Алтайские народы, испокон веков живущие в единстве с Матерью-землёй, буквально напитаны её сокровенными соками. Алтайцы прислушиваются к каждому её вздоху. Их сознание естественно сливается с тонким миром, в котором живут боги и духи. Жизнь в гармонии с родной землёй, которая воспринимается как живое существо, наделяет человека вдохновением, любовью, покоем, самодостаточностью. Можно сказать, что эта особенность лежит в основе национального характера алтайцев.

Древний героический эпос «Алып-Манаш» — не просто удивительная приключенческая история, записанная на языке высокой поэзии. Это сказание таит в себе множество тайных смыслов. Если попытаться разгадать их, можно прикоснуться к душе Алтая, частью которой являются населяющие эту удивительную землю люди.

Алып-Манаш — великан, герой, шаман

Образ мироздания у алтайцев

Вспомним начало нашей сказки: «Вместе с небом и землёй был сотворен Байбарак-богатырь, ездящий на пятнистом, как барс, коне».

Но как же был сотворён сам этот мир?

Мифы о сотворении мира есть у каждого народа, являясь корнями его духовного наследия. Основу алтайской мифологии составляет представление о трёх мирах, связанных между собой: это мир верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный).

В небесном мире обитают светлые и доброжелательные к человеку божества и духи. Главный среди них — Ульгень, верховное божество, создавшее весь мир.

В земном мире живут люди и другие живые существа. Также здесь обитают духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.

В подземном мире обитают духи, враждебные человеку. Правитель подземного царства — могущественный бог Эрлик.

Шаманизм

Миф о сотворении мира упоминается в начале нашей сказки неслучайно. Только зная мифическое устройство мироздания, можно разгадать смысл действий наших героев.

Религия народов Алтая — явление многогранное. Часто это симбиоз разных верований. Например, один и тот же человек может считать себя христианином и посещать церковь. И в то же время совершать обряды поклонения духам Алтая.

Традиционной (и самой древней) религией алтайцев является шаманизм. Но это не просто религия: для алтайцев это особая форма видения и познания мира. Последователи шаманизма верят, что все явления природы, от людей и животных — до гор и рек, наделены жизненной сущностью или душой.

Посредниками между людьми и духами являются шаманы (по-алтайски «камы»), которые могут проникать в иную реальность (мир духов) и путешествовать по ней, переходя из одного мира в другой.

Путешествие между мирами

Герой алтайского эпоса Алып-Манаш прост и понятен лишь на первый взгляд. Из текста сказки мы знаем, что он — богатырь, великан и настоящий герой. Однако напитанный традиционными знаниями и верованиями алтаец увидит в образе Алып-Манаша шамана — то есть того, кто свободно путешествует между мирами.

С этой точкой зрения согласны и некоторые исследователи алтайской истории и культуры. Действительно, страна, в которую направляется Алып-Манаш, наделена многими признаками потустороннего мира или царства мёртвых.

Чтобы проникнуть в страну, где живёт Ак-каан, Алып-Манашу нужно преодолеть бурную реку (водный рубеж между двумя мирами).

Согласно алтайским преданиям, мир земной и мир потусторонний связывает (или разделяет) река Тойбодым. По этой реке на своей лодке плавает Эрлик — бог потустороннего царства, судия мёртвых. С Эрликом и его царством также связан процесс воинской инициации в эпических мифах Алтая. Будущий воин, подобно шаману, спускается в подземный мир Эрлика, на пути преодолевая все преграды.

На берегу реки Алып-Манаш находит перевёрнутую берестяную лодку, а под ней белого, как лебедь, старика-перевозчика.

Образ перевозчика в мир мёртвых через реку существует у многих народов мира. Вспомним греческого Харона, который перевозит души умерших через реку Стикс. У древних египтян был бог Акен, переправляющий души умерших в подземное царство на лодке Месекет.

Лодка с древнейших времён использовалась у многих народов как погребальный сосуд, куда укладывали умерших. Лодка у нашего старика берестяная, то есть сделана из коры берёзы. Известно, что некоторые народы Алтая совершали погребение умерших в берестяных коробах, подвешивая их к кедру.

Ещё одним символом на пути в мир иной считается лебедь (старик в нашей сказке сравнивается с белым лебедем).

Лебедь — хтоническая птица подземного бога Эрлик-хана. Шапка алтайских шаманов украшалась лебедиными перьями.

Хтонический — относящийся к земле и подземному миру, пришедший из земли (от древнегреческого – земля, почва).

Мотив инициации

Странности «другого берега»

Переправившись на другой берег, Алып-Манаш и его конь начинают преображаться. Оба, и так будучи немаленькими, становятся настоящими великанами.

Конь начинает перемещаться с огромной скоростью, так что даже «слеза, повисшая на реснице старика, не успела упасть». Звук от топота его копыт — как от «ста громов». Следы от его копыт заполняются чёрными озёрами. Богатырский конь летит по долине, как вихрь. Как птица. Серебром сияет его шерсть.

