Образы животных, которые отражены в алтайских мифах, преданиях и сказках, имеют очень глубокие корни. Мир животных в первобытном сознании прочно соединен с миром первопредков.
Для алтайцев время первопредков — это «время творения», то есть, то время, когда создавались природа и человеческий род. Культ животных у алтайских народов тесно связан с тотемизмом (поклонением животным).
Каждый род алтайцев имел своего первопредка — особо почитаемое животное. Это животное покровительствовало роду и оберегало его от злых духов и всевозможных напастей. Почитаемое животное нельзя было убивать. А если и приходилось это делать, то с соблюдением определённых обрядов и ритуалов.
В сказке «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» много персонажей-животных. Буквально с каждым из них так или иначе связана какая-либо древняя легенда или предание.
Медведь
Старичок Танзаган так описывает того, кто был могущественнее Ер-Боко-каана:
— У истока семи рек, говорят, на подоле семи гор есть глубокая, в семьдесят сажен, пещера. В этой пещере живет спереди жёлтый, как день, сзади чёрный, как ночь, медведь. Вот кто силён, говорят, вот кто могуч…
Именно этот могучий зверь помогает сироте Чичкану победить злого хана. Медведя алтайские сказители зовут «дядей», передавая память о нём от поколения к поколению. Алтайцы особо почитали медведя как хозяина тайги, царя зверей, а иногда и как хозяина Алтая.
Культ медведя был общим для всех тюркоязычных народов Сибири. В алтайском языке существует множество названий этого зверя, и все они говорят о почтительном и родственном отношении к нему. Дядя, старик, отец, брат — медведя считали «слышащим через землю». Этого зверя не называли его настоящим именем, боясь рассердить его.
В алтайских мифах и легендах медведь выступал в разных ролях. Считалось, что его сотворил бог подземного мира Эрлик, и медведь был его посланником и проводником в царство мёртвых. По другой версии, медведь — это бывший человек, превратившийся в зверя.
Конь
Жеребёнок, которого вытаскивает из трясины сирота Чичкан, появляется в сказке не просто так. Алтайцы с огромным почтением относились к лошадям, буквально обожествляя их. И это отражалось и в легендах, и в сказках, и в героическом эпосе. И в этом смысле сказка «Ер-Боко-каан и сирота Чичкан» не стала исключением.
Друг и единомышленник
В алтайских сказках конь — такой же важный персонаж, как и главный герой. Конь входил в число главных родовых атрибутов богатыря вместе с коновязью, родовой горой, верховным божеством и родной землёй. Герой и его конь всегда неразлучны, всегда выручают друг друга из беды.
Для батыра (богатыря) конь всегда был первым другом и помощником. Народные сказители Алтая пели так:
— В сердце женщины живёт одетый в броню сверкающий мужчина; в сердце мужчины живёт осёдланный огненный конь.
Конь наделялся способностью предвещать судьбу, он был единомышленником, боевым сподвижником алтайского батыра. Он сообщал о предстоящих событиях, давал мудрые советы, неподчинение которым могло привести героя к гибели.
Жеребёнок говорит Чичкану:
— Если пошёл — надо идти, если идёшь — надо дойти, а упадёшь на пути, так головой вперёд.
«Конь — это крылья»
Так говорит алтайская пословица. С конем был связан обряд инициации — посвящения юноши в мужчину, в воина. Герой становится воином только тогда, когда приобретает своего боевого коня. В сказках и сказаниях конь сам приходил к герою в нужную минуту, и для юноши это был самый ценный дар из всех возможных. Алтайские сказители объясняли это тем, что богатырский конь был послан самим Небом или выращен духом Горы.
В алтайском эпосе богатырь обращается к коню со словами:
—Днём ты – крылья мои,
Ночью – неразлучный друг.
Умрём – могила у нас одна,
Живы будем – жизнь у нас одна.