Сослан — предшественник Домбая

Мотив «сильнее сильного» и герой, отправляющийся на поиски достойного соперника, что едва не приводит к его гибели, популярны не только в осетинских сказках, но и в сказках других народов Кавказа. Поведение героев отсылает нас к народным традициям и обычаям.  

В изданный в 1973 году сборник «Осетинских народных сказок», собранных исследователем фольклора профессором Григорием Дзагуровым (Губади Дзагурти), помимо сказки «Домбай-богатырь», включены ещё два текста с аналогичным сюжетом: сказка «О насильнике» и сказка «О насильнике, искателе супротивника». Мотив поиска самого сильного вошёл и в нартский эпос, став неотъемлемой частью цикла сказаний об одном из ключевых его героев — Сослане. Название сказания «Сослан тыхагур» буквально переводится как «Сослан, ищущий силу». Кстати, «Домбай» на языке родственных осетинам балкарцев означает «зубр», что в данном случае, видимо, также должно подчеркнуть силу героя. 
 

Структура сюжета

Структура этого сюжета устойчива и почти во всех текстах сохраняет свои основные элементы: 

  • демонстрация героем своей силы через метание быка или буйвола; 
  • встреча с тремя братьями-людоедами, иногда великанами, а иногда просто силачами, которые ловят рыбу удочками размером с дерево; 
  • помощь со стороны матери братьев-людоедов; 
  • бегство от людоедов, погоня;
  • спасение героя увечным стариком-великаном. 

Исключение составляет сказка «О насильнике», которая предлагает более современную интерпретацию сюжета. 

Во всех вариантах для большей выразительности сказочной композиции используется принцип обрамления, то есть повествование в повествовании. История одноглазого старика о гибели его братьев и получении увечья становится назиданием герою и слушателям, подчеркивающим основную идею сказки: на любую силу найдётся превосходящая сила.

Образ матери великанов

Мать великанов — образ сложный и многогранный, присутствующий в сказочной традиции не только осетин, но других кавказских народов. Так, в адыгском фольклоре старуха с веретеном носит имя Нагучица и олицетворяет враждебные человеку силы. Правда, Нагучица изредка помогает героям, если они соблюдают определенные правила. 

В сказке Домбай припадает к груди матери великанов, и это делает его её молочным сыном. Здесь сказочный сюжет также отсылает нас к обычаям, согласно которым родству, причём не только кровному, но и приобретённому, придавали большое значение. В частности, считалось предосудительным проливать кровь молочных братьев, а убийца, коснувшийся груди матери убитого, как бы становился её сыном и мог таким образом избежать кровной мести. В других вариантах сюжета герой, входя в дом великанши, воздаёт ей почести как матери, чем располагает её к себе. 

Домбай просит старого великана о спасении, и тот жалеет его. Такое милосердие позже объясняется тем, что в юности он сам оказался в подобной ситуации. Однако в других вариантах сюжета герой взывает к гостеприимству старика. Это опять же отсылает к традициям кавказских народов, по которым хозяин обязан был защищать гостя даже ценой собственной жизни. 
 

Социальный контекст сказки

Сказка напрямую осуждает совершение подвига без цели, ради самого подвига, хотя такого рода деяния более характерны именно для сказочной традиции. В начале повествования подчёркивается: Домбай получает уважение не из-за силы, а за то, что приходит на помощь людям, когда никто другой не мог справиться, — избавляет селение от туши мёртвого буйвола. 

Это роднит сказочный сюжет с нартовским эпосом, герои которого — богатыри-нарты — совершают подвиги в первую очередь с целью защиты своей земли и народа от внешних врагов. Если Домбай в поисках достойного противника путешествует в неизвестном направлении, то герой эпоса Сослан покидает родные земли и оказывается в краю, где живут враги нартов — великаны-уаиги. Сослан узнаёт, что здесь даже маленькие дети превосходят его по силе. Рассказ старого великана ещё больше усиливает эффект: герой осознаёт, что существуют силы, превосходящие его воображение. Сказка сообщает слушателю: качества, присущие настоящему герою, — это вежливость, скромность и направление усилий на благо других людей. 

Ещё более выпукло эта идея обозначена в сказке «О насильнике». История представляет собой более современную интерпретацию исходного сюжета, и она утратила большую часть сказочных атрибутов. Насильник в данном контексте — человек, пытающийся утвердить своё превосходство при помощи силы. Герой отправляется на поиск достойного соперника в другую страну, где ему предлагают победить хотя бы однорукого старика. Он сначала стреляет в противника из ружья, но пуля отскакивает, а затем бьёт его шашкой, но та ломается. Старик избивает героя до полусмерти, но, сжалившись, решает отпустить, взяв с него клятву впредь направлять силу только на добрые дела. Затем победитель рассказывает, как в молодости они с братьями решили поиздеваться над спящим стариком и его старухой, но проснувшийся старик убил всех его братьев, а ему сохранил жизнь в обмен на клятву бросить путь насилия и жить честно. В этом варианте сюжета сильнее сильного оказывается не великан-уаиг, а увечный старик, в котором невозможно заподозрить могучего бойца. 

Отражение в сказке осетинских традиций и обычаев

В сказке «Домбай-богатырь» присутствуют специфические для осетинской и вообще для кавказской сказки элементы, отражающие особенности национального этикета — кодекса неписанных законов. Этот кодекс определяет правила повседневного поведения осетин, взаимоотношения между людьми разного возраста, пола, социального положения в различных жизненных ситуациях.

Интересно, что в осетинской сказке место действия — это селение, деревня. Его местонахождение точно не определено, но само существование не вызывает сомнений. Повествование нередко включает в себя достаточно подробные описания быта. Персонажи занимаются повседневным трудом, а взаимоотношения между ними подчинены общепринятым нормам этикета. Это как бы приближает описываемые события к миру слушателя. Сравним, например, с русской волшебной сказкой, где события обычно развиваются в некотором царстве, в некотором государстве или ином месте, намеренно противопоставляемом реальному миру.

Диалоги между героем сказки Домбаем и братьями-великанами достаточно лаконичны. А вот во всех остальных вариантах этого сюжета они содержат традиционные формулы приветствия и гостеприимства. Например: «Удачи тебе желаю», «В здравии к нам прибывай». В этом кроется ответ на вопрос, почему великаны-людоеды, будучи намного сильнее героя, не напали на него сразу. Общепринятые нормы вежливости были обязательными даже для явных недоброжелателей, что в данном случае подчеркивает сюжет сказки. 

На Кавказе, где еще в ХIX веке во многих регионах сохранялись традиции кровной мести, случайная стычка, повлёкшая за собой смерть противника, могла поставить под угрозу весь род. С этой точки зрения стремление подчеркнуть в глазах подрастающего поколения необходимость быть скромным и вежливым даже в общении с незнакомцами, а также предупреждение не искать приключений на чужой стороне, безусловно, приобретало особый смысл. 

Читать Смотреть Слушать