Стихия огня в мифологии играет двоякую роль: она может быть как очищающей, целительной, так и гибельной, разрушительной. Она часто ассоциируется с домашним очагом и семьёй, а иногда предстаёт как начало, объединяющее мир богов и людей.
Огонь обычно ассоциируется с мужским, лёгким, духовным началом. Но в сказке о Финисте ясном соколе мы видим этот образ в перевёрнутом виде.
В начале сказки Финист представляется как гость из чуждого мира. Он пытается прорваться в наш мир, стать здесь «своим», но это ему не удаётся до тех пор, пока эту дорогу ему не пробивает его суженая. Именно она как бы перенимает, временно берёт на себя благородный и высокий образ огненной птицы. Именно её внутренняя сила, её пламенный дух, её подвиг во имя любви позволяют Финисту перейти границу двух миров.
Эта птица пользовалась на Руси особенным почётом, по праву войдя в русские песни, сказки и обрядовые тексты. Образ сокола очень ярко представлен в русской традиции. «Млад — ясен сокол», «соколик» — так ласково звали и саму птицу, и отличающихся особой статью, красотой и силой добрых молодцев. Иногда с соколами сравнивали казаков.
Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения. Соколиными называли зоркие глаза. Говорили: «От соколиного глаза никуда не укроешься!».
Образ сокола-жениха был типичен для русского свадебного фольклора. Герои русских сказок могли обращаться в соколов, чтобы мгновенно преодолевать немыслимые расстояния, внезапно бить по врагу, а потом во всем великолепии представать перед красной девицей. Поэтический образ сокола проходит через «Слово о полку Игореве».
Сокол был изображен на гербах многих русских городов и княжеских родов. Из новгородских былин известен тип древнего русского корабля – «сокол».
Образ сокола у восточных славян обладает сложной символикой. В нём есть мифологические признаки, связывающие его с языческими божествами.
Интересно, что западные славяне называли сокола-балобана «рарог». Рарог — известный персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. И одним из олицетворений Рарога был сокол. Кстати, созвучное имя было у древнерусского бога огня — Сварога.
Сокол считался воплощением небесных стихий. В нём видели птицу молнии и небесного огня, которая умирает или засыпает на зиму, чтобы потом вновь вернуться к жизни весной. Так и герой нашей сказки просыпается от долгого сна после того, как на его плечо падает горячая слеза возлюбленной: тепло весны развеивает чары зимы, пробуждая всё живое на земле...
Странствия души
Можно предположить, что стремление героини к обладанию заветным пёрышком Финиста выражает собой извечную тягу человеческой души к абсолютному, духовному. Об этом же, как мы помним, повествует и схожий по сюжету миф об Амуре и Психее.
Само получение пёрышка (а с ним и Финиста!) не требует от героини никаких особых усилий. Его можно купить, и даже цена его указана — тысяча рублей. Немало по тем временам. Но мы же знаем: любовь купить нельзя!
То, что легко даётся, то легко и теряется. И здесь образ лёгкого, почти невесомого перышка подобран как нельзя лучше. Было пёрышко в руках, был Финист рядом, а потом — раз, будто ветром с руки сдуло...
То, что легко теряется, очень трудно вернуть. Чтобы вернуть любовь, героине нужно проложить путь в чуждый ей мир — в Тридесятое царство. Этот путь долог, не прост и полон испытаний. Чтобы пройти его, нужно износить три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры.