Кропотливый вовсе не ленив

Как у любой сказки, у истории «Емеля-дурак» есть поверхностный, очевидный смысл, а есть смысл глубокий, тайный. Его понимание раскрывает для нас сказку на другом уровне и превращает из развлекательной истории в глубокую философскую и даже терапевтическую притчу.

Занятно, что в некоторых источниках имя Емельян переводится с латыни как «кропотливый», «трудолюбивый». Но его сказочный обладатель ничем не занят — он сутками лежит на печи, и если бы братья не уехали, то так бы и продолжал лежать.

Не возникает ли у вас вопрос: где это видано, чтобы в крестьянской семье здоровенный детина прохлаждался? То, что Емеля здоров, понятно. Понятно также, что он и одет, и обут, и накормлен. За что ему такие привилегии?

С точки зрения психологии трое сыновей в подобных сказках — это разные субличности человека. Старшие братья ведут себя нормально, социально одобряемо — работают, заводят семьи. Это рациональная, то есть осознанная часть нашей психики. И если человек пользуется только ею, то действует по шаблону, общепринятому стандарту, во всех решениях ориентируется на общественное мнение.

Но в голове каждого из нас, где-то в укромном уголке на печи лежит Емеля. И пока братья рядом, он никак себя не проявляет. Наличие такого «Емели» можно трактовать и как внутреннего ребенка, и как эмоциональную сферу, что, по сути, одно и то же. Когда рациональное (старшие братья) отступает, на сцену выходит третья субличность.

Кстати, есть такое мнение: если сказка про Емелю-дурака вызывает раздражение, это говорит о том, что в подсознании происходят примерно те же процессы, и ленивый мозг от этого защищается.

Почему именно печь

Появление печи в сказке тоже не случайно. Ведь Емеля после поездки в лес на санях выбирает печь, чтобы отправиться на приём к королю.

Печь в народной традиции была объектом сакральным, то есть наделённым мистическим смыслом. Во многих деревнях мужчину к печи не подпускали. Рядом с нею нельзя было браниться — осквернять кормилицу. По той же причине не спали на печи супруги, а только дети и старики, то есть те, чьи помыслы ещё или уже без греха. И то, что Емеля всё время проводит на печке, лишний раз подчеркивает его детскую сущность.

Много в народных поверьях говорится о материнской природе печи. Она тёплая, в её нутре каждый день рождается хлеб, как внутри женщины рождается дитя. В печи проводили магические обряды, например, «выпекали» слабых младенцев, прогревали их в тёплой печке, создавая условия материнской утробы.

Детская часть личности накрепко связана с материнским началом. Вот и печь питает Емелю, придаёт ему сил и смелости. В конечном итоге печь помогает Емеле попасть во взрослую жизнь — везёт его в королевский дворец, где он видит дочь короля.

Что будет, если замедлиться

Помните эпизод, когда Емеля вырубил большую прорубь. Гораздо больше, чем нужно! Набрал воды и замер, засмотрелся на тёмную гладь реки. Современные эзотерики сказали бы: расширил сознание и медитировал. В любом случае он ненадолго остановился в моменте, никуда не спешил и был вознаграждён чудом.

В Евангелии от Матфея приводятся заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа. В них есть слова, что Бога узрят чистые сердцем. В текстах многих религий также говорится, что вера и общение с Божественным началом возможны через детскую, чистую и открытую часть человека.

Что ещё в сказке указывает на то, что перед нами ребёнок? Получив возможность осуществить какое угодно желание, Емеля просит нечто сиюминутное, то, чего хочется в текущий момент. Например, чтобы вёдра с водой пошли сами, топор сам нарубил дрова, королевская дочь влюбилась в него просто так. Но он пугается возникшей любви и сбегает.

Что недоступно офицеру, удаётся хитрецу

Сказка даёт нам урок общения с ленивыми упрямцами.

Вспомним: когда по приказу короля офицер отправляется за Емелей, он не добивается успеха, за что несёт наказание. Что же он сделал не так?

Офицер приходит в дом Емели в окружении солдат, жёстко приказывает явиться во дворец. Мы убеждаемся, что, проявляя агрессию, добиться желаемого невозможно. Емеля насылает на офицера и солдат дубинку. И она прогоняет незваных гостей.

Посмотрим, как действует хитрец, которого король посылает за Емелей после. Он идёт не напрямую, а через старосту, главного человека в деревне. Подкупает Емелю угощением, ведёт беседу, приводит доводы и аргументы, уговаривает приехать во дворец. И это срабатывает. Хоть и продолжая лежать на печи, Емеля престаёт перед королём.

Офицер усваивает этот урок и не повторяет собственных ошибок, когда его отправляют за Емельяном повторно. Он обманом и хитростью выполняет приказ — доставляет захмелевшего от вина спящего Емельяна во дворец.

Вариант политического происхождения сказки

Многих озадачил вопрос: почему имя героя сказки Емельян, если всегда был Иван? Другие мужские имена в сказках всё-таки попадаются, но имя Емельян встречается только в этой, с неоднозначным сюжетом.

В истории нашей страны был один Емельян, и роль он сыграл довольно значительную. Речь о предводителе народного восстания Емельяне Пугачёве. Есть мнение, что сказка про дурака на печи — это антипропаганда, запущенная в народ, чтобы дискредитировать Пугачёва. Он и ленив, и непочтителен, а ещё душегуб — передавил санями кучу народа и даже не расстроился, не почувствовал ответственность за это. Каждый, кто понимал, о чём идёт речь, мог легко сделать вывод: настоящий Емельян тоже собирает людей на смерть ради собственных амбиций.

Кстати, Пугачёв сам запустил легенду о своём царском происхождении. Вполне возможно, что конец сказки про хорошего царя люди додумали уже без подсказки сверху. Ведь суть восстания была в том, чтобы сменить плохого царя на хорошего.

В пользу версии, что сказку об Емеле-дураке придумали не в народе, есть ещё факты.

Так, язык сказок в тех вариантах, что собраны в сборнике Афанасьева, — литературный и интеллигентный. В примечании к одному варианту Афанасьев пишет, что это перепечатка с лубочной книги. Лубочные книжки создавали вполне конкретные авторы. Лубки-картинки — прообраз современных комиксов. Они были очень популярны у публики. Поэтому плоха была бы пропагандистская машина, если бы не использовала против Пугачёва этот инструмент.

В тексте сказки мы встречаем слова: «видя», «желая», «сие», «весьма». Такие слова указывают на то, что текст далёк от разговорного. И вместо царя почему-то король. А так называли в основном европейских монархов.

Ещё вспомните: в народных сказках справедливость и возмездие за зло — обязательное условие. А здесь совсем наоборот.

Так что загадок в этой волшебной истории немало. Тем интереснее читать сказку и размышлять о ней.

Читать Смотреть Слушать