Миф о сотворении мира

В основе сказки «Дети Ветра» лежит мифологический сюжет о силах природы, которые играли особую роль в жизни чувашского народа. Одной из четырёх самых грозных и почитаемых стихий считался Воздух в самых разных его проявлениях — в виде ветра, бури, облаков, туч. В свою очередь, корни взаимоотношений человека с воздушной стихией уходят в богатую и своеобразную мифологию чувашского народа.

Если верить древнейшему чувашскому мифу о сотворении мира, у Вселенной не было Творца: она возникла сама собой.

Некогда в мире царил первобытный Хаос. В его недрах зародились Огонь и Вода. Огонь оплодотворил Воду, после чего из неё родилась Земля. Супругом Земли стало Небо. Сначала Небо и Земля жили вместе, но потом отдалились друг от друга. В небе появились Солнце, Луна и звёзды, на Земле — растения, животные и люди. Так начался отсчёт времени, и жизнь Вселенной пошла своим чередом.

Чуваши верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Тура и в злых существ во главе с Шуйтаном. 

Тура вылепил из глины первого человека и дал ему душу. Когда люди заселили всю землю, Верховный Бог сотворил семьдесят семь народов, говорящих на семидесяти семи языках. Каждому народу он дал свою веру.
Позже Тура отождествился с христианским Богом, а Шуйтан — с дьяволом.

Семь слоёв мира

Вокруг мировой горы

Согласно чувашской мифологии, мироздание представляет собой бескрайний Мировой океан, в котором покоятся космические опоры — земная твердь и мировая гора Ама ту (центр мира). На вершине этой горы стоит мировое священное древо Ама йывад, соединяющее Верхний, Средний и Нижний миры. 

Прорастая сквозь гору, Мировое древо корнями уходит в Нижний мир, а кроной — в Верхний. Его ветви поддерживают небосвод. Древо постоянно растёт, и поэтому небо отодвигается всё дальше от земли.

В этой трёхчастной Вселенной есть семь слоёв: три слоя в верхнем (небесном) мире, один — в нашем (земном) и ещё три — в нижнем (подземном) мире.

В верхнем мире нет понятия времени. В среднем мире время идёт обычно, а в нижнем течёт еле-еле.

Земной слой

Чуваши видели землю квадратной: в народных заговорах часто упоминается «четырёхугольный светлый мир». Они верили, что их народ живёт в середине земли — там, где растёт священное древо жизни, поддерживающее небосвод.

Верхний мир

Верховный бог Тура, который правит всем миром, находится в самом верхнем ярусе мира. Чуть пониже живёт главный ангел (пирешти), который передаёт Тура молитвы людей. Также в надземных ярусах находятся Луна и Солнце. Здесь же, в верхних ярусах, обитает бог воздуха (ветра) Сил.

Первый надземный ярус находится между землёй и облаками. Когда-то его верхняя граница находилась гораздо ближе к человеку — «на высоте крыши ветряных мельниц». По преданиям, облака поднялись выше, когда люди стали хуже.

В верхнем мире находятся души чистых людей, в том числе и души неродившихся детей. Когда человек умирал, его душа по узкому мосту радуги поднималась в верхний мир. Если же человек был грешен, его душа падала в нижний мир, в ад...
 

Силы природы

Предки чувашей считали, что мир населяют мирные и гневные божества и духи, олицетворяющие природные силы. 

Чувашский пантеон очень обширен: исследователи насчитывают более двухсот богов и духов самых разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир.
Жизнь и благополучие человека были непосредственно связаны с силами природы и зависели от них. Неудивительно, что люди пытались как-то воздействовать на эти силы, чтобы умилостивить добрых и отогнать от себя злых духов.

У каждого природного явления был свой бог или дух, и чуваши обращались к каждому из них по отдельности. В молитвах-заклинаниях они просили себе «светлости от солнца, полноты от луны, богатства от земли, стройности от воды, сытости от тепла, рослости от утренней звезды, свежести от цветов».
 

Кто такие «дети Ветра»?

Семейство бога ветра

Одной из почитаемых чувашским народом высших божественных сил была стихия Воздуха (Ветер, Облако). В чувашской мифологии эта сила запечатлелась в основном в образе Ветра. Бог ветра Сил стоял в одном ряду с другими самыми могущественными богами Вселенной.

Могущество ветра обладало разрушительными, устрашающими свойствами (пример: буря, ураган, метель). Как и всех других божеств, люди наделяли бога ветра антропоморфными (человеческими) чертами. Ветер в народных поверьях — это озорной, драчливый, иногда буйный персонаж.

В «Этимологическом словаре чувашского языка» говорится, что мифологические персонажи семейства Сил (Ветра) считались божествами второго разряда: Отец ветра (Сил ашше), Мать ветра (Сил амаше), Дитя ветра (Сил ачисем).

