Кощей Бессмертный

Может показаться, что сказка — это просто рассказ о каких-то приключениях, сложных испытаниях и волшебстве. Однако на самом деле каждая сказка является гораздо более глубоким произведением: она отражает обычаи, обряды, представления о мире, существовавшие в обществе, хранит связь с мифами. Сказка «Кощей Бессмертный» — не исключение.

Образ главного злодея из этой сказки — Кощея Бессмертного — наверное, знаком каждому. Но какова же роль, функция этого персонажа в фольклоре? Исследователи отмечают, что одно из значений слова «кощей» — тощий, зачастую скупой человек (отсюда пушкинское «там царь Кащей над златом чахнет»), а также то, что это прозвище связано со словом «кость». Последнее обстоятельство подчеркивает связь персонажа с загробным миром; считается, что Кощей — его повелитель. В этом заключается сходство между Кощеем и сказочным змеем; действительно, во многих сюжетах одинаковые функции (власть над миром мёртвых, похищение женщин) могут выполняться как змеем, так и Кощеем. Что же касается бессмертия этого героя, то он всё же вполне смертен: однако смерть его кроется в нескольких волшебных предметах, среди которых яйцо или игла (разные варианты сказки говорят то об одном, то о другом). Во многих мифах яйцо, разбиваясь, даёт начало какой-либо творческой силе — богу, человеческому роду, вселенной — или же наоборот — силе разрушения, смерти. Игла тоже была магическим предметом: она одновременно являлась и оберегом, и орудием порчи. Поэтому неслучайно то, что смерть Кощея спрятана именно в этих предметах.

Загробный мир

Итак, что же это за загробный мир, повелителем которого является Кощей Бессмертный? Царство мёртвых играет огромною роль в сказках. На деле это царство далеко не так страшно, как может показаться. Обычно с «тем, потусторонним миром» связаны обряды посвящения: герой, отправляющийся в эту страну, получает власть над животными, над жизнью и смертью, болезнью и исцелением. «Тот» мир зачастую идеализируется; это такое место, в котором всегда есть дичь, на которую можно охотиться, мир, в котором охотник никогда не потерпит неудачи. Оттуда, из «того» мира, с «той стороны» герой приносит и разнообразные волшебные предметы: молодильные яблоки, живую и мёртвую воду. В нашей сказке из загробного мира Иван-царевич получает богатырского коня — ту самую власть над животными. Однако стоит помнить, что дорога в «тот мир» и обратно — трудна и сопряжена со многими опасностями. Только справившись со всеми испытаниями, возникшими на пути, герой может доказать, что он достоин награды.

Похищенная царевна

Царство Кощея мы описали. Теперь можно перейти к функции этого героя. Мы уже упомянули, что одна из задач как Кощея, так и змея — это похищение женщины. Но что кроется за этим сказочным мотивом? Необходимо отметить, что царевна, как в этой сказке, так и в других, лишена каких-то конкретных описаний внешности или личных качеств. Её роль определяется в первую очередь ходом действия самой сказки. В «Кощее Бессмертном» царевна относится к тому типу героинь, которых называют «кроткая невеста»: герой освобождает её от змея, и она становится невестой героя. Тем не менее, и сама царевна влияет на ход сказки: прежде чем вступить в брак, она подвергает героя различным испытаниям. В нашей сказке царевна, когда её похищают старшие братья Ивана-царевича, удерживает их от брака тем, что ставит сложные задачи: достать определённый перстень и платье. Это удаётся только Ивану, и тем самым он доказывает, что именно он (а не его старший брат) является истинным женихом. Вообще мотив узнавания суженного — или суженной — очень распространён в сказках; иногда узнать настоящую невесту приходится уже Ивану-царевичу.

Магия

Иван-царевич полагается не только на собственные силы и помощников, но и на магию. Прежде чем продолжить путь в одиночку, Иван-царевич оставляет братьям стакан со своей кровью, которая должна почернеть, если с ним что-то случится. В этом можно увидеть одну из древнейших форм колдовства — симпатическую магию. Такое колдовство заключается в том, что предметы, похожие по внешнему виду или находившиеся в непосредственном контакте, могут образовать магическую связь. В нашей сказке кровь Ивана как бы становится его подобием, даже на расстоянии отражает его состояние. Такая магия часто упоминается в сказках, но не всегда связана непосредственно с кровью. Иногда герой оставляет своим братьям какую-то личную вещь — например, полотенце или платок — или горящую свечу. Если герою угрожает опасность, свеча догорает, а с полотенца начинает течь кровь.

Великое наследие

Как видим, сказка связана с различными особенностями общественного устройства. Так, обряд посвящения или его отдельные этапы играют огромную роль почти во всех волшебных сказках. Очень важны и элементы, связанные с представлениями о загробном мире. Таким образом, в каждой волшебной сказке можно выделить фрагменты, восходящие к мифу, к обычаям общества, в котором сказка возникла. Но некоторые фрагменты и образы такой связи не обнаруживают: невозможно их объяснить просто существовавшим когда-то обрядом или обычаем. Здесь мы сталкиваемся с какими-то особенностями мышления, которые были присущи людям в древности; образ, значимый для человека столетия назад, может ничего не говорить нам сегодня — или говорить что-то, совершенно не связанное с первоначальным значением. Читая сказки, мы можем коснуться этого древнего знания. Таким образом, сказка становится не только поучительной или интересной приключенческой историей, но и связующим звеном, мостом, протянутым над бездной столетий между поколениями; мостом между тем и нашим миром.

 

Читать Смотреть Слушать