Сюжет

В этой сказке соединяются сразу два самостоятельных сказочных сюжета. Объединение нескольких сюжетов в одной сказе характерно для карельской фольклорной традиции.

Первая сюжетная линия связана с необычайной силой героя, которая объясняется его чудесным происхождением — из ольховой (иногда осиновой) чурки, которую бездетные старики баюкали до тех пор, пока она не превратилась в ребёнка. Вариацией той же темы является сюжет о сыне-медведе, которого старик-отец приводит домой из леса. У карелов, как, впрочем, и у большинства других народов, бездетность традиционно считалась тяжёлым несчастьем. В сказке бездетной семье помогают силы природы, которые символизируют как божественное начало, так и духов прародителей. Этот сюжет характерен именно для карельских сказок, в северорусском фольклоре, он тоже встречается, но значительно реже.

Герой не может найти применения свой чудесной силе в обычной жизни и вынужден отправиться на поиски себе подобных, чтобы вместе наказывать зло и творить добро (герои убивают злого колдуна, спасают царевну).

Вторая сюжетная линия связана с многоголовыми змеями и змееборчеством. Она призвана подчеркнуть идею о том, что способности героя достойно раскрываются лишь тогда, когда он совершает поистине богатырские подвиги. Введение этой линии обогащает сказочную композицию, позволяет нарисовать образ героя более ярко, показывая его противостояние со всё большим числом всё более сильных противников. При этом сюжет о змеях является вполне самостоятельным: он встречается, например, в карельских сказках «Многоголовые змеи» и «Кошачий сын и Елена-прекрасная девушка», а также явным образом перекликается с русскими сказками о богатырях.

Взрослый ребёнок: почему сказочные дети с рождения умеют ходить и говорить

По мнению выдающегося филолога и фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, мотив создания ребёнка из куска дерева восходит к мифам о создании первых людей. Такой герой сразу, лишь только появившись, может говорить и вставать на ноги, либо (в некоторых вариантах сказки) за несколько дней превращается из младенца в юношу. Здесь скрыты представления о реинкарнации — повторном рождении души, которая возвращается из мира умерших. Поэтому Ольховая Чурка появляется на свет уже взрослым, наделённым богатырской силой, как будущий герой — избавитель людей от бед. Это роднит Ольховую Чурку с героем сказки «Многоголовые змеи» Эйрикки, мать которого «рожает каждый день по ребёнку», и который сразу после рождения сбегает из дома. В сказке «Кошачий сын и Елена-прекрасная девушка» только родившиеся сыновья (женщины, собаки и кошки) тоже «растут несколько дней», после чего отправляются посмотреть мир. Вполне возможно, что сходство чудесных детей из разных сказок, со временем, и подтолкнуло сказочников к тому, чтобы объединить эти сюжеты.

Сила и способности героя проявляются в полной мере только тогда, когда он начинает следовать своему предназначению — то есть отправляется на подвиги. В решении повседневных бытовых вопросов его сила помочь не может, наоборот причиняет вред. Так, в одном из вариантов сказки Ольховая Чурка пытается вскопать поле, но слишком глубоко всаживает соху и в итоге до смерти загоняет лошадь. Здесь он демонстрирует умения и разум ребёнка, каковым отчасти и является. Таковы и его спутники, которые не знают, куда приложить свои силы, и заняты бессмысленными делами — один вырывает с корнем деревья, а другой дробит скалы.

Змеи похищают небесные светила

Образ змея как враждебного человеку могущественного существа, обитающего на границе миров (море и река традиционно выступают в роли границы между миром людей и потусторонним, подземным или водным миром) распространён как в карельской, так и в русской сказочных традициях. А вот древний мотив похищения змеем небесных светил встречается в сказках крайне редко и, по мнению исследователей, восходит к мифам о сотворении мира.

Этот сюжет присутствует в карельских и ингерманландских рунах — древнейших фольклорных произведениях карел, которые в стихотворной форме рассказывают о создании мира, о различных обрядах, о противостоянии героев тёмным силам. В ингерманландской сказке о возникновении Ингрии (так назвалась земля на побережье Балтийского моря, граничащая с Карелией) похищенные светила возвращает людям девушка по имени Пайвики.

Ольховая Чурка вместе со своими спутниками отправляется добывать солнце, месяц и зарю, чтобы вернуть их людям. Бескорыстный характер этого поступка подчеркивается отказом богатырей от награды — женитьбы на спасённых царевнах и от половины царства. Выполнив своё предназначение, они отправляются домой.

Во второй раз спасённые небесные светила появляются в конце сказки, когда мать Ольховой Чурки обращается к ним с вопросом о судьбе своего сына, она спрашивает утреннюю зарю, месяц и, наконец, солнце, где её сын, и солнце помогает ей найти погибшего богатыря. Таким образом, реализуется еще один фундаментальный принцип построения сказочного сюжета — воздаяние добром за добро. 

Карельская Баба-яга

Обычно сказки о борьбе со змеем заканчиваются тем, что герой убивает змея и освобождает девушку (царевну), с которой вступает в брак. Но в данном случае классический ход событий нарушен — Ольховая Чурка и его спутники совершают подвиги не ради царевен. Царевны исчезают из повествования, и это даёт рассказчику возможность ввести в сказку ещё одну сюжетную линию. Герой знает, что тёмные силы не отступают просто так, ему предстоит противостояние с родственниками поверженных врагов. В некоторых сказках это отец или жена (жёны) убитых змеев.

Однако в сказке «Ольховая Чурка» в этой роли выступает лесная колдунья Сюоятар — сквозной персонаж множества карельских сказок, являющийся олицетворением тёмных, враждебных людям сил и имеющий много общего с Бабой-ягой русских сказок. В карельском фольклоре есть упоминания о том, что змея родилась от слюны Сюоятар, а в некоторых заговорах Сюоятар отождествляется со змеем-драконом. Поэтому в сказке она вполне оправданно становится матерью убитых змеев. В итоге, главный герой принимает на себя месть Сюоятар, тем самым отведя её от своих спутников.

Предназначение героя

Хотя в конце повествования Ольховая Чурка оживает благодаря слезам матери, которые здесь выступают в качестве живой воды, дальнейшая его судьба остаётся неопределённой. Герой рождается (или заново воплощается) на земле с определенной целью — защитить людей от тёмных сил, поэтому обычная человеческая жизнь не для него. Выполнив предназначение, он то ли возвращается до поры в дом родителей, то ли отправляется на новые подвиги. В Северной Карелии исследователи встречали характерные для финской сказочной традиции концовки этого сюжета, когда герой уходит навсегда или погибает на войне. И это, возможно, главная особенность этой сказки.

Читать Смотреть Слушать