На седьмом небе

В чувашской картине мира ветер Сил обитал со всем своим семейством на седьмом слое неба, который так и назывался — «слой ветров». По другой старинной версии, бог ветра обитает в небе на седьмом ярусе, а его большое семейство живёт «за горами».

По версии, которая лежит в основе сказки «Дети Ветра», у бога ветра Сил есть жена (Сил амаше) и трое сыновей (Сил ачисем), которые никогда не сидят без дела. А все вместе «эти «ветреные» персонажи доставляют людям немало неприятностей.

Старший сын ветра Сил выворачивает столетние дубы в лесу. Средний снимает крыши с овинов, ломает крылья ветряных мельниц. А озорной младший сын исподтишка рассеивает муку из мешка и раскидывает зёрна по полю.

Дом детей Ветра

Согласно народному поверью, братья-ветры сидят в большой бочке, которую сторожит их мать. Время от времени братья выбивают затычку из бочки, выходят на волю и отправляются гулять по земле. Если матери удаётся быстро загнать их обратно и заткнуть бочку, ветер на земле прекращается. Но у неё это не всегда получается, потому что она стара и плохо видит. Ей часто приходится подолгу искать затычку, и тогда на земле поднимаются бури и ураганы.

Выдающийся тюрколог Н.И. Ашмарин представил не менее экзотическую версию происхождения ветра: «Говорят, что существует такой рот — рот Ветра, сторожем которого является старуха. Время от времени она вытаскивает пробку изо рта и сразу же закрывает. Но бывает и так, что она подолгу не может закрыть эту пробку из-за мгновенно вырывающегося вихря. И когда старуха не может закрыть рот Ветра, на земле возникают сильные бури и ураганы».

Образ мельницы

В сказке «Дети Ветра» есть ещё один интересный образ, связанный со стихией воздуха. Упоминания ветряных и водяных мельниц вообще очень часто встречаются в чувашском фольклоре. Вот и в нашей сказке средний сын ветра развлекается тем, что, в частности, ломает крылья ветряных мельниц.

Ветряные и водяные мельницы были неотъемлемой частью традиционного хозяйства чувашей. Народу, выращивающему хлеб, без мельниц было не обойтись. С другой стороны, согласно народным поверьям, мельницы строили злые силы, которые затем «прописывались» на них постоянно.

Обращаться со злыми духами умели только мельники, которым приписывали тайные знания. Потусторонние силы время от времени требовали жертвоприношений: считалось, что это поможет защитить мельницы от поломки, прорыва запруды и других несчастий.

Как правило, речь шла о жертвоприношении животных или о бескровных жертвах. Но в народном фольклоре встречались и жуткие повествования о человеческих жертвоприношениях.

Неудивительно, что к мельницам чуваши относились с особым почтением, граничащим со страхом.

Как видим, в немудрёной и, казалось бы, местами даже забавной сказке таится глубокий смысл, связанный с яркой, богатой на события и персонажей мифологической историей чувашского народа. И тем интереснее может оказаться знакомство с этой сказкой, увиденной совсем другими глазами — как бы «изнутри» этой истории.
 

Мальчик Иван и дети Ветра

Древние чуваши обращались к богу ветра в самых разных ситуациях, используя для этого заговоры и магические обряды. Они видели в нём живое существо, которое может помочь и выручить в беде.

В стародавние времена, чтобы спасти урожай от ураганных ветров с дождём, в чистое поле отправляли для моленья девушку в белых одеждах с хлебом и солью в руках.

В сказке «Дети Ветра» мать Ивана решает просить помощи не у кого-нибудь, а у самой Матери детей ветра. При том, что беда пришла именно от её детей.

Иван проделывает долгий и трудный путь, ведь ему предстоит пересечь границу среднего (земного) и верхнего (небесного) миров. Другими словами, мальчику предстоит умереть, ведь ни один смертный не может пройти этот путь живым...

Вероятно, в этом эпизоде отразился свойственный едва ли не всем древним народам обряд инициации (ритуальной смерти), который совершался при наступлении половой зрелости у подростков. Этот обряд означал переход юного человека на более высокий уровень социализации.

Предполагалось, что во время инициации человек умирает, а затем вновь воскресает. Напомним, согласно чувашской мифологии, когда человек умирал, его душа поднималась в верхний мир по радуге. А если же человек был грешен, то его душа, не пройдя эту преграду, падала в нижний мир (ад).

Главному герою сказки «Дети Ветра» Ивану десять лет от роду. Это время инициации у многих народов мира. Ребёнок чист и безгрешен, поэтому он без труда преодолевает границу между мирами. Он возвращается на землю живым и невредимым, то есть успешно проходит инициацию.

Мать детей ветра относится к Ивану благосклонно и трижды одаряет его волшебными подарками. Последний из них — дубинка — выступает как орудие наказания для его злой и жадной сестры.
 

Читать Смотреть Слушать