Сказку «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» можно отнести к приключенческому жанру — столько здесь неожиданных поворотов и сюжетных витков. И это не говоря уже о необычайной напевности повествования, которая буквально завораживает каждого читателя от мала до велика! Но если попытаться заглянуть вглубь этой истории, опираясь на древние мифологические сюжеты, можно сделать множество ещё более удивительных открытий.

Главные герои этой сказки вроде бы близки и понятны нам (хотя бы потому, что это просто люди). Но на самом деле в её основе лежат мифологические представления о божествах, духах-хозяевах, культовых животных Алтая. Чему тут удивляться, ведь храмом для народов Алтая всегда являлась сама великолепная и богатая природа этого края.

Народ, живущий среди миров

Алтайский этнос составляют тюрко-монгольские народы. До сих пор среди них сохраняется живая традиция почитания и обожествления Алтая. Да-да, именно так: Алтай — это не просто земля, это великое божество, это хозяин всей земли! Неудивительно, что алтайцы чувствовали магическую связь с природными объектами так, как с одушевлёнными существами. 

Алтайцев называют народом, живущим между миров. Согласно алтайской мифологии, существует три мира Вселенной: небесный, земной и подземный.

  1. В небесной сфере обитают светлые и доброжелательные к человеку божества и духи. Главный среди них — Ульгень, верховное божество, создавшее весь мир.
  2. В земной сфере обитает человек и многочисленные земные существа. Также в земном мире живут духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.
  3. В подземном мире обитают духи, враждебные человеку. Правитель подземного царства — бог Эрлик.
Кто такой Хозяин Алтая?

Старичок Танзаган в сказке «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» — очень непростой персонаж. В конце сказки пишется: «добрым словом поминают сухого, как осенний лист, старика Танзагана, отцом алтайцев его называют».

Кто же он на самом деле?

Алтайцы верят, что каждый природный объект (река, гора, озеро) имеет своего духа-хозяина. Считается, что вся территория Алтайских гор принадлежит хозяину Алтая. Южные алтайцы называли хозяина Алтая Эзэн Ээлу, Алтай-Ээзи или Ульген. 

В обрядовых текстах хозяина Алтая изображали, как правило, в виде человека, чаще всего старика. Тувинцы и монголы, живущие на Алтае, называли его Белым Старцем. Они описывали его как пожилого и седобородого человека огромного роста, ездящего на белом воле. Белый Старец живёт на вершине самой высокой горы. Он управляет силами природы и покровительствует животным и людям.

Можно предположить, что старичок Танзаган из нашей сказки — это и есть дух-хозяин Алтая – Алтай-Ээзи. Во всяком случае, описание Танзагана в сказке вполне соответствует одному из образов духа-хозяина: сухой, как осенний лист, седовласый старик.

Обычно хозяин Алтая выступает как податель жизни и души не только человеку, но и скоту. Это в полном смысле хозяин земли и всего живого на ней — покровитель богатства, божество плодородия и продолжения рода. 

Как считают алтайцы, Хозяин Алтая Ээзи живет на горе Уч-Сумер (легендарная гора Белуха — самая высокая на Алтае). Интересно, что в сказке «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» упоминаются семь гор: «как семь великанов в белых заячьих шапках». А мы добавим, что алтайцы верили, что у Хозяина Алтая было семеро сыновей... 

Культ животных

Образы животных, которые отражены в алтайских мифах, преданиях и сказках, имеют очень глубокие корни. Мир животных в первобытном сознании прочно соединен с миром первопредков.

Для алтайцев время первопредков — это «время творения», то есть, то время, когда создавались природа и человеческий род. Культ животных у алтайских народов тесно связан с тотемизмом (поклонением животным).

Каждый род алтайцев имел своего первопредка — особо почитаемое животное. Это животное покровительствовало роду и оберегало его от злых духов и всевозможных напастей. Почитаемое животное нельзя было убивать. А если и приходилось это делать, то с соблюдением определённых обрядов и ритуалов. 

В сказке «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» много персонажей-животных. Буквально с каждым из них так или иначе связана какая-либо древняя легенда или предание.

Медведь

Старичок Танзаган так описывает того, кто был могущественнее Ер-Боко-каана:
— У истока семи рек, говорят, на подоле семи гор есть глубокая, в семьдесят сажен, пещера. В этой пещере живет спереди жёлтый, как день, сзади чёрный, как ночь, медведь. Вот кто силён, говорят, вот кто могуч… 

Именно этот могучий зверь помогает сироте Чичкану победить злого хана. Медведя алтайские сказители зовут «дядей», передавая память о нём от поколения к поколению. Алтайцы особо почитали медведя как хозяина тайги, царя зверей, а иногда и как хозяина Алтая.

Культ медведя был общим для всех тюркоязычных народов Сибири. В алтайском языке существует множество названий этого зверя, и все они говорят о почтительном и родственном отношении к нему. Дядя, старик, отец, брат — медведя считали «слышащим через землю». Этого зверя не называли его настоящим именем, боясь рассердить его.

