История о невинно гонимой девушке, которой причиняет зло сказочное существо в образе женщины, популярный сюжет карельских сказок. Предлагаем углубиться в истолкование значений сюжетных линий, предметов и образов героев сказки «Чёрная уточка».
История о невинно гонимой девушке, которой причиняет зло сказочное существо в образе женщины, популярный сюжет карельских сказок. Предлагаем углубиться в истолкование значений сюжетных линий, предметов и образов героев сказки «Чёрная уточка».
Выдающийся филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» указывает, что мотивы изгнания или похищения персонажа восходят к древним традициям возрастной инициации.
Согласно представлениям не только древних карел, но и многих других народов, человек, достигая определённого возрастного или социального рубежа, как бы умирал, возрождаясь уже в новом качестве. Для девушки таким рубежом становилось сначала достижение возраста деторождения, а затем замужество.
Обряд инициации, который символизировал переход от одного жизненного этапа к другому, предполагал непосредственное соприкосновение с потусторонним миром: посещение страны мёртвых, общение с духами предков.
В сказке «Чёрная уточка» главные герои — брат и сестра, нарушают родительский запрет покидать родной дом, который в сказке выражен в виде наказа «жить вместе дружно и не обижать друг друга». Девушка делает это против воли. Она пытается уклониться от замужества, а её брат просто забывает о родительском наказе. Нарушение запрета приводит к несчастью: в результате козней колдуньи Сюоятар девушка превращается в утку, что в сказочной традиции является символом смерти, а её брата отдают на растерзание животным.
Однако главная героиня не так проста, как кажется, и тоже обладает чудесной силой. Девушка-уточка изготавливает чудесные подарки и передаёт их царевичу. На помощь приходит собака, которая служит символом тотемного животного, духа — хранителя рода. Обратное превращение героини из утки в девушку отражает представления о воскрешении, возвращении из мира мёртвых. Одновременно с этим антагонист в лице Сюоятар уходит обратно в потусторонний мир, представителем которого является. Свадьба завершает цикл инициации (нарушение родительского запрета — смерть — новое рождение), что подчеркивает новый социальный статус героев.
Нарушение родительского запрета свойственно сюжету волшебной сказки. Оно обычно символизирует взросление героя. Когда герой самостоятельно принимает решение, это неизбежно влечёт последствия. Но и добиться счастливой участи герой может, только пойдя против родительской воли. Очевидно также, что для брата и сестры этот шаг выглядит по-разному, поскольку девушка покидала родительский кров только в случае перехода в семью мужа. В сказке сестра отказывается выходить замуж до тех пор, пока не изотрётся порог родительского дома, не разрушатся принадлежавшие родителям предметы (жернова, иголка, в некоторых вариантах сказки – прялка), которые здесь символизируют связь с родом.
В традициях карелов свадьба была важным событием, привлекавшим повышенное внимание потусторонних сил. Исследователи отмечают, что у карел свадебные и похоронные причитания были похожи и содержали много общих мотивов, связанных с культом умерших родичей. В определенном смысле невеста умирала для своего рода, разрывая старые семейные узы и устанавливая новые, чтобы возродиться в новом качестве в роду жениха. Причитальщицы выступали в роли посредников между невестой, покидающий свой род, и духами предков. В этом контексте желание героини сказки уклониться от замужества можно рассматривать как попытку «задобрить» духов-хранителей, показать, что она покидает родной дом против воли.
В путь к дому царевича брат и сестра отправляются по воде, которая в представлениях карелов символизировала границу между мирами. Этот образ тоже не случаен. Невеста уже покинула свой род, но ещё не вошла под защиту нового. По пути к жениху она соприкасается с потусторонним миром и становится особенно уязвимой для враждебных человеку сил, олицетворяемых в сказке лесной колдуньей Сюоятар.
Сюоятар – мать змей и многоголовых змеев, телесное воплощение злых сил, в более поздних христианских интерпретациях ассоциируемое с дьяволом. Происхождение имени колдуньи связывают со словом «едящий», что, по мнению некоторых исследователей, указывает на её людоедство. Несмотря на сходство с Бабой-ягой из русских сказок, Сюоятар всегда выступает в роли антагониста, например, в виде злой мачехи, преследующей главную героиню.
Функцию доброй ипостаси Бабы-яги, советчицы и помощницы, а иногда даже родственницы героя, в карельских сказках выполняет другой персонаж — старая вдова, живущая в бревенчатой избушке.
После превращения в утку, что, как мы говорили, символизирует умирание, героиня оказывается в потустороннем мире, а Сюоятар занимает её место. Взаимодействовать с вещным миром девушка-утка может только ночью и только при посредничестве собаки — духа-хранителя рода. Однако здесь проявляется и чудесная сила героини, заключающаяся в её мастерстве: она передаёт царевичу сшитые ею рубаху и полотенце, по которым тот узнает о её существовании. Расшитая рубаха и полотенце в данном случае – не утилитарно-бытовые предметы. Они выполняют функцию оберегов, ограждающих своего носителя от влияния злых сил. Предметы для подарков вышивали в основном девушки, в том числе в качестве приданного. У родственных карелам вепсов считалось, что девушка, вступившая в возраст деторождения, наделена особым могуществом, как и изготовленные ею вещи. Невеста одаривала вышитыми полотенцами не только жениха, но и его дружку, отца и других родственников, которые сопровождали её к месту свадьбы.
В сказочной традиции ткань или изделия из неё также символизируют дорогу, путь или границу между мирами. Неслучайно в конце сказки стражники ведут Сюоятар на казнь по дороге, устланной красным сукном.
Выбор бани как места расправы с антагонистом тоже имеет ритуальное значение. Карелы считали баню особым местом, ему отводили важную роль в свадебных, похоронных и других обрядах, а обитавших там духов считали покровителями рода. Поэтому бане в карельском фольклоре придают особую очистительную функцию.
На примере поморских и русских вариантов сказки («Один след золотой, другой серебряный», «Зоря-царевич», «Белая уточка») мы видим, как трансформировался сюжет. Из него исчезали важные в контексте карело-финской традиции составляющие: путешествие брата с сестрой по реке, собака как дух — хранитель рода. На месте Сюоятар появляется привычная Баба-яга, которую казнят, привязав к лошадиному хвосту.
Именно северокарельский вариант сказки «Чёрная уточка» сохранил в себе наиболее архаичные элементы. Он отсылает нас к традициям древних родовых отношений, что делает его богаче смыслами и интереснее.
Читать Смотреть Слушать