая слеза возлюбленной: тепло весны развеивает чары зимы, пробуждая всё живое на земле...

Огненная птица — пламенная душа

Стихия огня в мифологии играет двоякую роль: она может быть как очищающей, целительной, так и гибельной, разрушительной. Она часто ассоциируется с домашним очагом и семьёй, а иногда предстаёт как начало, объединяющее мир богов и людей.

Огонь обычно ассоциируется с мужским, лёгким, духовным началом. Но в сказке о Финисте ясном соколе мы видим этот образ в перевёрнутом виде.

В начале сказки Финист представляется как гость из чуждого мира. Он пытается прорваться в наш мир, стать здесь «своим», но это ему не удаётся до тех пор, пока эту дорогу ему не пробивает его суженая. Именно она как бы перенимает, временно берёт на себя благородный и высокий образ огненной птицы. Именно её внутренняя сила, её пламенный дух, её подвиг во имя любви позволяют Финисту перейти границу двух миров.

Эта птица пользовалась на Руси особенным почётом, по праву войдя в русские песни, сказки и обрядовые тексты. Образ сокола очень ярко представлен в русской традиции. «Млад — ясен сокол», «соколик» — так ласково звали и саму птицу, и отличающихся особой статью, красотой и силой добрых молодцев. Иногда с соколами сравнивали казаков.

Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения. Соколиными называли зоркие глаза. Говорили: «От соколиного глаза никуда не укроешься!».

Образ сокола-жениха был типичен для русского свадебного фольклора. Герои русских сказок могли обращаться в соколов, чтобы мгновенно преодолевать немыслимые расстояния, внезапно бить по врагу, а потом во всем великолепии представать перед красной девицей. Поэтический образ сокола проходит через «Слово о полку Игореве».

Сокол был изображен на гербах многих русских городов и княжеских родов. Из новгородских былин известен тип древнего русского корабля – «сокол». 

Образ сокола у восточных славян обладает сложной символикой. В нём есть мифологические признаки, связывающие его с языческими божествами.

Интересно, что западные славяне называли сокола-балобана «рарог». Рарог — известный персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. И одним из олицетворений Рарога был сокол. Кстати, созвучное имя было у древнерусского бога огня — Сварога.

Сокол считался воплощением небесных стихий. В нём видели птицу молнии и небесного огня, которая умирает или засыпает на зиму, чтобы потом вновь вернуться к жизни весной. Так и герой нашей сказки просыпается от долгого сна после того, как на его плечо падает горячая слеза возлюбленной: тепло весны развеивает чары зимы, пробуждая всё живое на земле...

Странствия души

Можно предположить, что стремление героини к обладанию заветным пёрышком Финиста выражает собой извечную тягу человеческой души к абсолютному, духовному. Об этом же, как мы помним, повествует и схожий по сюжету миф об Амуре и Психее.

Само получение пёрышка (а с ним и Финиста!) не требует от героини никаких особых усилий. Его можно купить, и даже цена его указана — тысяча рублей. Немало по тем временам. Но мы же знаем: любовь купить нельзя!

То, что легко даётся, то легко и теряется. И здесь образ лёгкого, почти невесомого перышка подобран как нельзя лучше. Было пёрышко в руках, был Финист рядом, а потом — раз, будто ветром с руки сдуло...

То, что легко теряется, очень трудно вернуть. Чтобы вернуть любовь, героине нужно проложить путь в чуждый ей мир — в Тридесятое царство. Этот путь долог, не прост и полон испытаний. Чтобы пройти его, нужно износить три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры.

Почему Финист женился на другой

Владимир Пропп отмечает, что сказка о Финисте входит в число тех, герой которых был женат дважды — вольно и невольно. По его мнению, дело в том, что в древности у многих племён, кроме постоянного взрослого брака, бывал ещё и первый (временный) брак. Он был частью обряда посвящения и не заканчивался рождением детей. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке о Финисте ясном соколе.

С этим же обрядом, вероятно, связана и забывчивость Финиста, который не узнаёт свою возлюбленную, пришедшую в Тридесятое (иное) царство. По мнению некоторых исследователей, такое забытье рассматривается как потеря памяти при переходе из царства живых в царство мёртвых. И наоборот.

Чтобы вернуть память любимому, сказка предлагает два вернейших «магических» средства — поцелуй и слёзы. Всё это – знаки настоящей любви. Любви пламенной, горячей, которая одна только и способна уничтожить злые чары.

Так очищенная любовью душа пробуждается от забытья. Пробудившись, Финист готов идти в мир своей возлюбленной. И только теперь становится возможным долгожданный сказочный финал: «Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая! И стали они жить-поживать да добра наживать...».
 

За тридевять земель, в Тридесятое царство

То самое Тридесятое царство — это, по сути, мир иной, который соседствует с нашим миром. В этом пространственном сказочном образе отразилась мифологическая модель мира, в которой присутствуют разные уровни бытия.

Земной мир людей противопоставлен небесному миру богов и духов, а также – миру загробному, преисподней. Все сферы мироздания объединяет универсальный символ — Мировое древо. Перемещения из одного мира в другой лежат в основе многих мифологических сюжетов. Отражаются они и в сказках.

Известный советский учёный-фольклорист Владимир Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» указывал, что описанные в сказках дорожные атрибуты (сапоги, посохи, хлеб) — это предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в мир иной. А железными они стали позже, символизируя очень долгий и непростой путь.

Иными словами, Тридесятое царство, куда отправилась наша героиня, — это мир мёртвых. Отправляясь туда, девушка сама как бы умирает. Мифологически такое путешествие связано с обрядом инициации — посвящения во взрослые: чтобы родиться для новой жизни, надо умереть для старой. 
 

Преображение

Можно предположить, что стремление героини к обладанию заветным пёрышком Финиста выражает собой извечную тягу человеческой души к абсолютному, духовному. Об этом же, как мы помним, повествует и схожий по сюжету миф об Амуре и Психее.

Само получение пёрышка (а с ним и Финиста!) не требует от героини никаких особых усилий. Его можно купить, и даже цена его указана — тысяча рублей. Немало по тем временам. Но мы же знаем: любовь купить нельзя!

То, что легко даётся, то легко и теряется. И здесь образ лёгкого, почти невесомого перышка подобран как нельзя лучше. Было пёрышко в руках, был Финист рядом, а потом — раз, будто ветром с руки сдуло...

То, что легко теряется, очень трудно вернуть. Чтобы вернуть любовь, героине нужно проложить путь в чуждый ей мир — в Тридесятое царство. Этот путь долог, не прост и полон испытаний. Чтобы пройти его, нужно износить три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры.

Читать Слушать