Тайный смысл

Вы замечали, что в сказках часто фигурирует какой-то волшебный пустующий дом, куда попадают герои? Почему мотив этот, не особо приметный на первый взгляд, встречается в фольклоре так часто? А знаете, что кроется за «далёкими землями», «тридесятым царством» и прочими чужими краями, куда волею судьбы попадают герои?

Образы сказки «Алхаст и Малх-Азни» кажутся нам более чем знакомыми и весьма незамысловатыми, однако так ли это? Так ли просты мотивы, которые мы встречаем во множестве сказок и которым не придаём большого значения?

Попробуем разобраться, что кроется за сказочными сюжетами, и какое отношение это имеет к истории и мифам.

Мужской дом

По дороге к князю братья попадают в неизвестный дом. Пустые дома встречаются в сказках нередко, и нередко в эти пустые дома возвращаются хозяева.

Так что же такое этот дом? Какие исторические корни он имеет?
Многие исследователи сходятся во мнении, что ещё до перехода к рабовладельческому строю в первобытных обществах встречалось такое явление, как «мужской дом». Это, можно сказать, коммуна, где живут мужчины до женитьбы. Юноша, пройдя обряд посвящения (инициации) и став полноценным членом общества, покидал родительский дом, и какое-то время жил с такими же молодыми безбрачными мужчинами.

Этот дом — место со множеством строгих правил. Здесь встречаются ритуальные, традиционные элементы родоплеменного общества: ношение масок, символические действия братания, запретные комнаты с тотемами, и прочее.

Мужские союзы подразумевают разнообразные традиционные обычаи, одним из которых является совместная трапеза. Этим, в частности, объясняется, почему братья Алхаста обнаруживают в пустующем доме накрытый стол — обратите внимание, что он так обилен, что насытиться за ним могут сразу шесть братьев. Таким образом, можно предположить, что стол был накрыт не для одного только хозяина — нарта, — а для нескольких, то есть в доме нарт проживает не один.

Следуя такой трактовке, в этой сказке можно легко усмотреть феномен «мужского дома», столь часто встречающийся в сказках множества народов.

Помощь животных

Алхаст получает от мышей волшебный предмет, с помощью которого он может призвать их в любой момент. Этим мышата отблагодарили героя за спасение.

Вы могли заметить, что в сказках животные нередко дарят волшебные предметы главному герою, или просто оказывают какую-то услугу. Иногда это «откуп», плата за свободу (как в «Золотой рыбке»), а иногда благодарность, как в нашем случае.

Скрытый смысл этого мотива один: речь идёт о связи с тотемным животным.

Ещё до появления современных религий, разные племена определяли себя через отношение тотемных животных или, можно сказать, животных-покровителей. Так, например, если племя считало священным, сакральным животным орла, члены этого племени верили, что произошли от орла, что дух орла их защищает и направляет. Именно к духу орла были направлены их молитвы, как к божеству, и от него они получали милость и дары.

Позднее, с приходом более сложных религий, роль животных отошла на второй план, и представления о животном-покровителе ушли в область сказки.

Именно этими следами древнего тотемизма многие фольклористы объясняют мотив помощи «благодарных животных» главному герою: награда в виде волшебного предмета, дар духа-покровителя полагается ему потому, что он принадлежит племени, находящемуся в родстве с этим животным-прародителем. А мотив услуги, которую животному оказывает герой (например, то, что герой спасает это животное от гибели) появился позднее, в качестве логического объяснения ставшего непонятным элемента сказки.

Продолжая эти рассуждения, можно сказать, что мышь — это тотемное животное народа Алхаста.

Загадочный край

Ещё одним интересным и загадочным элементом чеченской сказки является тот «чужой край», в котором и живёт Малх-Азни. Её отец описывает свои владения следующим образом:

«Край, куда птицы не залетают,
Край, куда звери не приходят».

Более того, он демонстрирует Алхасту головы тех, кто приходил свататься к Малх-Азни до него.

Что же это за край такой, куда не залетают птицы, не заходят животные, и где обитает, по-видимому, только отец невесты, единственный «властелин», который может ответить на вопросы героя?

Земли эти в сказке не описываются в деталях, но мы знаем следующее:

  • одноглазый нарт показывает Алхасту этот край, с высоты своих собственных плеч. В одно мгновение они очутились там, и в одно мгновение — вернулись. Кроме того, от Малх-Азни, дочери владыки этих краёв, исходит такое яркое свечение, что её видно даже издали;
  • герои возвращаются из этого царства, превратившись в птиц, потому что иначе их бы не отпустили братья и отец Малх-Азни;
  • из альтернативной версии сказки (в переводе В.М. Гацака) мы узнаём, что невеста живёт в огромном замке, стоящем среди скал.

Итак, это место, куда не заходят живые существа, откуда герои уходят лишь изменив облик с помощью волшебства, и находится оно среди высочайших гор.

Такое описание совпадает с представлениями о тридесятом царстве в некоторых сказках других народов, а тридесятое царство, как мы знаем, это потусторонний мир. С путешествием в загробный мир связано множество обрядов и ритуалов наших предков — в том числе обряд инициации, то есть «посвящения» юноши. Со временем мифы о потустороннем мире мёртвых трансформировались в «невинные» сказки о тридесятом царстве.

Таким образом, можно предположить, что таинственные земли, скудно описанные в чеченской сказке, связаны с мотивом поиска невесты в загробном мире, который встречается у многих других народов.

Загробный мир, несомненно, также связан с солнцем, об этом вы можете прочитать в статье, посвященной образу Малх-Азни.

Превращение в птиц с помощью кресала

Для того чтобы превратить себя и жениха в голубку и коршуна, Малх-Азни использует кресала, то есть огниво. Современному читателю такой волшебный предмет может показаться очень странным: это всё равно, что вместо пера жар-птицы использовать зажигалку.

Однако, если мы заглянем поглубже, увидим, что ничего странного в этом нет. Огниво, как источник огня, в сказках нередко ассоциируется с предметом, способным вызывать духов или помощников — по аналогии с тем, как оно высекает искру, пробуждает духа огня.

Наверное, не стоит напоминать о том, какую роль в жизни наших предков играла вера в духов. Это называется анимизм — вера в то, что у каждого явления, предмета или группы предметов есть свой дух-покровитель. С духами можно договориться, им можно молиться. Огниво, согласно народным представлениям, обладало волшебными свойствами. Поэтому неудивительно, что именно благодаря этому предмету можно и спутника призвать, и самому в кого-нибудь превратиться.

Читать Смотреть Слушать