А вот описание Алып-Манаша во время его беспробудного сна. Враги его сравнивают с круглым холмом, камнем, глыбой льда, от которой «вихрь-буря идёт», «вихрь-ветерок рвёт столетние деревья, гонит воду рек в обратную сторону…».

Не сумев убить Алып-Манаша, воины Ак-каана сбрасывают его в глубокую и тёмную яму, где он спит ещё девять месяцев. Возможно, именно здесь, на «другом берегу», богатырь Алып-Манаш проходит обряд инициации через смерть, то есть через обряд символического погребения.

Превращения продолжаются

На этом чудеса превращений не заканчиваются. Верный конь Алып-Манаша, обидевшись на него, становится звездой и уносится в небо. Затем он спускается и снова становится конём, чтобы спасти богатыря.

Оба — и конь, и богатырь — ещё несколько раз меняют свой облик. Алып-Манаш становится карликом Тас-Таракаем, а конь — паршивым жеребёнком. И только когда все испытания пройдены, а враги побеждены, оба становятся самими собой.

Можно предположить, что, пройдя инициацию смертью, Алып-Манаш обретает волшебные способности, то есть становится не просто настоящим воином, но и могучим магом — шаманом. Об этом говорят и другие магические способности Алып-Манаша. Например, то, что его нельзя убить.

Формула магического бессмертия

В сказании говорится: «Нет у него крови, которая вытекла бы, алея; нет у него души, которая прервалась бы». Это одно из самых загадочных мест эпоса «Алып-Манаш»: убить нельзя того, у кого нет души. Нельзя убить бессмертного...

По верованиям алтайцев, смерть человека следует за смертью его души. Но, может быть, душу можно спрятать так, чтобы враг не мог найти и убить её? А если так, то где же спрятана душа Алып-Манаша? Да и есть ли она у него вообще?..

Сюжеты о полувоинах-полушаманах довольно распространены в эпических сказаниях алтайских народов. Одна и та же инициация. И сразу две новых ипостаси — воина и шамана. Объяснить смысл такого совпадения теперь уже довольно сложно. Возможно, в древности считалось, что стать воином можно только с помощью потусторонних и божественных сил. Например, с помощью бога подземного мира Эрлика.

Космогонические мифы алтайцев

В эпосе «Алып-Манаш» встречаются и интересные эпизоды, связанные с древними космогоническими представлениями алтайцев.

Гусь

Вспомним: когда Алып-Манаш просыпается в глубокой яме и начинает петь, вокруг этой ямы собирается множество зверей и птиц, заворожённых его песней. Вот над богатырём пролетает стая гусей: «Высоко летели серые гуси. Всю дорогу они громко плакали об Алып-Манаше. Сложив крылья, один гусь упал на грудь богатыря. От радости Алып-Манаш глубоко вздохнул. Лопнули девять цепей...».

Гуся почитали с древних времён, считая его посредником между людьми и высшим миром. Эта птица часто упоминается в древних космогонических мифах. Гуся считали солярной птицей (связанной с солнцем), существом, которое символизирует жизнь, созидание и возрождение.

Неслучайно, видимо, Алып-Манаш доверил одному из гусей важное задание — донести до своих близких весть о том, что он попал в беду...

Конь

Богатырский конь в виде звезды, гуляющий по небу, — не редкость в алтайском эпосе. Некоторым звёздам алтайцы даже дали имена коней самых знаменитых богатырей или охотников.

Так, например, в созвездии Ориона первые три звезды — маралухи (самки оленей), четвёртая звезда — охотник Когольдей-богатырь, пятая — его конь, шестая звезда — стрела, седьмая — собака.

Людоед Дельбеген

Дельбеген — один из самых неприятных персонажей алтайского эпоса. В народных сказаниях ему могут приписывать как семь, так и девять или двенадцать голов. Каждая из этих голов имеет своё назначение. Например, первая голова поёт, вторая — на дудке играет, третья — воет, четвёртая — шаманит, пятая — сказки рассказывает.

Несмотря на отвратительный характер и жуткий внешний вид, Дельбеген также попал в алтайские космогонические истории. С ним, например, связаны мифические толкования о лунных циклах. Вот одна из таких историй.

«...Так всем надоел своими выходками людоед Дельбеген, что решили его уничтожить всем миром. Первым попыталось это сделать Солнце, но при его приближении к Земле люди стали умирать от жары. Вторую попытку предприняла Луна, правда, для этого ей пришлось стать вдвое меньше — чтобы уместиться на Земле. Схватив людоеда, Луна утащила его на небо. Борьба между ними с переменным успехом идёт и по сей день, о чём можно судить по облику Луны. Когда Дельбеген начинает осиливать Луну, она убывает, а когда перевес оказывается на стороне Луны, она полнеет...».

Читать Смотреть Слушать