Как устроена сказка

Сюжет сказки «Как крестьянский сын за Солнце работал» кажется достаточно простым: главному герою не хватает счастья, он отправляется на его поиски и в итоге обретает желаемое. И даже испытания на его пути кажутся сравнительно простыми: никаких отрубленных голов, купаний в кипящем молоке и рискованных поручений. Но в этой довольно простой истории можно узнать многое о самом чувашском народе: его верованиях, культуре, обычаях.

Главным героем чувашских сказок часто становится крестьянский сын, что характерно для фольклора оседлых народов, живущих земледелием. В образе этого героя собраны те качества, которые ценят простые люди, а жизнь его до поры до времени ничем не отличается от жизни обычного человека. Наш молодец сталкивается с бедами, горестями и несправедливостью судьбы. Но он никогда не унывает, продолжает трудиться, искать правду и счастье. И в итоге даже боги уступают ему!

Крестьянский сын, с одной стороны, действует и живет, как обычный герой волшебной сказки:

  • отправляется на поиски счастья;

  • проявляя свой ум, настойчивость и честность, узнаёт секрет исцеления царской дочери;

  • получает награду – царевну в жёны.

А с другой стороны, его образ напоминает образ героя-богатыря, вобравшего в себя лучшие качества народа:

  • крестьянский сын не отличается от дневного светила, работая за него (приём сравнения с природой обычно используется для создания образа героя народного эпоса);

  • конь, на котором он объезжает небо, имеет выраженные черты богатырского коня-помощника: его не надо погонять (сам знает своё дело!), но нужно кормить и заботиться о нём, как о боевом товарище (больше, чем о себе!);

  • в конце сказки подчеркивается умение крестьянского сына сладить с любым делом: и с работой Солнца управился, и с царскими обязанностями.

В богатырях-землепашцах отражается любовь и уважение народа к земледелию. Человек, живущий таким трудом, обладает рядом качеств, с которыми всё ему будет под силу: и врага победить, и страной править. Всё, с чем столкнётся, одолеть сможет!

Представление о мироустройстве через сказку

Боги, с которыми сталкивается крестьянский сын, приоткрывают завесу представлений о мироустройстве чувашского народа. Согласно чувашской мифологии мир делится на три части:

  • верхний (мир добрых богов);

  • средний (мир человека);

  • нижний (мир злых богов).

В сказке «Как крестьянский сын за Солнце работал» смерти жён и мор скота – ущерб, нанесённый злыми богами. Но сами духи не упоминаются. Главный герой общается только с богами верхнего мира: Солнцем, Пихамбаром, Пюлехсе и Торой.

Попасть в верхний мир обычному человеку не удастся – нужен проводник. В русских сказках такую роль часто выполняет выданный герою волшебный клубок. Здесь дорогу крестьянскому сыну указывает сестра Солнца, отмечая путь с помощью липового лубка. Но никакой волшебный предмет или помощник не смогут справиться с такой задачей вместо героя. Настойчивость и уверенность в своей правоте помогают герою пройти долгий путь в семь лет к дому Солнца. 

Боги

Солнце

В чувашской мифологии Солнце – это начало самой жизни, символ верховного бога Торы. Но в сказке «Как крестьянский сын за Солнце работал» оно становится отдельным героем со своей биографией. Дневное светило живет где-то далеко-далеко со старой матерью и тремя сёстрами. Оно всё видит, его не проведёшь (девушкам не удаётся скрыть от брата гостя). Солнце может быть вспыльчивым и жестоким, но к главному герою проникается симпатией и даже доверяет ему свою важную работу. И устаёт оно совсем как обычный человек!

Пихамбар

Один из наиболее почитаемых богов чувашей. Часто упоминается в сказках и сказаниях. А ещё его можно встретить в древнеиранских легендах, что подтверждает персидское влияние на народы Восточной Сибири. Ему молились для хорошего урожая, просили благословить скот. Считается, что Пихамбар раздаёт добрые качества новорожденным и выполняет поручения Торы.

Пюлехсе

Также ближайший помощник Торы. Ему молились о защите от стихийных бедствий, от злых духов, просили о благополучии в семье и здоровье детей. Через него Тора распределяет судьбы людей. Поэтому Пюлехсе часто называют богом человеческой судьбы. Именно он придумывает, как исправить судьбу крестьянского сына.

Тора (или Тура)

Верховный бог у чувашей. Но в сказке он не выглядит мудрым. Именно Тора предлагает крестьянскому сыну стать вором, чтобы быстро разбогатеть, а потом сам же возмущается, когда тот совершает первую кражу у него.

Боги угощают крестьянского сына в наряде Солнца сытой. Это древний ритуальный напиток чувашей. Представляет он из себя разведенный с водой в определенных пропорциях мед. При этом по законам гостеприимства полагается показать свою скромность, о чем и просит героя Солнце.

Отражение быта чувашей

В сказке можно найти подробности уклада жизни чувашского народа. Например, вопрос семьи. В сказке главному герою сватали хороших невест с богатым приданым. Приданое – обязательная часть ритуала сватовства и у славян. А вот количество браков у крестьянского сына очень необычно для русского фольклора. Действительно, в русских сказках если герой и женится повторно, то это обычно приносит беды ему и его близким. Здесь же восьмой брак оборачивается благом, заслуженной наградой крестьянского сына. И в этом отражаются различия в культуре разных народов. По предписанию православной церкви (а славянская культура  пропитана православием) вступать в брак более трех раз было нельзя. В период, когда записывались сказки, чуваши тоже уже были православными. Но новая религия не так сильно повлияла на обычаи и культуру. По брачному праву  чувашей ограничений в количестве браков за жизнь не было. Если супруг или супруга умирали, то вдовец или вдова могли снова жениться или выходить замуж столько раз, сколько потребуется для счастливой семейной жизни.

Скрытые смыслы

Сказка «Как крестьянский сын за Солнце работал» жизнеутверждающая: у каждого человека есть право на счастье! А если вдруг счастье куда-то запропастилось, стоит просто приложить усилия и разыскать его.

Интересно, что у героя в сказке нет врага. Его беды представлены не как чьи-то козни, а просто как стечение обстоятельств. И на самом деле: мир полон удивительных вещей, и всё в нём готово помочь восстановить справедливость.

Читать Смотреть Слушать