Образ Ильи Муромца — былинный и сказочный

А что мы вообще знаем об Илье Муромце? Существовал ли он на самом деле, и что означают его подвиги, описанные в сказке? Раскрыть эту примечательную личность нам поможет сравнение былинных и сказочных образов русского эпоса.

Илья Муромец — это русский богатырь, родом из города Мурома, села Карачарова, который родился в крестьянской семье и тридцать лет просидел сиднем на печи, пока его не исцелили нищие странники (в других вариантах старцы или калики перехожие).

Обретя богатырскую силу, Илья Муромец помогает родителям расчистить поле под пашню, с корнем вырывая деревья из земли, а затем отправляется в стольный град Киев к князю Владимиру. По дороге он спасает город Чернигов от осаждающего его вражеского войска и пленяет Соловья-разбойника.

Наиболее значимые свои подвиги Илья Муромец совершает, защищая Киев и русскую землю от вражеских полчищ. Однако все эти сведения относятся, в первую очередь, к циклу былин об Илье Муромце, который является частью песенного героического эпоса о подвигах русских богатырей.

В сказке «Илья Муромец и Змей» многие привычные и, казалось бы, неотъемлемые черты этого героя отсутствуют или меняются почти до неузнаваемости.

Сказка сохраняет в своей основе былинный сюжет об исцелении Ильи Муромца и обретении им богатырской силы, который здесь, в целом, достаточно близок к исходной песенной версии. Здесь также есть сюжет о пленении Соловья-разбойника, хотя уже в урезанном виде. Но оба эти сюжета имеют второстепенное значение, примыкая к характерному для волшебных сказок сюжету о победе над Змеем и женитьбе на царской дочери, который здесь составляет основу сказочной композиции.

Вплетённые в ткань сказочного повествования, былинные мотивы в значительной мере теряют своё первоначальное значение. Зато появляются характерные атрибуты волшебной сказки: развилка дорог с путевым столбом, избушка в дремучем лесу и целых две бабы-яги, помогающие герою.

Сказка — ложь, а песня — быль

Сказка и былина — два совершенно разных жанра не только по форме (былина представляет собой стихотворный поэтический текст), но и по смысловой направленности.

В основе сказки всегда лежит вымысел, что особо подчеркивается по ходу повествования. Былина же, наоборот, стремится убедить слушателя, что описываемые события в действительности имели место.

С другой стороны, выдающийся филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Русский героический эпос» отмечает, что былины отражают не единичные события истории, а вековые идеалы народа, его устремления, формировавшиеся в условиях серьёзных исторических потрясений (прежде всего, татаро-монгольского ига).

Киевская Русь в героическом эпосе — это собирательный образ, отражающий представления о сильном, едином государстве, способном противостоять внешнему врагу.

Этим обусловлены коренные различия между сказочными и былинными сюжетами, которые  прослеживаются очень чётко на примере сказки «Илья Муромец и Змей».

События былины всегда происходят на Руси. Более того, основным центром, вокруг которого они разворачиваются, является стольный (то есть столичный) град Киев. Именно стольный град Киев чаще всего обороняют или освобождают от врагов Илья Муромец и другие былинные богатыри, состоящие на службе у князя Владимира (Владимир Красно Солнышко — собирательный образ великих русских князей).

Однако в сказке этот исторический контекст полностью стирается.

Сказочный сюжет разворачивается «в некотором царстве», «в некотором государстве». Фактически, это тоже Русь, но решающего значения для повествования это не имеет, поскольку сказка по природе своей экстерриториальна.

Князь Владимир также заменяется безымянным царём. Сказочная неопределённость времени и места проявляется и в том, что из повествования исчезает упоминание города Мурома и села Карачарова как места рождения героя, хотя сама история его рождения, чудесного исцеления и обретения богатырской силы воспроизведена достаточно полно. В результате даже легендарное прозвище богатыря — Муромец — упоминается только один раз, в названии сказки.

О чём говорит возраст героя?

Однако в сказке эта патриотическая и социальная функция полностью теряется. Если былинный Добрыня, побеждая Змея, освобождает пленных и защищает Киев от набегов, то сказочный Илья отправляется на подвиг, чтобы жениться на царевне. Такой мотив вполне соответствует сказочной традиции, но полностью противоречит образу былинного богатыря

Этим же мотивом, вероятнее всего, обусловлено и серьёзное снижение возраста героя (почти вдвое!).

Былинный Илья Муромец просидел сиднем 30 лет, поэтому он значительно старше и опытнее своих соратников. В некоторых произведениях цикла он прямо назван старым.

В сказке «Илья Муромец и Змей» герой обретает силу уже после 18 лет, что плохо согласуется с традиционным представлением об Илье Муромце, который даже на знаменитой картине Васнецова изображен с седыми волосами. Зато это наиболее подходящий возраст, чтобы взять в жёны царскую дочь.

Борьба добра со злом

Ещё одним значимым расхождением между былинными и сказочными сюжетами является образ главного антагониста, а также мотивы самого героя.

В сказочной традиции герой борется со злом в любых его проявлениях. Художественным воплощением этого зла выступают различные фантастические или мифологические персонажи (змей, кощей, ведьма), причём не обязательно угрожающие лично ему или его близким.

Наиболее ранние произведения героического эпоса нередко сохраняли подобные сказочные мотивы. Так Добрыня Никитич борется со Змеем, похитившим племянницу князя Владимира. Однако Змей в этом случае приобретает черты внешнего врага, совершавшего набеги на Русь и захватившего в полон (плен) русских людей, которых богатырь после победы освобождает.

По мере развития эпоса на смену вымышленному врагу приходит враг реальный — татары, нашествие которых на Русь описывается, например, в былине об Илье Муромце и Калине. Соответственно и в основе героического цикла лежит изображение подвигов русского богатыря в защиту родной земли и народа.

Зачем нужен Соловей-разбойник?

Сюжет о пленении Соловья-разбойника в сказке воспроизведен достаточно близко в части описания самой битвы. Но, будучи вырван из контекста, он также утратил своё основное значение.

В былине после освобождения Чернигова Илья Муромец узнаёт, что короткая дорога на Киев заросла из-за того, что на ней поселился Соловей-разбойник. Главная ценность подвига заключается не в самом пленении Соловья, а в том, что Илья кладёт конец изолированности Чернигова и других русских городов, очищает дороги на Киев (иногда буквально, убирая бурелом и налаживая мосты). Это полностью отвечает основной идее героического эпоса об объединении русских земель в единое государство.

В сказке место совершения подвига перенесено на территорию другого, «нерусского» королевства, что лишает это деяние внятного смысла. Фактически оно становится подвигом ради подвига, дорожным приключением, обычным для сказочного героя, но не для былинного богатыря, все свершения которого направлены на защиту интересов народа и государства.

Сказка «Илья Муромец и змей» наглядно иллюстрирует процесс превращения связанных вместе былинных сюжетов в героическую волшебную сказку, которую с эпосом связывают только имя и прозвище героя. Единственным общим местом для сказки и эпоса в данном случае остаётся момент обретения Ильёй силы и превращения парализованного крестьянского сына в богатыря.

Сказочные и былинные законы жанра совпадают в том, что последний становится первым. Больной и ни на что негодный герой самого простого происхождения становится могучим воином и защитником родной земли. Но если былинный цикл создаёт уникальный, целостный и самобытный образ русского богатыря, то в сказочном сюжете заменить его может любой Иван-дурак..

Читать Смотреть Слушать