Эту сказку рассказывали по всей территории Евразии: от Ирландии до Якутии. Свои «Царевны-лягушки» имеются у народов Ближнего Востока, Северной Африки, а также Северной и Центральной Америки. Где именно эта сказка впервые появилась, невозможно установить за давностью лет, но, судя по широте и разнообразию мест её «обитания», возраст сказки не менее десятка тысячелетий.
Фольклористы относят сюжет этой сказки к типу «чудесный супруг». У разных народов волшебная красавица может представать лягушкой, мышью, крысой, кошкой. В Африке она превращается в обезьяну, в Азии — в собаку, а в Америке — в попугая. В более поздних вариантах героиня имеет животное обличье из-за того, что заколдована, а в более архаичных — такова её природа.
Международное название сюжета — «невеста-животное». Дело в том, что в основе этой сказки лежат мифологические представления о том, что мужчина берёт в жёны представительницу какого-либо промыслового вида животных: например, женщину-лосося, женщину-антилопу или женщину-бизона. Это помогает человеку в охоте или рыбалке. Зачастую мужчина удерживает «невесту-животное» против её воли, спрятав её звериную шкуру или птичьи перья. Заканчивается же история обычно тем, что чудесной жене удаётся найти свою «одежду», принять истинный облик и вернуться к сородичам.
В сказке «Царевна-лягушка», кроме фольклорного сюжета «чудесный супруг», присутствует сюжет «сердце (или смерть) злодея в яйце». Этот сюжет обычно подразумевает, что злодей прячет свою погибель за семью замками, и задача главного героя отыскать тайник. Как правило, кто-то (медведь, птица, волк) или что-то (особый меч, заклинание) помогает герою, и злодею приходит конец.
Такова основа сказки, определяющая поворотные моменты развития истории, ну а этот «скелет» обрастает интересными подробностями.