Образ мироздания у алтайцев
Вспомним начало нашей сказки: «Вместе с небом и землёй был сотворен Байбарак-богатырь, ездящий на пятнистом, как барс, коне».
Но как же был сотворён сам этот мир?
Мифы о сотворении мира есть у каждого народа, являясь корнями его духовного наследия. Основу алтайской мифологии составляет представление о трёх мирах, связанных между собой: это мир верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный).
В небесном мире обитают светлые и доброжелательные к человеку божества и духи. Главный среди них — Ульгень, верховное божество, создавшее весь мир.
В земном мире живут люди и другие живые существа. Также здесь обитают духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.
В подземном мире обитают духи, враждебные человеку. Правитель подземного царства — могущественный бог Эрлик.
Шаманизм
Миф о сотворении мира упоминается в начале нашей сказки неслучайно. Только зная мифическое устройство мироздания, можно разгадать смысл действий наших героев.
Религия народов Алтая — явление многогранное. Часто это симбиоз разных верований. Например, один и тот же человек может считать себя христианином и посещать церковь. И в то же время совершать обряды поклонения духам Алтая.
Традиционной (и самой древней) религией алтайцев является шаманизм. Но это не просто религия: для алтайцев это особая форма видения и познания мира. Последователи шаманизма верят, что все явления природы, от людей и животных — до гор и рек, наделены жизненной сущностью или душой.
Посредниками между людьми и духами являются шаманы (по-алтайски «камы»), которые могут проникать в иную реальность (мир духов) и путешествовать по ней, переходя из одного мира в другой.
Путешествие между мирами
Герой алтайского эпоса Алып-Манаш прост и понятен лишь на первый взгляд. Из текста сказки мы знаем, что он — богатырь, великан и настоящий герой. Однако напитанный традиционными знаниями и верованиями алтаец увидит в образе Алып-Манаша шамана — то есть того, кто свободно путешествует между мирами.
С этой точкой зрения согласны и некоторые исследователи алтайской истории и культуры. Действительно, страна, в которую направляется Алып-Манаш, наделена многими признаками потустороннего мира или царства мёртвых.
Чтобы проникнуть в страну, где живёт Ак-каан, Алып-Манашу нужно преодолеть бурную реку (водный рубеж между двумя мирами).
Согласно алтайским преданиям, мир земной и мир потусторонний связывает (или разделяет) река Тойбодым. По этой реке на своей лодке плавает Эрлик — бог потустороннего царства, судия мёртвых. С Эрликом и его царством также связан процесс воинской инициации в эпических мифах Алтая. Будущий воин, подобно шаману, спускается в подземный мир Эрлика, на пути преодолевая все преграды.
На берегу реки Алып-Манаш находит перевёрнутую берестяную лодку, а под ней белого, как лебедь, старика-перевозчика.
Образ перевозчика в мир мёртвых через реку существует у многих народов мира. Вспомним греческого Харона, который перевозит души умерших через реку Стикс. У древних египтян был бог Акен, переправляющий души умерших в подземное царство на лодке Месекет.
Лодка с древнейших времён использовалась у многих народов как погребальный сосуд, куда укладывали умерших. Лодка у нашего старика берестяная, то есть сделана из коры берёзы. Известно, что некоторые народы Алтая совершали погребение умерших в берестяных коробах, подвешивая их к кедру.
Ещё одним символом на пути в мир иной считается лебедь (старик в нашей сказке сравнивается с белым лебедем).
Лебедь — хтоническая птица подземного бога Эрлик-хана. Шапка алтайских шаманов украшалась лебедиными перьями.
Хтонический — относящийся к земле и подземному миру, пришедший из земли (от древнегреческого – земля, почва).