Убыр-ведьма

Ни одна сказка не существует сама по себе, в отрыве от мифологических, культурных традиций того или иного народа. При этом слой культурно обусловленных элементов достаточно часто можно отделить от элементов, общих для сказок вообще — например, от структуры повествования, сказочной фабулы и т.п. Таким образом, рассматривая татарскую сказку «Падчерица», мы можем выделить как особенности конкретно татарского фольклора, так и особенности сказки как жанра вообще, в том числе в её связи с мифами.

В сказке «Падчерица» важную роль играет убыр-ведьма. Она испытывает героиню и её названую сестру и по итогам испытаний либо одаривает, либо наказывает персонажей. Но что же это за убыр? Само слово «убыр» является родственным со знакомым нам всем словом «упырь». В татарском фольклоре убыр — это злой дух, в которого обращаются души самоубийц или тех, кто был неправильно захоронен. Этот злой дух потом заменяет души колдунам и людям, которые нарушили определенные запреты-табу. Убыр может наводить порчу, вызвать падёж скота, убивать или ранить людей. Как уже отмечалось, он существует в теле колдуна, но может и покидать его, действовать самостоятельно; тогда он предстаёт перед людьми в виде огненного шара. Чтобы пережить встречу с убыром, надо помолиться, расстегнув верхние пуговицы одежды или начертать вокруг себя охранный, «обережный» круг. Однако стоит отметить, что в нашей сказке образ убыр-ведьмы далеко не так страшен и кровожаден, хотя старуха-ведьма и похожа на Бабу-ягу из русских сказок. Можно предположить, что в этом случае произошло смягчение мифологического образа убыра — возможно даже под влиянием русского фольклора. Тем не менее, наказание для названой сестры главной героини всё же остаётся достаточно жестоким: сундук со змеями, которые становятся причиной её смерти.

 

Змея

Образ змеи очень часто встречается в мифологии разных народов. Здесь можно вспомнить, например, Ёрмунганда — змея из скандинавской мифологии, который во время последней битвы богов и чудовищ, знаменующей конец света, отравит небо. Уроборос, свернувшийся в кольцо змей, который кусает собственный хвост, и вовсе считается одним из древнейших символов, существующих в человеческой культуре. Интерпретации этого символа разнятся. Чаще всего его связывают с цикличностью жизни: постоянным перерождением и следующей за ним гибелью. Иногда уроборос символизирует вечность, бесконечность. Средневековые алхимики видели в уроборосе отображение алхимического процесса преображения «неблагородных» элементов в золото. Так или иначе, змея становится символом судьбы и отождествляется с жизнью и смертью. Это отражено и в нашей сказке: именно змеи выползают из чёрного сундучка и насмерть жалят названую сестру главной героини.

Сундук

Змеи выползают из сундука, подаренного старухой-ведьмой, но также из сундука — пусть и другого цвета — главная героиня сказки достаёт драгоценные камни, золото и серебро. Наша сказка конечно же не единственный пример, когда простые смертные получают дары от более могущественных сил — такие дары, которые могут обернуться и благословением, и проклятием. Так, ещё в «Илиаде» Гомера есть описание двух сосудов, которыми обладает Зевс: один сосуд наполнен счастьем, другой — несчастьем. Зевс волен чередовать свои дары — или отправлять смертным что-то одно. Широко известен древнегреческий миф о ящике Пандоры. Пандора, первая женщина, созданная Зевсом, из любопытства открыла ящик (или сосуд), посланный богами. Боги запретили открывать этот сосуд, но запрет был нарушен, и из ящика в мир людей вырвались беды и несчастья.

А вот тот факт, что сундучок, подаренный честной и доброй падчерице, зелёного цвета тоже не случаен и связан с исламским влиянием, испытанным татарским народом. В исламе зелёный цвет считается священным. Для татар, являющихся мусульманами, зелёный цвет олицетворяет красоту природы, рай и цвет райских одежд, а также саму жизнь. В современном Татарстане, особенно в сёлах, зелёного цвета очень много — он и во внешнем оформлении домов, и в интерьерах, и на флаге самой республики!

Запрет

Запреты и табу очень широко отображены в мифах и сказках. Здесь можно вспомнить табу на произнесение тех или иных слов, которые могут, например, призвать злых духов, и то, как из таких табу появляется жанр загадок (когда люди начинают использовать иносказания, чтобы избежать необходимости произнести запретное слово). Можно вспомнить и запрет на совершение определённых действий. Очень часто подобные табу связываются с дорогой, путешествием куда-либо: например, во время путешествия нельзя оборачиваться. Так, Орфей, возвращаясь из царства мёртвых вместе с возлюбленной Эвридикой, не должен был оглядываться назад. А когда он всё же обернулся, её тень навсегда была отброшена в царство мёртвых. Подобный запрет нарушался и в Библии: жена Лота оглянулась на уничтожаемые Содом и Гоморру и обратилась в соляной столп. В традиционной культуре как русских, так и татар существовал запрет для невесты оборачиваться в то время, пока её вели к дому жениха, считалось, что это повлечёт несчастье. Невеста на свадьбе считалась особенно уязвимой для воздействия потусторонних сил, ведь свадьба —это особый обряд, относящийся к так называемым обрядам перехода, когда человек меняет статус (девушка становится женщиной, хозяйкой, переходит в другую социальную группу). Получается, что обряд перехода — это символическое путешествие, и в нём, как и во время пребывания в обычной дороге, вне дома, особенно важно соблюдать запреты. В нашей сказке героине запрещено открывать сундук до того, как она доберётся до дома — и это тоже табу, связанное с путешествием.

Дом

Далёкое путешествие всегда опасно. Зачастую такое путешествие, и вообще путь, отождествлялось с прохождением душой умершего по пути в загробный мир. Дорога — пространство, в котором с человеком может произойти всё что угодно. Все главные герои волшебных сказок всегда по какой-либо причине отправляются в путь, что и становится началом сказки. В пути они встречают волшебных помощников, в пути сталкиваются с различными испытаниями. Дом, напротив, символизирует порядок, установленный образ жизни. Из дома герой выходит и домой же возвращается; дом — родное место, пристанище и кров, это пространство безопасное, в отличие от дороги. Как в сказках, так и в реальной жизни дом (и порядок) противопоставляется внешнему миру — хаосу, который царит снаружи. Порог дома разделяет мир на здесь и там, на своё и чужое. Поэтому героиня нашей сказки должна открыть сундучок только по прибытии домой: лишь тогда она сможет обрести для себя богатство. Помимо собственно родного дома, сказка знает ещё и малые избушки, места испытаний героев, обретения ими волшебных помощников. Таковы избушки Бабы-яги или — в нашей сказке — избушка убыр-ведьмы.

Читать Смотреть Слушать