Как у любой сказки, у истории «Емеля-дурак» есть поверхностный, очевидный смысл, а есть смысл глубокий, тайный. Его понимание раскрывает для нас сказку на другом уровне и превращает из развлекательной истории в глубокую философскую и даже терапевтическую притчу.
Занятно, что в некоторых источниках имя Емельян переводится с латыни как «кропотливый», «трудолюбивый». Но его сказочный обладатель ничем не занят — он сутками лежит на печи, и если бы братья не уехали, то так бы и продолжал лежать.
Не возникает ли у вас вопрос: где это видано, чтобы в крестьянской семье здоровенный детина прохлаждался? То, что Емеля здоров, понятно. Понятно также, что он и одет, и обут, и накормлен. За что ему такие привилегии?
С точки зрения психологии трое сыновей в подобных сказках — это разные субличности человека. Старшие братья ведут себя нормально, социально одобряемо — работают, заводят семьи. Это рациональная, то есть осознанная часть нашей психики. И если человек пользуется только ею, то действует по шаблону, общепринятому стандарту, во всех решениях ориентируется на общественное мнение.
Но в голове каждого из нас, где-то в укромном уголке на печи лежит Емеля. И пока братья рядом, он никак себя не проявляет. Наличие такого «Емели» можно трактовать и как внутреннего ребенка, и как эмоциональную сферу, что, по сути, одно и то же. Когда рациональное (старшие братья) отступает, на сцену выходит третья субличность.
Кстати, есть такое мнение: если сказка про Емелю-дурака вызывает раздражение, это говорит о том, что в подсознании происходят примерно те же процессы, и ленивый мозг от этого защищается.