В алтайских мифах и легендах медведь выступал в разных ролях. Считалось, что его сотворил бог подземного мира Эрлик, и медведь был его посланником и проводником в царство мёртвых. По другой версии, медведь — это бывший человек, превратившийся в зверя.

Конь

Жеребёнок, которого вытаскивает из трясины сирота Чичкан, появляется в сказке не просто так. Алтайцы с огромным почтением относились к лошадям, буквально обожествляя их. И это отражалось и в легендах, и в сказках, и в героическом эпосе. И в этом смысле сказка «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» не стала исключением.

Друг и единомышленник

В алтайских сказках конь — такой же важный персонаж, как и главный герой. Конь входил в число главных родовых атрибутов богатыря вместе с коновязью, родовой горой, верховным божеством и родной землёй. Герой и его конь всегда неразлучны, всегда выручают друг друга из беды.

Для батыра (богатыря) конь всегда был первым другом и помощником. Народные сказители Алтая пели так:
— В сердце женщины живёт одетый в броню сверкающий мужчина; в сердце мужчины живёт осёдланный огненный конь.

Конь наделялся способностью предвещать судьбу, он был единомышленником, боевым сподвижником алтайского батыра. Он сообщал о предстоящих событиях, давал мудрые советы, неподчинение которым могло привести героя к гибели.

Жеребёнок говорит Чичкану: 
— Если пошёл — надо идти, если идёшь — надо дойти, а упадёшь на пути, так головой вперёд. 

 «Конь — это крылья»

Так говорит алтайская пословица. С конем был связан обряд инициации — посвящения юноши в мужчину, в воина. Герой становится воином только тогда, когда приобретает своего боевого коня. В сказках и сказаниях конь сам приходил к герою в нужную минуту, и для юноши это был самый ценный дар из всех возможных. Алтайские сказители объясняли это тем, что богатырский конь был послан самим Небом или выращен духом Горы.

В алтайском эпосе богатырь обращается к коню со словами:
—Днём ты – крылья мои,
    Ночью – неразлучный друг.
    Умрём – могила у нас одна,
    Живы будем – жизнь у нас одна. 

Горы

Мы уже знаем, что в основе мировоззренческих представлений алтайцев лежит природа. Горы, перевалы, целебные источники, народ, семья, скот — всё это сакральные объекты для коренных жителей Алтая. Особо почитают алтайцы горы. Для них это и символ Алтая, и образ родной земли. 

Культ почитания гор существует у алтайцев с древнейших времен. На Алтае есть священные горы, в отношении которых должны неукоснительно соблюдаться определённые правила:

  •     нельзя подниматься на вершину священной горы без ритуальной необходимости;
  •     нельзя охотиться на зверей и птиц на этой горе;
  •     важно периодически освящать её ритуальными действиями.

Вспомним один из эпизодов нашей сказки: богатыри — посланцы хана не могут найти семь гор, где живёт медведь-великан. В их поисках они уничтожают всё, что им встречается на пути. Горит лес, пересыхают реки, гибнут животные...

Культ огня

Вспомним этот печальный эпизод: сирота Чичкан возвращается в свой шалаш и видит у потухшего костра мёртвую овцу. Маленький очаг и единственная овца — это всё, что было у мальчика. Теряя это, он, по сути, терял всё.

Огонь в представлении алтайцев считался хранителем и центром жизни. Очаг был центральной частью каждого жилища. Огонь считали живым существом, причисляя к «чистым» духам и наделяя душой. Это существо покровительствовало семье и охраняло очаг. 
Алтайцы очень берегли свой  родовой огонь и всегда брали его на новое место проживания. Когда последний человек из рода умирал, огонь тушили во всех юртах селения. 

Пренебрежительное отношение к огню, разрушение очага непременно влекло за собой беды и несчастья. Алтайцы всегда знали: нельзя осквернять дух огня. Нельзя бросать мусор в огонь, нельзя переступать через него или использовать в недобрых целях!
В нашей сказке происходит прямое и осознанное осквернение духа огня (как, впрочем, и духа воды). Богатыри, посланные ханом, «воду рек и озёр взбаламутили, лес подожгли... Рыбы из воды на берег прыгают, лягушки с берега в воду скачут, птицы из горящего леса вылетают, звери убегают, змеи уползают...».

Понятно, что ничем хорошим для «отрицательных» героев сказки такое отношение к природе закончиться не могло. Алтайцы верили: хозяин Алтая наблюдает за жизнью людей, находящихся в его владениях. Он награждает или наказывает их за несоответствующее поведение, за нарушение ими определенных правил и запретов. До сих пор на Алтае существуют поверья и запреты, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушить гармонию взаимоотношений со сверхъестественными существами и не впасть «в немилость»  духов-хозяев. 

Читать Смотреть Слушать