Сюжет сказки: варианты

Эту сказку рассказывали по всей территории Евразии: от Ирландии до Якутии. Свои «Царевны-лягушки» имеются у народов Ближнего Востока, Северной Африки, а также Северной и Центральной Америки. Где именно эта сказка впервые появилась, невозможно установить за давностью лет, но, судя по широте и разнообразию мест её «обитания», возраст сказки не менее десятка тысячелетий.

Фольклористы относят сюжет этой сказки к типу «чудесный супруг». У разных народов волшебная красавица может представать лягушкой, мышью, крысой, кошкой. В Африке она превращается в обезьяну, в Азии — в собаку, а в Америке — в попугая. В более поздних вариантах героиня имеет животное обличье из-за того, что заколдована, а в более архаичных — такова её природа.

Международное название сюжета — «невеста-животное». Дело в том, что в основе этой сказки лежат мифологические представления о том, что мужчина берёт в жёны представительницу какого-либо промыслового вида животных: например, женщину-лосося, женщину-антилопу или женщину-бизона. Это помогает человеку в охоте или рыбалке. Зачастую мужчина удерживает «невесту-животное» против её воли, спрятав её звериную шкуру или птичьи перья. Заканчивается же история обычно тем, что чудесной жене удаётся найти свою «одежду», принять истинный облик и вернуться к сородичам.

В сказке «Царевна-лягушка», кроме фольклорного сюжета «чудесный супруг», присутствует сюжет «сердце (или смерть) злодея в яйце». Этот сюжет обычно подразумевает, что злодей прячет свою погибель за семью замками, и задача главного героя отыскать тайник. Как правило, кто-то (медведь, птица, волк) или что-то (особый меч, заклинание) помогает герою, и злодею приходит конец.
Такова основа сказки, определяющая поворотные моменты развития истории, ну а этот «скелет» обрастает интересными подробностями.

Подоплёка поступков и диалогов

С самой завязки истории всё происходит не просто так. Царь предлагает сыновьям найти невесту необычным способом — выстрелить из лука и пойти за стрелой. Этим он проверяет их послушание, готовность положиться на волю судьбы и даже их душевные устремления. 

«Натянул тугой лук старший брат, пустил стрелу. Упала стрела на боярский двор»: и царь понимает, что внутренние устремления старшего сына — власть. «Натянул тугой лук средний брат, пустил стрелу. Прилетела стрела на купеческий двор»: открылись царю мечты среднего сына — богатство, довольство. «Натянул тугой лук младший брат, пустил стрелу. Полетела стрела в сторону леса и угодила в грязное болото»: и мудрый отец предвидит путь изменений младшего сына, становления его личности. 

Запуск стрел символизирует выбор, который в своё время совершает каждый человек. Это принятие на себя ответственности и начало взрослой жизни.

Путь Ивана-царевича

Царь настаивает на свадьбе Ивана-царевича с лягушкой. Царевич сопротивляется, не хочет принимать такую судьбу, пытается убедить отца, что лягушка не ровня ему. Но царь даёт невесткам себя проявить. И в этих испытаниях лучшей оказывается не боярская и не купеческая дочь, а лягушка! Она проявляет заботу о муже, демонстрирует своё мастерство, являет внутренние достоинства, а затем и внешнюю красоту. Царю становится очевидно, что с такой женой достойным правителем будет именно младший сын. Но сыну ещё предстоит обрести мудрость.

Иван-царевич влюбляется в Василису Премудрую. Он хочет всегда видеть её такой же прекрасной, как на балу. Из страха потерять возлюбленную, из эгоистического желания не видеть жену в облике лягушки, он сжигает лягушечью кожу. Казалось бы, триумф, но, увы, он оборачивается поражением. С точки зрения морали, это один из главных моментов сказки.

Через эту ситуацию народная мудрость говорит: нельзя хитростью и обманом удержать любовь. Любовь держится на доверии и поддержке, на решениях, которые люди принимают совместно. Страх мешает любящим быть искренними и честными, заставляет действовать необдуманно и даже бесцеремонно. Если бы Иван-царевич просто спросил Василису, почему она то лягушка, то красавица, и можно ли с этим что-то сделать, то уже через три дня и три ночи дождался бы окончания колдовского заклятья.

Поиски Василисы

Иван-царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и тем самым встаёт на путь обретения мудрости. Ему встречается старичок — это образ учителя, мудреца, который даёт Ивану-царевичу путеводный клубок. И снова образ. Клубок здесь, по мнению литературоведа, историка литературы и культуры Древней Руси А. Н. Ужанкова, символизирует линию жизни. Царевич идёт за клубком, и постепенно ему открывается его собственный путь.

Встречаются Ивану медведь, заяц, утка (в других вариантах селезень), и каждая встреча — проверка его доброты и человечности. Царевич проявляет уважение к встреченным созданиям и жалеет даже щуку. Звери отвечают добром на добро и в нужный час приходят на помощь.

Смерть в яйце

Путь, который проделал Иван к избушке на курьих ножках, подготовил его к принятию тайного знания. Баба-яга рассказывает царевичу, как победить Кощея: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубу». 

Здесь каждая деталь на своём месте. Дуб считался древом рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Первоначально слово «дуб» у славян обозначало весь «род» деревьев, об этом напоминают производные от этого корня слова «дубина», «дубинка», в значении нечто из дерева. На дубе висит сундук, он символизирует сокровенные знания, предание рода. Заяц символ страха. Утка — символ смерти, а яйцо — это символ жизни. Если объединить все эти смыслы, получится, что царевич нашёл древо рода, открыл сундук тайных знаний, победил страх и погубил злодея. 

Хочется акцентировать внимание на родовом древе. То, что царевич (пусть и с помощью медведя) повалил дуб, да ещё и с корнем его выворотил, глубоко символично. Этим действием он словно вырывает с корнем злой род Кощея, а заодно уничтожает и то болото, и то лягушечье обличье, которые Кощей сотворил для Василисы. Приходит время нового, славного рода, основателями которого станут Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Наверняка у вас осталась еще тысяча вопросов. Например, современные дети часто недоумевают: «Почему Василиса Премудрая сразу не показалась царевичу в своём прекрасном облике? Зачем скрывала тайну»? Это, действительно, было бы более логичным, но, как говорится, тогда не было бы сказки, в которой для нас и намёк, и урок.

Читать Смотреть Слушать