История о невинно гонимой девушке, которой причиняет зло сказочное существо в образе женщины, популярный сюжет карельских сказок. Предлагаем углубиться в истолкование значений сюжетных линий, предметов и образов героев сказки «Чёрная уточка».

Умереть и возродиться в другом статусе

Выдающийся филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» указывает, что мотивы изгнания или похищения персонажа восходят к древним традициям возрастной инициации.

Согласно представлениям не только древних карел, но и многих других народов, человек, достигая определённого возрастного или социального рубежа, как бы умирал, возрождаясь уже в новом качестве. Для девушки таким рубежом становилось сначала достижение возраста деторождения, а затем замужество.

Обряд инициации, который символизировал переход от одного жизненного этапа к другому, предполагал непосредственное соприкосновение с потусторонним миром: посещение страны мёртвых, общение с духами предков. 

Сюжетная линия перехода и обратное превращение

В сказке «Чёрная уточка» главные герои — брат и сестра, нарушают родительский запрет покидать родной дом, который в сказке выражен в виде наказа «жить вместе дружно и не обижать друг друга». Девушка делает это против воли. Она пытается уклониться от замужества, а её брат просто забывает о родительском наказе. Нарушение запрета приводит к несчастью: в результате козней колдуньи Сюоятар девушка превращается в утку, что в сказочной традиции является символом смерти, а её брата отдают на растерзание животным.

Однако главная героиня не так проста, как кажется, и тоже обладает чудесной силой. Девушка-уточка изготавливает чудесные подарки и передаёт их царевичу. На помощь приходит собака, которая служит символом тотемного животного, духа — хранителя рода. Обратное превращение героини из утки в девушку отражает представления о воскрешении, возвращении из мира мёртвых. Одновременно с этим антагонист в лице Сюоятар уходит обратно в потусторонний мир, представителем которого является. Свадьба завершает цикл инициации (нарушение родительского запрета — смерть — новое рождение), что подчеркивает новый социальный статус героев.

Взросление через нарушение запретов

Нарушение родительского запрета свойственно сюжету волшебной сказки. Оно обычно символизирует взросление героя. Когда герой самостоятельно принимает решение, это неизбежно влечёт последствия. Но и добиться счастливой участи герой может, только пойдя против родительской воли. Очевидно также, что для брата и сестры этот шаг выглядит по-разному, поскольку девушка покидала родительский кров только в случае перехода в семью мужа. В сказке сестра отказывается выходить замуж до тех пор, пока не изотрётся порог родительского дома, не разрушатся принадлежавшие родителям предметы (жернова, иголка, в некоторых вариантах сказки – прялка), которые здесь символизируют связь с родом. 

В традициях карелов свадьба была важным событием, привлекавшим повышенное внимание потусторонних сил. Исследователи отмечают, что у карел свадебные и похоронные причитания были похожи и содержали много общих мотивов, связанных с культом умерших родичей. В определенном смысле невеста умирала для своего рода, разрывая старые семейные узы и устанавливая новые, чтобы возродиться в новом качестве в роду жениха. Причитальщицы выступали в роли посредников между невестой, покидающий свой род, и духами предков. В этом контексте желание героини сказки уклониться от замужества можно рассматривать как попытку «задобрить» духов-хранителей, показать, что она покидает родной дом против воли. 

Между тем и этим светом: где в сказках пролегает граница между мирами

В путь к дому царевича брат и сестра отправляются по воде, которая в представлениях карелов символизировала границу между мирами. Этот образ тоже не случаен. Невеста уже покинула свой род, но ещё не вошла под защиту нового. По пути к жениху она соприкасается с потусторонним миром и становится особенно уязвимой для враждебных человеку сил, олицетворяемых в сказке лесной колдуньей Сюоятар. 

Главный отрицательный персонаж карельских сказок

Сюоятар – мать змей и многоголовых змеев, телесное воплощение злых сил, в более поздних христианских интерпретациях ассоциируемое с дьяволом. Происхождение имени колдуньи связывают со словом «едящий», что, по мнению некоторых исследователей, указывает на её людоедство. Несмотря на сходство с Бабой-ягой из русских сказок, Сюоятар всегда выступает в роли антагониста, например, в виде злой мачехи, преследующей главную героиню.

Функцию доброй ипостаси Бабы-яги, советчицы и помощницы, а иногда даже родственницы героя, в карельских сказках выполняет другой персонаж — старая вдова, живущая в бревенчатой избушке.

Обереги и ритуалы карелов

После превращения в утку, что, как мы говорили, символизирует умирание, героиня оказывается в потустороннем мире, а Сюоятар занимает её место. Взаимодействовать с вещным миром девушка-утка может только ночью и только при посредничестве собаки — духа-хранителя рода. Однако здесь проявляется и чудесная сила героини, заключающаяся в её мастерстве: она передаёт царевичу сшитые ею рубаху и полотенце, по которым тот узнает о её существовании. Расшитая рубаха и полотенце в данном случае – не утилитарно-бытовые предметы. Они выполняют функцию оберегов, ограждающих своего носителя от влияния злых сил. Предметы для подарков вышивали в основном девушки, в том числе в качестве приданного. У родственных карелам вепсов считалось, что девушка, вступившая в возраст деторождения, наделена особым могуществом, как и изготовленные ею вещи. Невеста одаривала вышитыми полотенцами не только жениха, но и его дружку, отца и других родственников, которые сопровождали её к месту свадьбы. 

В сказочной традиции ткань или изделия из неё также символизируют дорогу, путь или границу между мирами. Неслучайно в конце сказки стражники ведут Сюоятар на казнь по дороге, устланной красным сукном.

Выбор бани как места расправы с антагонистом тоже имеет ритуальное значение. Карелы считали баню особым местом, ему отводили важную роль в свадебных, похоронных и других обрядах, а обитавших там духов считали покровителями рода. Поэтому бане в карельском фольклоре придают особую очистительную функцию.

На примере поморских и русских вариантов сказки («Один след золотой, другой серебряный», «Зоря-царевич», «Белая уточка») мы видим, как трансформировался сюжет. Из него исчезали важные в контексте карело-финской традиции составляющие: путешествие брата с сестрой по реке, собака как дух — хранитель рода. На месте Сюоятар появляется привычная Баба-яга, которую казнят, привязав к лошадиному хвосту. 

Именно северокарельский вариант сказки «Чёрная уточка» сохранил в себе наиболее архаичные элементы. Он отсылает нас к традициям древних родовых отношений, что делает его богаче смыслами и интереснее.

Читать Смотреть Слушать