Ещё одним интересным и загадочным элементом чеченской сказки является тот «чужой край», в котором и живёт Малх-Азни. Её отец описывает свои владения следующим образом:
«Край, куда птицы не залетают,
Край, куда звери не приходят».
Более того, он демонстрирует Алхасту головы тех, кто приходил свататься к Малх-Азни до него.
Что же это за край такой, куда не залетают птицы, не заходят животные, и где обитает, по-видимому, только отец невесты, единственный «властелин», который может ответить на вопросы героя?
Земли эти в сказке не описываются в деталях, но мы знаем следующее:
- одноглазый нарт показывает Алхасту этот край, с высоты своих собственных плеч. В одно мгновение они очутились там, и в одно мгновение — вернулись. Кроме того, от Малх-Азни, дочери владыки этих краёв, исходит такое яркое свечение, что её видно даже издали;
- герои возвращаются из этого царства, превратившись в птиц, потому что иначе их бы не отпустили братья и отец Малх-Азни;
- из альтернативной версии сказки (в переводе В.М. Гацака) мы узнаём, что невеста живёт в огромном замке, стоящем среди скал.
Итак, это место, куда не заходят живые существа, откуда герои уходят лишь изменив облик с помощью волшебства, и находится оно среди высочайших гор.
Такое описание совпадает с представлениями о тридесятом царстве в некоторых сказках других народов, а тридесятое царство, как мы знаем, это потусторонний мир. С путешествием в загробный мир связано множество обрядов и ритуалов наших предков — в том числе обряд инициации, то есть «посвящения» юноши. Со временем мифы о потустороннем мире мёртвых трансформировались в «невинные» сказки о тридесятом царстве.
Таким образом, можно предположить, что таинственные земли, скудно описанные в чеченской сказке, связаны с мотивом поиска невесты в загробном мире, который встречается у многих других народов.
Загробный мир, несомненно, также связан с солнцем, об этом вы можете прочитать в статье, посвященной образу Малх-Азни.